Утверждаю
Народный комиссар
финансов Союза ССР
Г.Ф.ГРИНЬКО
10 июля 1936 года
ИНСТРУКЦИЯ
КОНТОРАМ, ОТДЕЛЕНИЯМ И УПОЛНОМОЧЕННЫМ ПРОМБАНКА
ПО ФИНАНСИРОВАНИЮ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
НА ОСНОВЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ СНК СССР И ЦК ВКП(Б)
ОТ 11 ФЕВРАЛЯ 1936 Г.
I. Об усилении
контроля по проектам, сметам
и планам финансирования строительства
1. Конторы, отделения и уполномоченные
банка приступают к финансированию строек и предприятий, осуществляющих
капитальное строительство, по получении:
1) От правления банка или соответствующей
конторы:
а) сообщения о том, что данное
строительство включено в утвержденный в установленном порядке годовой титульный
список;
б) лимита финансирования (годового,
квартального или месячного).
2) От строек и предприятий:
а) справок о наличии утвержденных
технических проектов и смет к ним по формам, утвержденным ЦУНХУ Госплана СССР;
б) приказов или распоряжений
соответствующих наркоматов об утверждении в установленном законом порядке
технических проектов и смет к ним; в тех случаях, когда при утверждении
проектов и смет в них вносятся изменения, в приказе должно быть точно
оговорено, в какой раздел сметы и в какой
сумме внесены изменения.
Помимо перечисленных
выше документов, конторы, отделения и уполномоченные получают от финансируемых
ими строек и предприятий утвержденные титульные списки, включающие: а) перечень
отдельных объектов и сооружений, входящих в состав данной стройки, б) сумму
затрат на имущественные приобретения, в) суммы затрат на
научно-исследовательские работы, подготовку кадров и пусковые расходы. Кроме того, конторы отделения и уполномоченные получают от строек и
предприятий утвержденные для строительства годовые и квартальные финансовые планы
с указанием в них всей суммы затрат и источников покрытия.
2. По стройкам, ведущимся подрядным
способом, конторы, отделения и уполномоченные банка обязаны получать, помимо
перечисленных в п. 1 документов, также утвержденную сводную смету к
техническому проекту, содержащую сметную стоимость каждого объекта данной
стройки.
3. Конторы, отделения и уполномоченные
банка не имеют права открывать финансирование стройкам, включенным в
утвержденные правительством титульные списки, если смета к техническому проекту
превышает сметную стоимость, указанную в титульном списке.
4. Конторы, отделения и уполномоченные
банка при представлении им годовых титульных списков ниже лимитного
строительства обязаны проверять, укладывается ли сумма годового титула данной
стройки вместе с фактической стоимостью работ, выполненных до начала этого
года, в утвержденную для данной стройки смету к техническому проекту.
Титульные списки, не удовлетворяющие этим
требованиям, к финансированию банком не принимаются впредь до приведения их в соответствие
с утвержденной для данного строительства сметой.
5. По стройкам, технические проекты и
сметы которых утверждены после 1 апреля 1936 г., конторы, отделения и
уполномоченные банка обязаны, прежде чем приступить к финансированию,
проверить:
а) фактическое наличие по каждому объекту
сметной стоимости этих же объектов по сводной смете к техническому проекту;
б) соответствуют ли сметы отдельных
объектов сметной стоимости этих же объектов по сводной смете к техническому
проекту;
в) не допущено ли исчисление сметной
стоимости отдельных объектов или частей их по условным или ориентировочным
расчетам вместо установленного порядка расчета смет по нормам и ценам их
составления;
г) не включены ли в смету выполненные до
утверждения сметы работы по фактической их стоимости вместо исчисления этой
стоимости по нормам и ценам года составления сметы;
д) утверждены ли сметы к техническому
проекту в порядке, установленном: для сверхлимитных строек - Постановлениями
СНК СССР от 3 сентября 1934 г. и от 16 октября того же года, а по нижелимитным стройкам - в соответствии с порядком,
установленным приказами соответствующих ведомств.
Примечание. Конторы, отделения и
уполномоченные банка могут принимать к финансированию обязательные работы
(противопожарные мероприятия, охрана труда, техника безопасности,
рационализаторские мероприятия и т.д.), а также капитальный ремонт и
приобретение имущества для осуществления строительства, ведущегося на
действующих предприятиях (транспорт, механизмы и т.д.) по сметам, утвержденным
директором данного предприятия в пределах
установленного вышестоящей организацией годового титула, если соответствующим
наркоматом не установлен другой порядок утверждения этих смет.
6. В тех случаях, когда конторы,
отделения и уполномоченные банка при проверке смет обнаружат, что
представленные сметы утверждены не в установленном законом порядке или что
техническими проектами и сметами обеспечены не все объекты, входящие в состав
стройки, финансирование не открывается.
