СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ВКП(б)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 ноября 1938 г. N 81
ОБ АРЕСТАХ, ПРОКУРОРСКОМ НАДЗОРЕ И ВЕДЕНИИ СЛЕДСТВИЯ
СНК СССР и ЦК ВКП(б)
отмечают, что за 1937 - 1938 гг. под руководством партии органы НКВД проделали
большую работу по разгрому врагов народа и очистке СССР от многочисленных
шпионских, террористических, диверсионных и вредительских кадров из троцкистов,
бухаринцев, эсеров, меньшевиков, буржуазных
националистов, белогвардейцев, беглых кулаков и уголовников, представлявших из
себя серьезную опору иностранных разведок в СССР и, в особенности, разведок
Японии, Германии, Польши, Англии и Франции.
Одновременно органами НКВД проделана
большая работа также и по разгону шпионско-диверсионной агентуры иностранных
разведок, переброшенных в СССР в большом количестве из-за кордона под видом так называемых политэмигрантов и перебежчиков из
поляков, румын, финнов, немцев, латышей, эстонцев, харбинцев
и проч.
Очистка страны от диверсионных
повстанческих и шпионских кадров сыграла свою положительную роль в деле
обеспечения дальнейших успехов социалистического строительства.
Однако не следует думать, что на этом
дело очистки СССР от шпионов, вредителей, террористов и диверсантов окончено.
Задача теперь заключается в том, чтобы,
продолжая и впредь беспощадную борьбу со всеми врагами СССР, организовать эту
борьбу при помощи более совершенных и надежных методов.
Это тем более необходимо, что массовые
операции по разгрому и выкорчевыванию вражеских элементов, проведенные органами
НКВД в 1937 - 1938 гг., при упрощенном ведении следствия и суда - не могли не
привести к ряду крупнейших недостатков и извращений в работе органов НКВД и прокуратуры.
Больше того, враги народа и шпионы иностранных разведок, пробравшиеся в органы НКВД как в центре, так и на местах, продолжая вести свою
подрывную работу, старались всячески запутать следственные и агентурные дела,
сознательно извращали советские законы, проводили массовые и необоснованные
аресты, в то же время спасая от разгрома своих сообщников, в особенности,
засевших в органах НКВД.
Главнейшими недостатками, выявленными за
последнее время в работе органов НКВД и прокуратуры, являются следующие:
Во-первых, работники НКВД совершенно
забросили агентурно-осведомительную работу,
предпочитая действовать более упрощенным способом, путем практики массовых
арестов, не заботясь при этом о полноте и высоком качестве расследования.
Работники НКВД настолько отвыкли от
кропотливой, систематической агентурно-осведомительной
работы и так вошли во вкус упрощенного порядка производства дел, что до самого
последнего времени возбуждают вопросы о предоставлении им так называемых
"лимитов" для производства массовых арестов.
Это привело к тому, что и без того слабая
агентурная работа еще более отстала и что хуже всего, многие наркомвнудельцы потеряли вкус к агентурным мероприятиям,
играющим в чекистской работе исключительно важную роль.
Это, наконец, привело к тому, что при
отсутствии надлежаще поставленной агентурной работы следствию, как правило, не
удавалось полностью разоблачить арестованных шпионов и диверсантов иностранных
разведок и полностью вскрыть все их преступные связи.
Такая недооценка значения агентурной работы
и недопустимо легкомысленное отношение к арестам тем более нетерпимы, что
Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) в своих Постановлениях от 8
мая 1933 года, 17 июня 1935 года и, наконец, 3 марта 1937 года давали
категорические указания о необходимости правильно организовать агентурную
работу, ограничить аресты и улучшить следствие.
Во-вторых, крупнейшим недостатком работы
органов НКВД является глубоко укоренившийся упрощенный порядок расследования,
при котором, как правило, следователь ограничивается получением от обвиняемого
признания своей вины и совершенно не заботится о подкреплении этого признания
необходимыми документальными данными (показания свидетелей, акты экспертизы,
вещественные доказательства и проч.).
