ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ВКП(б)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июля 1936 года
О ПЕДОЛОГИЧЕСКИХ ИЗВРАЩЕНИЯХ В СИСТЕМЕ НАРКОМПРОСОВ
ЦК ВКП(б)
устанавливает, что Наркомпрос РСФСР и Наркомпросы других союзных республик допустили извращения в
руководстве школой, выразившиеся в массовом насаждении в школах так называемых
"педологов" и передоверии им важнейших функций по руководству школой и
воспитанию учащихся. Распоряжениями Наркомпросов на
педологов были возложены обязанности комплектования классов, организации
школьного режима, направление всего учебного процесса "с точки зрения педологизации школы и педагога", определение причин
неуспеваемости школьников, контроль за политическими
воззрениями, определение профессии оканчивающих школы, удаление из школ
неуспевающих и т.д.
Создание в школе,
наряду с педагогическим составом, организации педологов, независимой от
педагогов, имеющей свои руководящие центры в виде различных педологических
кабинетов, областных лабораторий и научно-исследовательских институтов,
раздробление учебной и воспитательной работы между педагогами и педологами при
условии, что над педагогами был учинен контроль со стороны звена педологов, -
все это не могло не снижать на деле роль и ответственность педагога за постановку учебной и воспитательной работы, не могло не создавать
фактическую бесконтрольность в руководстве школой, не могло не нанести вреда
всему делу советской школы.
Этот вред был усугублен характером и
методологией педологической работы в школе. Практика педологов, протекавшая в
полном отрыве от педагога и школьных занятий, свелась в основном к
ложно-научным экспериментам и проведению среди школьников и их родителей
бесчисленного количества обследований в виде бессмысленных и вредных анкет,
тестов и т.п., давно осужденных партией. Эти, якобы, научные
"обследования", проводимые среди большого количества учащихся и их
родителей, направлялись, по преимуществу, против неуспевающих или неукладывающихся в рамки школьного режима школьников и
имели своей целью доказать, якобы, с "научной"
"биосоциальной" точки зрения современной педологии наследственную и
социальную обусловленность неуспеваемости ученика или отдельных дефектов его
поведения, найти максимум отрицательных влияний и патологических извращений
самого школьника, его семьи, родных, предков, общественной среды и тем
самым найти повод для удаления школьников из нормального школьного коллектива.
В этих же целях действовала обширная
система обследований умственного развития и одаренности школьников,
некритически перенесенная на советскую почву из буржуазной классовой педологии
и представляющая из себя форменное издевательство над учащимися, противоречащая
задачам советской школы и здравому смыслу. Ребенку 6 - 7 лет задавались
стандартные казуистические вопросы, после чего определялся его так называемый
"педологический" возраст и степень его умственной одаренности.
Все это вело к тому, что все большее и
большее количество детей зачислялось в категории умственно отсталых,
дефективных и "трудных".
На основании отнесения подвергшихся
педологическому "изучению" школьников к одной из указанных категорий
педологи определяли подлежащих удалению из нормальной школы детей в "специальные"
школы и классы для детей "трудных", умственно отсталых, психо-невротиков и т.д.
ЦК ВКП(б)
устанавливает, что в результате вредной деятельности педологов комплектование
"специальных" школ производилось в широком и все увеличивающемся
масштабе. Вопреки прямому указанию ЦК ВКП(б) и СНК
Союза ССР о создании двух-трех школ для дефективных и дезорганизующих
учебу школьников Наркомпросом РСФСР было создано
большое количество "специальных" школ различных наименований, где
громадное большинство учащихся представляет вполне нормальных детей, подлежащих
обратному переводу в нормальные школы. В этих школах, наряду с дефективными
детьми, обучаются талантливые и одаренные дети, огульно отнесенные педологами
на основании ложно-научных теорий к категории "трудных". Что же
касается постановки дела в этих "специальных" школах, то ЦК ВКП(б) признает положение с учебной и воспитательной работой в
них совершенно нетерпимым, граничащим с преступной безответственностью.
"Специальные" школы являются по существу безнадзорными, постановка
учебной работы, учебного режима и воспитания в этих школах отданы в руки
наименее квалифицированных воспитателей и педагогов. Никакой серьезной
исправительной работы в этих школах не организовано. В результате большое
количество ребят, которые в условиях нормальной школы легко поддаются
исправлению и становятся активными, добросовестными и дисциплинированными
школьниками, - в условиях "специальной" школы приобретают дурные
навыки и наклонности и становятся все более трудно исправимыми.