Конторы, отделения и уполномоченные
производят финансирование отдельных объектов, имеющих утвержденные сметы к
техническому проекту при отсутствии смет по другим объектам тех же строительств
только в случаях, предусмотренных Постановлениями СНК СССР от 3 сентября 1934
г. (п. 3) и от 16 октября 1934 г.
Если смета не отвечает требованиям,
изложенным под литерами "б", "в", "г" п. 5,
конторы, отделения и уполномоченные начинают финансирование строек, но
одновременно устанавливают совместно с начальниками строек кратчайший (не свыше
месяца) срок, в течение которого в смету должны быть внесены все необходимые
исправления в полном соответствии с этими требованиями.
7. Конторам, отделениям и уполномоченным
запрещается финансировать стройки, включенные в титульные списки, утверждаемые
СНК СССР, если в утвержденные проекты и сметы этих строек внесены изменения без
особого разрешения СНК СССР в каждом отдельном случае.
8. Конторы, отделения и уполномоченные
банка могут финансировать как сверхлимитные, так и нижелимитные
стройки, не имеющие утвержденных технических проектов и смет к ним, лишь в том
случае, если стройки эти получили отсрочки на представление проектов и смет в
порядке, предусмотренном Постановлением СНК СССР от 27 апреля 1933 г.
9. Подготовительные работы финансируются
конторами, отделениями и уполномоченными банка в следующем порядке:
а) подготовительные работы,
предшествующие утверждению генерального плана к проектному заданию (изыскания,
геологические работы, составление проектного задания), - в пределах сметы по
этим работам, утвержденной тем же органом, которым должна быть утверждена смета
к техническому проекту данной стройки;
б) прочие
подготовительные работы, предусмотренные Постановлением СНК СССР от 25 мая 1935
г. (составление технических проектов и смет к ним, работы по освоению
территории площадки, устройство дорог, временных зданий и сооружений, подсобные
предприятия, строительные механизмы и заготовка строительных материалов в
размерах не свыше потребности 1 - 2 месяцев), - в пределах сметы на эти работы
и при наличии генерального плана к проектному заданию, утвержденных тем же органом, которым должна быть утверждена
смета к техническому проекту.
10. Конторы и отделения банка обязаны
проверять по крупнейшим стройкам (на выборку) качество составления смет под
углом зрения соблюдения цен и норм года составления, соблюдения норм накладных
расходов и норм проектирования.
В тех случаях, когда проверка выявит
нарушение установленных норм и цен, управляющие конторами и отделениями банка
требуют от начальников строек устранения обнаруженных ими недочетов и
предупреждают, что если эти недочеты не будут устранены в течение 2-месячного
срока, финансирование будет прекращено.
О всех случаях прекращения финансирования строек конторы и отделения
банка обязаны немедленно доводить до сведения вышестоящих хозорганов и
управляющего Промбанков с указанием причин прекращения финансирования.
II. О порядке
финансирования и контроля строительства,
осуществляемого подрядным способом
11. Конторы, отделения и уполномоченные
банка должны оплачивать только те счета по выполненным подрядным работам,
которые основаны на заключенном между заказчиком и генеральным подрядчиком
договоре, составленном на весь объем строительства в ценах сметы к техническому
проекту с выделением физического объема работ на текущий год и с учетом
заданного стройке снижения стоимости.
В отношении строек НКПС по вновь
строящимся дорогам согласно Постановлению СНК СССР и ЦК ВКП(б)
от 11 февраля 1936 г. допускается заключение договоров между управлениями
строительства и специальными строительными организациями.
12. Конторы, отделения и уполномоченные
банка могут принимать к финансированию только те договоры, которые содержат в
самом договоре или в виде обязательного приложения следующие данные:
а) физический объем работ текущего года
по отдельным включенным в договор объектам стройки в натуральных показателях в
соответствии с номенклатурой сметы к техническому проекту;
б) расценки на единицу измерения
включенных в договор работ по смете к техническому проекту;
в) общую стоимость всех работ текущего
года в ценах сметы к техническому проекту;
г) стоимость тех же работ с учетом
заданного стройке на текущий год удешевления.
Примечание. В отношении отдельных
входящих в состав стройки объектов, сметная стоимость которых не превышает по
НКТП, НКЛП, НКПП 100 тыс. руб. и по остальным наркоматам - 50 тыс. руб.,
допускается указание общей стоимости всех работ текущего года по каждому
объекту без указания физического объема в натуральных показателях.