Часто арестованный не допрашивается в
течение месяца после ареста, иногда и больше. При допросах арестованных
протоколы допроса не всегда ведутся. Нередко имеют место случаи, когда
показания арестованного записываются следователем в виде заметок, а затем,
спустя продолжительное время (декада, месяц и даже больше), составляется общий
протокол, причем совершенно не выполняется требование статьи 138 УПК о
дословной, по возможности, фиксации показаний арестованного. Очень часто
протокол допроса не составляется до тех пор, пока арестованный не признается в
совершенных им преступлениях. Нередки случаи, когда в протокол допроса вовсе не
записываются показания обвиняемого, опровергающие те или другие данные
обвинения.
Следственные дела
оформляются неряшливо, в дело помещаются черновые, неизвестно кем исправленные и
перечеркнутые карандашные записи показаний, помещаются неподписанные
допрашиваемым и незаверенные следователем протоколы показаний, включаются не
подписанные и не утвержденные обвинительные заключения и т.п.
Органы прокуратуры, со своей стороны, не
принимают необходимых мер к устранению этих недостатков, сводя, как правило,
свое участие в расследовании к простой регистрации и штампованию следственных
материалов. Органы прокуратуры не только не устраняют нарушений революционной
законности, но фактически узаконяют эти нарушения.
Такого рода безответственным отношением к
следственному производству и грубым нарушением установленных законом
процессуальных правил нередко умело пользовались пробравшиеся в органы НКВД и
прокуратуры - как в центре, так и на местах, - враги народа. Они
сознательно извращали советские законы, совершали подлоги, фальсифицировали
следственные документы, привлекая к уголовной ответственности и подвергая
аресту по пустяковым основаниям и даже вовсе без всяких оснований, создавали с
провокационной целью "дела" против невинных людей, а в то же время
принимали все меры к тому, чтобы укрыть и спасти от разгрома своих соучастников
по преступной антисоветской деятельности. Такого рода факты имели место как в центральном аппарате НКВД, так и на местах.
Все эти отмеченные
в работе органов НКВД и прокуратуры совершенно нетерпимые недостатки были
возможны только потому, что пробравшиеся в органы НКВД и прокуратуры враги
народа всячески пытались оторвать работу органов НКВД и прокуратуры от
партийных органов, уйти от партийного контроля и руководства и тем самым
облегчить себе и своим сообщникам возможность продолжения своей антисоветской,
подрывной деятельности.
В целях решительного устранения
изложенных недостатков и надлежащей организации следственной работы органов
НКВД и прокуратуры СНК СССР и ЦК ВКП(б) постановляют:
1. Запретить органам НКВД и прокуратуры
производство каких-либо массовых операций по арестам и выселению.
В соответствии со ст. 127 Конституции
СССР аресты производить только по постановлению суда или с санкции прокурора.
Выселение из погранполосы
допускается в каждом отдельном случае с разрешения СНК СССР и ЦК ВКП(б) по специальному представлению соответствующего обкома,
крайкома или ЦК нацкомпартий, согласованному с НКВД
СССР.
2. Ликвидировать судебные тройки,
созданные в порядке особых приказов НКВД СССР, а также тройки при областных,
краевых и республиканских Управлениях РК милиции.
Впредь все дела в точном соответствии с
действующими законами о подсудности передавать на рассмотрение судов или
Особого совещания при НКВД СССР.
3. При арестах органам НКВД и прокуратуры
руководствоваться следующим:
а) согласование на аресты производить в
строгом соответствии с Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б)
от 17 июня 1935 года;
б) при истребовании от прокурора санкций
на арест - органы НКВД обязаны представить мотивированное постановление и все,
обосновывающее необходимость ареста, материалы;
в) органы прокуратуры обязаны тщательно и
по существу проверить обоснованность постановлений органов НКВД об арестах,
требуя в случае необходимости, производства дополнительных следственных
действий или представления дополнительных следственных материалов;
г) органы прокуратуры обязаны не
допускать производства арестов без достаточных оснований.