ЦК ВКП(б)
считает, что такие извращения воспитательной политики партии в практике органов
Наркомпросов могли сложиться в результате того, что Наркомпросы до сих пор находятся в стороне от коренных и
жизненных задач руководства школой и развития советской педагогической науки.
Только пренебрежением Наркомпросов
к руководству педагогической наукой и практикой можно объяснить тот факт, что
антинаучная и невежественная теория отмирания школы, осужденная партией,
продолжала до последнего времени пользоваться признанием в Наркомпросах,
и ее адепты в виде недоучившихся педологов насаждались во все более и более
широких масштабах.
Только вопиющим
невниманием Наркомпросов к задачам правильной
постановки дела воспитания подрастающего поколения и невежеством ряда их
руководителей можно объяснить тот факт, что в системе Наркомпросов
педагогика была пренебрежительно объявлена "эмпирикой" и
"наукообразной дисциплиной", а несложившаяся
еще, вихляющая, неопределившая своего предмета и
метода и полная вредных антимарксистских тенденций так называемая педология
была объявлена универсальной наукой, призванной направлять все стороны
учебно-воспитательной работы, в том
числе педагогику и педагогов.
Только
головотяпским пренебрежением к делу развития советской педагогической науки
можно объяснить тот факт, что широкий, разносторонний опыт многочисленной армии
школьных работников не разрабатывается и не обобщается и советская педагогика
находится на задворках у Наркомпросов, в то время как
представителям нынешней так называемой педологии предоставляется широкая
возможность проповеди вредных лженаучных взглядов и производство массовых,
более чем сомнительных, экспериментов над детьми.
ЦК ВКП(б)
осуждает теорию и практику современной так называемой педологии. ЦК ВКП(б) считает, что и теория и практика так называемой
педологии базируется на ложно-научных, антимарксистских положениях. К таким
положениям относится, прежде всего, главный "закон" современной
педологии - "закон" фаталистической обусловленности судьбы детей
биологическими и социальными факторами, влиянием наследственности и какой-то
неизменной среды. Этот глубоко реакционный "закон" находится в
вопиющем противоречии с марксизмом и со всей практикой социалистического
строительства, успешно перевоспитывающего людей в духе социализма и ликвидирующего
пережитки капитализма в экономике и сознании людей.
ЦК ВКП(б)
устанавливает, что такая теория могла появиться лишь в результате
некритического перенесения в советскую педагогику взглядов и принципов
антинаучной буржуазной педологии, ставящей своей задачей в целях сохранения
господства эксплоататорских классов доказать особую
одаренность и особые права на существование эксплоататорских
классов и "высших рас" и, с другой стороны, - физическую и духовную
обреченность трудящихся классов и "низших рас". Такое перенесение в
советскую науку антинаучных принципов буржуазной педологии тем более вредно,
что оно прикрывается "марксистской" фразеологией.
ЦК ВКП(б)
считает, что создание марксистской науки о детях возможно лишь на почве
преодоления указанных выше антинаучных принципов современной так называемой
педологии и суровой критики ее идеологов и практиков на основе полного
восстановления педагогики как науки и педагогов как ее носителей и проводников.
ЦК ВКП(б)
постановляет:
1. Восстановить полностью в правах
педагогику и педагогов.
2. Ликвидировать звено педологов в школах
и изъять педологические учебники.
3. Предложить Наркомпросу
РСФСР и Наркомпросам других союзных республик
пересмотреть школы для трудновоспитуемых детей, переведя основную массу детей в
нормальные школы.
4. Признать неправильными постановления Наркомпроса РСФСР об организации педологической работы и
Постановление СНК РСФСР от 7 марта 1931 года "Об организации
педологической работы в республике".
5. Упразднить преподавание педологии как
особой науки в педагогических институтах и техникумах.
6. Раскритиковать в печати все вышедшие
до сих пор теоретические книги теперешних педологов.
7. Желающих педологов-практиков перевести
в педагоги.
8. Обязать наркома просвещения РСФСР
через месяц представить в ЦК ВКП(б) отчет о ходе
выполнения настоящего Постановления.
ЦК ВКП(б)