13. До начала финансирования подрядных
работ конторы, отделения и уполномоченные банка обязаны проверить:
а) соответствуют ли предусмотренные
подрядным договором работы утвержденным на текущий год
по данной стройке титулам;
б) не выходит ли предусмотренная в
договоре сметная стоимость работ текущего года за пределы остатка сметного
лимита по данному объекту (цех, железнодорожный мост, вокзал, депо, причал,
участок и т.д.) по строительным и монтажным работам;
в) соответствует ли предусмотренное в
договоре удешевление строительства заданию данной стройки по снижению стоимости
на текущий год, указанному в титульном списке стройки.
Договоры, не отвечающие указанным в п. п.
12 и 13 требованиям, к финансированию не принимаются.
14. В тех случаях, когда по одному
объекту представляется несколько договоров, заключенных с одним подрядчиком,
конторы и отделения банка обязаны по получении всех договоров на весь
установленный объем работ данного года проверить, соответствует ли вся сумма
этих договоров титулу данного объекта с учетом
установленного для него снижения стоимости.
15. По стройкам, не имеющим утвержденных
смет к техническим проектам и принятым к финансированию на основании
предоставленных им в установленном порядке отсрочек (п. 8), конторы, отделения
и уполномоченные банка проверяют, соответствует ли сумма подрядного договора
стоимости работ в титульном списке на текущий год.
Проверка конторами, отделениями и
уполномоченными договорных цен по таким объектам производится на основании
включенных в договор или в приложение к нему нижеследующих данных:
а) физический объем работ текущего года
по отдельным включенным в договор объектам стройки в натуральных показателях по
конструктивным элементам или видам работ;
б) расценки по основным конструктивным
элементам или видам работ, составленные в ценах и нормах года заключения
договора или в нормах и ценах предшествующего года, если к моменту заключения
договора не было опубликовано норм и цен текущего года, с учетом в последнем
случае заданного на текущий год удешевления стоимости строительства.
Такие договоры
должны иметь оговорку, что по утверждении сметы к техническому проекту они
будут пересоставлены в ценах сметы к техническому проекту, а по выполненным до
утверждения сметы работам текущего года будет произведен соответствующий
перерасчет.
Пересоставленные таким образом договоры
проверяются банком на общих основаниях, изложенных в пунктах 12 и 13.
Примечание. В отношении отдельных
входящих в состав стройки объектов, годовой объем работ
которых не превышает по НКТП, НКЛП, НКПП 100 тыс. руб., а по остальным
наркоматам - 50 тыс. руб., допускается указание общей стоимости работ текущего
года по каждому объекту, без указания физического объема в натуральных
показателях.
16. Конторы, отделения и уполномоченные
банка не должны ограничиваться проверкой договоров, установленной в п. п. 12 и
13, 14 и 15, а обязаны при обследованиях проверять на месте, заключен ли
договор данной стройки по ценам сметы к техническому проекту.
В тех случаях,
когда при проверке конторами, отделениями и уполномоченными будет обнаружено,
что договор заключен по ценам, превышающим цены сметы к техническому проекту,
управляющие конторами, отделениями или уполномоченные прекращают дальнейшую
оплату счетов подрядчиков по этим договорам, впредь до приведения их в
соответствие с ценами сметы к техническому проекту, производя зачет излишне
выплаченных подрядчику сумм из ближайших выплат по счетам за выполненные работы.
17. Конторы, отделения и уполномоченные
банка оплачивают по отдельным объектам строек акцептованные заказчиком счета
генерального подрядчика за выполненные по этим объектам работы. К счетам
прилагается акт приемки выполненных работ, составленный на основании обмера.
Акт должен содержать указание физического объема выполненных работ,
установленного по обмеру, и процент готовности всего объекта, а также отдельных
конструктивных элементов или видов работ согласно шкале-процентовке,
приложенной к договору. На акте приемки обязательны подписи: начальника
строительства или лица, специально им на то уполномоченного, и главного
инженера - со стороны подрядчика, а со стороны заказчика - директора
предприятия или лица, специально им на то уполномоченного, и главного инженера.
Счета на выполненные работы должны быть
подписаны начальником строительства или лицом, специально им на то
уполномоченным, и главным бухгалтером стройки (подрядчика) и составлены по
договорным ценам (т.е. в ценах сметы к техническому проекту) с учетом заданного
снижения. Акцепт счета со стороны заказчика должен быть подписан директором
предприятия или лицом, им на то специально уполномоченным, и главным
бухгалтером заказчика.
Счета генерального подрядчика за
выполненные работы, на которых нет акцепта заказчика, к оплате банком не принимаются.
Конторы, отделения и уполномоченные
должны оплачивать счета подрядчика за выполненные работы в соответствии с
процентом готовности всего объекта, указанным в акте приемки в пределах
сметного лимита каждого объекта.