Установить, что за каждый неправильный
арест, наряду с работниками НКВД, несет ответственность и давший санкцию на
арест прокурор.
4. Обязать органы НКВД
при производстве следствия в точности соблюдать все требования Уголовно-процессуальных
кодексов.
В частности:
а) заканчивать расследование в сроки,
установленные законом;
б) производить допросы арестованных не
позже 24-х часов после их ареста; после каждого допроса составлять немедленно
протокол в соответствии с требованием статьи 138 УПК с точным указанием времени
начала и окончания допроса.
Прокурор при ознакомлении с протоколом
допроса обязан на протоколе делать надпись об ознакомлении с обозначением часа,
дня, месяца и года;
в) документы, переписку и другие
предметы, отбираемые при обыске, опечатывать немедленно на месте обыска,
согласно ст. 184 УПК, составляя подробную опись всего опечатанного.
5. Обязать органы прокуратуры в точности
соблюдать требования Уголовно-процессуальных кодексов по осуществлению
прокурорского надзора за следствием, производимым органами НКВД.
В соответствии с этим обязать прокуроров
систематически проверять выполнение следственными органами всех установленных
законом правил ведения следствия и немедленно устранять нарушения этих правил:
принимать меры к обеспечению за обвиняемым предоставленных ему по закону
процессуальных прав и т.п.
В связи с возрастающей ролью
прокурорского надзора и возложенной на органы прокуратуры ответственностью за
аресты и проводимое органами НКВД следствие признать
необходимым:
а) установить, что все прокуроры,
осуществляющие надзор за следствием, производимым органами НКВД, утверждаются
ЦК ВКП(б) по представлению соответствующих обкомов,
крайкомов, ЦК нацкомпартий и прокурора Союза ССР;
б) обязать обкомы, крайкомы и ЦК нацкомпартий в 2-месячный срок проверить и представить на
утверждение в ЦК ВКП(б) кандидатуры всех прокуроров,
осуществляющих надзор за следствием в органах НКВД;
в) обязать прокурора Союза ССР т.
Вышинского выделить из состава работников центрального аппарата политически
проверенных квалифицированных прокуроров для осуществления надзора за
следствием, проводимым центральным аппаратом НКВД, и в двухдекадный
срок представить их на утверждение ЦК ВКП(б).
7. Утвердить мероприятия НКВД СССР по
упорядочению следственного производства в органах НКВД, изложенные в Приказе от
23 ноября 1938 г. В частности, одобрить решение НКВД об организации в
оперативных отделах специальных следственных частей.
Придавая особое значение правильной
организации следственной работы органов НКВД, обязать НКВД СССР обеспечить
назначение следователями в центре и на местах лучших, наиболее проверенных
политически и зарекомендовавших себя на работе квалифицированных членов партии.
Установить, что все следователи органов
НКВД в центре и на местах назначаются только по приказу народного комиссара
внутренних дел СССР.
8. Обязать НКВД СССР и прокурора Союза
ССР дать своим местным органам указания по точному исполнению настоящего
Постановления.
* * *
СНК СССР и ЦК ВКП(б)
обращают внимание всех работников НКВД и прокуратуры на необходимость
решительного устранения отмеченных выше недостатков в работе органов НКВД и
прокуратуры и на исключительное значение организации всей следственной и прокурорской
работы по-новому.
СНК СССР и ЦК ВКП(б)
предупреждают всех работников НКВД и прокуратуры, что за малейшее нарушение
советских законов и директив партии и правительства каждый работник НКВД и
прокуратуры, не взирая на лица, будет привлекаться к суровой судебной
ответственности.
Председатель Совета
Народных Комиссаров СССР
В.МОЛОТОВ
Секретарь Центрального
Комитета ВКП(б)
И.СТАЛИН