18. Конторы, отделения и уполномоченные
банка при оплате счетов подрядчика за выполненные работы обязаны в
установленный законом срок проверить наличие предусмотренных банковскими
правилами реквизитов счетов, а также:
а) выписан ли счет на объекты,
предусмотренные договором;
б) соответствует ли указанный в счете
процент технической готовности каждого объекта на начало расчетного периода
предыдущим счетам, оплаченным банком по тому же объекту;
в) не выходит ли указанная в счете
стоимость выполненных работ по данному объекту за пределы сметной стоимости
данного объекта;
г) произведено ли в счете удержание на
погашение аванса по завозу материалов в размере и порядке, предусмотренных по
договору.
19. Конторы, отделения и уполномоченные
банка оплачивают представляемые генеральному подрядчику его субподрядчиками
счета на выполненные работы с расчетного счета генерального подрядчика лишь при
условии акцепта этих счетов генеральным подрядчиком. Счета субподрядчиков
должны быть подписаны начальниками работ и их главными бухгалтерами и
акцептованы со стороны генерального подрядчика начальниками строительств и их
главными бухгалтерами. Конторы, отделения и уполномоченные банка, не проверяя
этих счетов по существу, обязаны проверять их только с точки зрения
соответствия установленным для счетов реквизитам на общих основаниях наравне со
счетами по эксплуатационной деятельности.
20. Конторы, отделения и уполномоченные
банка обязаны следить за тем, чтобы авансы, выдаваемые заказчиком подрядчику на
завоз материалов, не превышали 10% от договорной стоимости работ данного года.
С этой целью стройкам на ряду с контокоррентом по
финансированию открывается отдельный счет для учета средств, выдаваемых за счет
общего лимита стройки на завоз материалов. По этому счету учитываются как
оплата завезенных подрядчиком материалов, так равно и погашение аванса
обусловленными в договоре удержаниями со счетов за выполненные работы.
21. Если подрядчик получил от заказчика
аванс на заготовку материалов до открытия банком указанного в п. 20 счета, то
начальная сумма задолженности подрядчика проводится банком по этому счету на
основании совместной справки заказчика и подрядчика о размерах этой
задолженности. Справка эта должна быть подписана со стороны заказчика
директором предприятия и его главным бухгалтером, а со стороны подрядчика -
начальником строительства и его главным бухгалтером.
22. При оплате счетов
проектных организаций за выполненные проектные работы для строек стоимостью
свыше 500 тыс. руб. конторы, отделения и уполномоченные банка обязаны следить
за тем, чтобы общая сумма, отпущенная на проектирование по стройкам или
работам, начинающимся в 1936 г., не превышала 1,5%, а по более сложным объектам
с разрешения наркома - 2% стоимости объекта проектирования. В эту норму
входят также и затраты по проектным работам, выполняемым аппаратом самой
стройки.
В тех случаях, когда конторы, отделения и
уполномоченные банка установят по отчетности, что общая сумма затрат на
проектирование превышает установленные нормы, финансирование проектных работ
прекращается с доведением об этом до сведения вышестоящих хозорганов.
23. Конторы, отделения и уполномоченные
банка при оплате счетов за выполненные подрядные работы, а также при оплате
счетов за выполненные работы на эксплуатируемых железных дорогах обязаны, не
ожидая исчерпания сметной стоимости объектов, в процессе финансирования строек
следить за соответствием отпущенного по данному объекту финансирования проценту
готовности каждого объекта.
В случаях выявления превышения выданных
средств по сравнению с фактической готовностью объектов управляющие конторами и
отделениями и уполномоченные банка обязаны немедленно поставить об этом в
известность вышестоящую хозяйственную организацию и потребовать принятия мер к
устранению разрыва между размером финансирования и фактической готовностью.
Если, несмотря на предупреждение со
стороны банка, вышестоящие хозяйственные организации не принимают необходимых
мер к устранению разрыва между размером произведенных затрат и объемом
выполненных работ, то управляющему областной конторой Промбанка предоставляется
право прекратить финансирование с немедленным доведением об этом до сведения
вышестоящих хозяйственных организаций.
III. О порядке
краткосрочного кредитования
подрядных организаций
24. Конторы и отделения банка могут
кредитовать лишь те подрядные организации, которые имеют у них свои расчетные
счета.
25. Конторы и отделения банка могут
кредитовать строительные организации лишь в пределах кредитного лимита,
установленного им на каждый квартал правлением банка.
Конторы и отделения банка в пределах
полученных ими от правления или соответствующей республиканской конторы
квартальных лимитов кредитования строительных трестов устанавливают лимиты
кредитования для отдельных строительных организаций, входящих в состав данного
треста, в размерах, определяемых по согласованию с соответствующими
строительными трестами.
26. Конторы и отделения банка определяют
лимиты краткосрочного кредитования строительных трестов или входящих в их
состав строительных организаций, исходя из утвержденного для данной организации
по ее финансовому плану остатка строительных материалов и фуража на конец
планируемого периода, в части, непокрываемой:
а) нормативами собственных оборотных
средств на материалы и фураж;
б) авансами, полученными от заказчика на
завоз строительных материалов в размерах, предусмотренных договором.
Подсчет потребности в строительных
материалах и фураже производится на основании представленного подрядчиком
финансового плана, включающего остатки материалов и фуража на начало и на конец
планируемого периода. В частности, учитывается:
1) остаток материалов и фуража,
необходимый для обеспечения строительной программы следующего квартала, исходя
из действующих нормативов по материалам и фуражу;
2) сезонная заготовка материалов и
фуража, которую необходимо произвести для последующих кварталов по сезонным
условиям завоза (сплав и т.д.).
27. Управляющим
конторами и отделениями банка предоставляется право, исходя из конкретных
условий хозяйственной деятельности тех или иных строительных организаций,
допускать внутриквартальное превышение установленного квартального лимита
кредитования в пределах до 25% (а свыше с разрешения управляющего банком) с
тем, что бы к концу квартала задолженность не превышала утвержденного для
данной строительной организации лимита кредитования.
Это внутриквартальное превышение должно
покрываться за счет кассовых ресурсов контор и отделений.
28. Операции по краткосрочному
кредитованию подрядных строительных организаций проводятся по открываемым
банком целевым ссудным счетам.
По краткосрочному кредиту,
предоставляемому конторами и отделениями банка, взимаются 4% годовых,
а по просроченным кредитам - 6% годовых.
29. На основании установленных для
строительной организации квартальных лимитов кредитования конторы и отделения
по соглашению с хозорганами определяют внутриквартальные сроки использования
кредитов и календарные сроки погашения этих кредитов.
На всю сумму открываемых кредитов конторы
и отделения банка получают от хозорганов срочные обязательства.
30. Отпуск средств с целевого
ссудного счета конторы и отделения банка производят путем оплаты акцептованных
заемщиком счетов-фактур на строительные материалы и фураж, а также в порядке
выставления на эту цель аккредитивов или открытия особых счетов.
Краткосрочный кредит может быть
использован только для оплаты строительных материалов и фуража. Никакие другие
расходы за счет этих кредитов конторами и отделениями банка оплачиваться не
должны.
Перечисление средств с
целевого ссудного счета на расчетный счет кредитующейся
стройорганизации запрещается.
В отдельных случаях, когда кредитующейся в банке строительной организацией приобретены
строительные материалы и фураж за счет собственных оборотных средств до
использования кредита полностью или частично, банк в пределах свободного лимита
кредитования допускает перечисление с целевого ссудного счета на расчетный счет
строительной организации средств в покрытие
произведенных ею затрат.
Перечислению в этом случае подлежит
разница между фактической стоимостью остатка оплаченных материалов и фуража и
стоимостью материалов и фуража, которые покрыты:
а) нормативом собственных оборотных
средств по материалам и фуражу;
б) авансом заказчика в установленном
договором размере;
в) фактической задолженностью по
краткосрочному кредитованию.
Перечисление это производится на
основании представленной банку строительной организацией бухгалтерской справки,
включающей данные, предусмотренные в п. 32.
31. Погашение кредитов в установленные в
обязательствах сроки производится конторами и отделениями банка путем списания
соответствующих сумм с расчетного счета заемщика на основании его платежных
поручений. Если такого платежного распоряжения от заемщика в установленный срок
не поступило, то конторы и отделения производят погашение кредитов путем
списания с расчетного счета заемщика до начала операций следующего за сроком наступления платежа дня всей суммы просроченной задолженности.
В случае, если
остаток расчетного счета к моменту взыскания просроченной суммы недостаточен для
полного погашения срочного обязательства, то конторы и отделения для покрытия
непогашенной части задолженности по срочному обязательству обращают взыскание
на все суммы, поступающие на расчетный счет заемщика. Конторы и отделения имеют
также право отозвать выставленные за счет заемщика (как с его расчетного счета,
так равно и за счет краткосрочного кредитования) аккредитивы и особые счета в
суммах, необходимых для полного погашения просроченного обязательства.
32. Конторы и отделения банка ежемесячно
получают от заемщика бухгалтерскую справку о фактическом наличии на складе
заемщика строительных материалов и фуража.
Если по этой справке конторой или
отделением банка будет обнаружено, что фактический остаток строительных
материалов и фуража меньше общей суммы, включающей:
а) норматив собственных оборотных средств стройки по строительным материалам и фуражу;
б) аванс заказчика в установленном
договором размере на завоз материалов;
в) фактическую задолженность по
краткосрочному кредитованию, - то конторы и отделения банка вправе досрочно
погасить задолженность заемщика на сумму этой разницы путем списания
соответствующей суммы с его расчетного счета.
33. Конторы и отделения банка обязаны
анализировать получаемые ими от подрядных организаций балансы под углом зрения
рентабельности их хозяйственной деятельности.
IV. Об укреплении
хозрасчета и усилении
финансового контроля по стройкам, ведущимся
хозяйственным способом
34. Конторы и отделения банка по
требованию начальника строительства могут устанавливать финансирование
переведенных на хозрасчет в порядке Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 11 февраля 1936 г. отдельных строительных участков
(цех, вокзал, депо, железнодорожный мост, причал, участок и т.д.) на следующих
основаниях:
а) строительным участкам открываются
расчетные счета, с которых оплачиваются все затраты данной части строительства,
включая зарплату, административно-хозяйственные расходы и пр.;
б) на указанные в п. "а"
расчетные счета перечисляются с контокоррента стройки средства, предоставляемые
начальником строительства строительным участкам как в
порядке аванса, так и в порядке оплаты счетов за выполненные работы;
в) счета за отпущенные строительным
участкам строительные материалы или за оказанные услуги оплачиваются
строительными участками с их расчетных счетов путем перечисления
соответствующих сумм в кредит контокоррентного счета стройки;
г) счета за выполненные работы
акцептуются начальником строительства и оплачиваются по проценту готовности
объекта в пределах сметного лимита каждого отдельного объекта.
Счета эти должны быть выписаны на основе
утвержденных начальником строительства производственных калькуляций на
отдельные работы, составленных в пределах утвержденной сметы к техническому
проекту с учетом заданного на данный год снижения стоимости строительства.
35. Конторы и отделения банка при оплате
этих счетов проверяют:
а) выписан ли счет на объекты,
предусмотренные в титульном списке;
б) составлен ли счет в пределах сметы к
техническому проекту;
в) соответствует ли предусмотренная в
счете сумма проценту готовности каждого объекта стройки, указанному в
приложенном к счету акте приемки.
V. Контроль
зарплаты, цен, затрат на оборудование,
внеобъемных затрат и административно-хозяйственных
расходов
36. Конторы, отделения и уполномоченные
банка отпускают средства на зарплату в пределах представленных им справок (по
форме, утвержденной ЦУНХУ Госплана СССР) в сумме фактически начисленной за
соответствующий период зарплаты.
Конторы, отделения и уполномоченные банка
при обследовании строек и на основании данных отчетности проверяют фактическое
использование отпущенных банком на зарплату средств по целевому назначению. В
случае обнаружения, что средства израсходованы на другие цели, конторы,
отделения и уполномоченные банка удерживают при очередной выдаче зарплаты неправильно израсходованные средства и передают
дело прокурору для привлечения виновных к ответственности.
37. Конторы, отделения и уполномоченные
банка при оплате счетов-фактур обязаны проверять соответствие указанных в этих
счетах цен, накидок и наценок по строительным материалам, а также ставок автогужтранспорта тем ценам, накидкам, наценкам и
транспортным ставкам, которые утверждены в установленном порядке.
Проверка эта производится при оплате счетов-фактур
с контокоррентов строек, расчетных счетов строительных организаций и с целевых
ссудных счетов этих строительных организаций.
Этот порядок контроля распространяется
также на счета по поставкам стройматериалов и транспортным услугам, представляемым
стройке выделенными на отдельный баланс подсобными предприятиями. Счета должны
выписываться в тех номенклатурных обозначениях, которые указаны в ценниках и
прейскурантах.
38. Конторы, отделения и уполномоченные
банка при оплате счетов-фактур за оборудование обязаны проверять соответствие
указанных в счетах цен прейскурантам и ценникам, утвержденным на данный вид
оборудования. При отсутствии таких прейскурантов и ценников либо при отсутствии
в распоряжении конторы, отделения и уполномоченных банка этих справочных
материалов счета-фактуры оплачиваются по ценам, предусмотренным в
представленных заказчиком договорах на поставку оборудований или выписках из
этих договоров. По нестандартному оборудованию должно быть проверено
соответствие договорной цены цене, утвержденной СТО или соответствующим
наркомом.
39. Счета-фактуры за стройматериалы,
оборудование и транспортные услуги, оказываемые строительству действующей
частью того же предприятия, оплачиваются конторами, отделениями и
уполномоченными банка лишь при условии обязательного акцепта их строительством
и только по общеустановленным ценам и ставкам.
Счета-фактуры за услуги, оказываемые
строительству действующей частью предприятия (пар, вода, электричество и пр.),
оплачиваются согласно ценам, установленным промфинпланом
данного предприятия.
Расчеты между строительством и
действующей частью того же предприятия могут производиться конторами,
отделениями и уполномоченными банка только по счетам-фактурам, составляемым по
конкретным поставкам или услугам. Расчеты по обезличенному сальдо взаимных
расчетов не допускаются.
40. Счета, не отвечающие требованиям,
изложенным в п. п. 37, 38 и 39, конторами, отделениями и уполномоченными банка
не оплачиваются.
41. Оплата счетов с контокоррента строек,
а также с расчетных счетов подрядчиков производится конторами и отделениями в
порядке поступления этих счетов.
При стечении разнородных требований
конторы и отделения банка обязаны оплачивать, в первую очередь, зарплату и все
приравненные по закону к зарплате платежи, во вторую очередь - все остальные
платежи, в том числе платежи по судебным и арбитражным решениям в порядке
поступления в банк. Изъятия из установленного в настоящем пункте порядка
очередности допускаются только в случаях, предусмотренных законом.
42. Отпуск средств по
затратам на оборудование, приобретение (строительные механизмы, транспорт,
инвентарь), проектирование и по целевым затратам (пусковые расходы, подготовка
кадров, научно-исследовательские работы, финансирование строительств других
хозорганов), производится конторами, отделениями и уполномоченными банка в
пределах назначений на каждую из этих целей, указанных в смете к техническому
проекту по стройке в целом и в пределах утвержденных по каждому из этих
назначений годовых титулов.
Конторы, отделения и уполномоченные банка
обязаны вести раздельный внесистемный учет затрат: а) по оборудованию, б) по
приобретениям, в) по проектированию, г) по каждому из перечисленных видов
целевых затрат.
43. Средства на
административно-хозяйственные расходы по промстроительству
отпускаются конторами, отделениями и уполномоченными банка в пределах годовых
смет на эти расходы, утвержденных начальником строительства, и не свыше
лимитов, по административно-хозяйственным расходам, установленных для данной
стройки вышестоящим хозорганом.
44. Конторы, отделения и уполномоченные
банка обязаны вести внесистемный учет затрат по административно-хозяйственным
расходам, выделяя в этом учете средства, израсходованные на зарплату служащих и
ИТР. Конторы, отделения и уполномоченные банка обязаны следить за тем, чтобы
отпуск средств на зарплату служащих и ИТР не превышал суммы, определенной на
эти цели в годовой смете административно-хозяйственных расходов.
Данные внесистемного учета затрат по
административно-хозяйственным расходам корректируются на основании
представленной стройками отчетности на сумму произведенных стройкой затрат по
административно-хозяйственным расходам за счет других источников, помимо
полученных на эти цели от банка средств.
45. В связи с тем, что по Постановлению
СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 11 февраля 1936 г. крупные
подсобные предприятия строек переведены на хозрасчет, выделены на отдельные
балансы и им предоставлено право кредитоваться в Госбанке, конторам, отделениям
и уполномоченным Промбанка запрещается выдавать этим предприятиям какие бы то
ни было средства за счет капитальных вложений, кроме тех ассигнований, которые
установлены в утвержденных для этих подсобных предприятий титулах.
VI. Анализ
отчетности и обследование строек
46. Конторы, отделения и уполномоченные
банка в целях наблюдения за ходом строительства и его стоимостью обязаны
получать от строек и от подрядных строительных организаций установленную
отчетность и подвергать ее анализу в порядке, установленном правлением банка.
47. На ряду с работой по анализу отчетности
строек управляющие конторами, отделениями и
уполномоченные банка обязаны резко усилить работу инспекторов по обследованию
строительства на месте с таким расчетом, чтобы крупнейшие стройки,
финансируемые конторами, отделениями и уполномоченными банка, были обследованы
не менее одного раза в год. Результаты обследования в копии сообщаются
вышестоящими хозяйственными организациями.
48. В целях решительного усиления борьбы
с бесхозяйственностью в строительстве при обследованиях строек и при анализе
отчетности должно быть обращено особое внимание на выявление:
а) несоответствия между затраченными
средствами и выполненным объемом работ;
б) незаконного использования для
строительства оборотных средств действующих предприятий или использования
отпущенных на капиталовложения средств не по целевому назначению;
в) нарушения норм по накладным и
административно-хозяйственным расходам или резкого несоответствия затрат на
накладные и административно-хозяйственные расходы по сравнению с выполненной
программой строительства;
г) нарушения установленных расценок
рабочей силы и норм выработки;
д) составления актов приемки, не
основанных на фактическом обмере выполненных работ;
е) образования убытков вследствие хищения
материальных и денежных ценностей, бесхозяйственного хранения и перевозки
материалов и оборудования, непредъявления претензий к
дебиторам, раздачи незаконных авансов и т.п.;
ж) расходования средств на капитальное
строительство помимо банка;
з) расходования средств на зарплату не по
прямому назначению;
и) беспорядочного состояния учета и
отчетности.
49. В случае обнаружения бесхозяйственности на стройках управляющие отделениями и
уполномоченные банка немедленно сообщают о выявленных фактах бесхозяйственности
управляющим соответствующими областными и краевыми конторами. Управляющие
областными и краевыми конторами обязаны в 5-дневный срок в зависимости от
размера и характера выявленной бесхозяйственности либо применять частичные
финансовые санкции (например, прекращение отпуска средств на
административно-хозяйственные расходы), либо полностью прекращать
финансирование стройки впредь до решения вышестоящих хозорганов.
О всех наложенных на ту или иную стройку финансовых санкциях
управляющие конторами немедленно сообщают вышестоящим хозорганам, а также
управляющему банком и одновременно высылают последнему подробный доклад о
мотивах наложения санкции.
VII. О мероприятиях
по обеспечению своевременного
поступления собственных вложений хозорганов
на капитальное строительство
50. Конторы, отделения и уполномоченные
банка обязаны следить за тем, чтобы взносы собственных средств (прибыль и
амортизация), предусмотренные в планах финансирования капитального
строительства, поступали в банк в пределах фактических накоплений полностью и
своевременно, добиваясь равномерного поступления этих взносов и не допуская
перенесения их на последний месяц в последние дни квартала.
51. Конторы, отделения
и уполномоченные банка могут по согласованию с предприятиями допускать зачет
(не реже одного раза в месяц) по взносам собственных вложений, с одной стороны,
задолженности строительства действующему предприятию за отпущенные последним
строительству изделия собственного производства и оказанные услуги (пар, вода,
электроэнергия, транспорт и т.д.), с другой стороны.
При этих зачетах должны соблюдаться
установленные правила финансового контроля (т.е. проверка цен, тарифов и т.п.).
52. Инструкция "О работе филиалов,
контор и отраслевых секторов правления Промбанка по финансированию капитального
строительства на основе Постановления СНК СССР от 27 апреля 1933 г.",
утвержденная НКФ СССР 16 мая 1933 г., отменяется.
Настоящая Инструкция распространяется
также и на порядок финансирования и контроля капитального строительства НКПС, НКВода, НКСвязи и НКВнудела. Ранее утвержденные инструкции: по НКПС от 7
апреля 1934 г., по Цудортрансу от 31 декабря 1933 г.,
по НКВоду от 23 июня 1933 г. и по
НКСвязи от 28 июля 1933 г. отменяются.
При этом сохраняется в силе:
По строительству НКПС:
1) Действующий порядок финансирования
осуществляемых хозяйственным способом капитальных работ путем оплаты с
контокоррентов служб, отделов управлений железных дорог и строительных
управлений Цужелдорстроя, представляемых их
нижестоящими хозяйственными единицами счетов за выполненные работы.
2) Действующий в подрядных организациях
порядок оплаты с их расчетных счетов представляемых их низовыми хозяйственными
единицами счетов за выполненные работы.
3) Выдачи за счет капиталовложений
низовым хозяйственным единицам служб и отделов управлений
железных дорог и других хозорганов НКПС, осуществляющих строительство
хозяйственным способом:
а) временных расчетных оборотных средств;
б) средств на сезонные заготовки
материалов.
Погашение средств, предусмотренных в п.
п. "а" и "б" должно быть произведено к концу планируемого
года.
4) Действующий порядок открытия счетов
подотчетного финансирования для низовых хозяйственных единиц дорог и других
хозорганов НКПС, осуществляющих строительство хозяйственным способом.
5) Действующий порядок проверки счетов по
поставкам хозяйственно-материальных отделов НКПС по номенклатурным ценникам на
материалы, утвержденным в установленном наркоматом порядке.
6) Действующий порядок расчетов между
капитальным строительством и эксплуатацией по зарплате рабочих и служащих,
работающих одновременно как в капитальном строительстве, так и в эксплуатации.
7) Действующий порядок наложения
финансовых санкций за несвоевременное представление отчетности или за ее
недоброкачественность.
По строительству Гушоссдора
НКВД:
1) Существующий порядок финансирования
строительства, осуществляемого хозяйственным способом, путем оплаты с
контокоррентов строек счетов за выполненные работы, представляемых их низовыми
хозяйственными единицами.
2) Действующий порядок выдачи по
разрешению Гушоссдора:
Строительным участкам:
а) аванса в размере до 10% на заготовку
материалов;
б) аванса сверх указанных
выше 10% на сезонные заготовки в размере, установленном стройкой по соглашению
с соответствующим филиалом Промбанка.
Выделенным на хозрасчет снабженческим
организациям строек:
в) временных расчетных оборотных средств в размере, установленном стройкой по соглашению с
банком.
Управляющий Промбанком
Союза ССР
ТУМАНОВ