СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ВКП(б)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 сентября 1946 г. N 2157
О МЕРАХ ПО ЛИКВИДАЦИИ НАРУШЕНИЙ УСТАВА
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ АРТЕЛИ В КОЛХОЗАХ
Совет Министров Союза ССР и Центральный
Комитет ВКП(б) на основании поступивших материалов и
произведенной по ряду областей проверки устанавливают наличие серьезных
нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах.
Эти нарушения выражаются в неправильном
расходовании трудодней, расхищении общественных земель колхозов, в
растаскивании колхозной собственности, злоупотреблениях со стороны районных и
других партийно-советских работников, нарушении демократических основ
управления делами сельскохозяйственной артели - выборности правлений и
председателей колхозов, их подотчетности перед собраниями колхозников.
Неправильное
расходование трудодней
Неправильное расходование трудодней в
колхозах идет по линии раздувания штатов управленческого и обслуживающего
персонала в колхозах и чрезмерно высоких затрат трудодней и денежных средств на
административно-управленческие расходы.
Неправильное использование труда
вследствие ничем не обоснованного, чрезмерного расширения штатов
административного и управленческого персонала привело во многих колхозах к
нехватке трудоспособных колхозников для работы в поле и на фермах, в то время, как на обслуживающих должностях оказалось много людей,
ничего не делающих и получающих оплату более высокую, чем на производственных
работах.
На ненужных и надуманных должностях в
колхозах нередко укрываются рвачи и дармоеды,
уклоняющиеся от производственной работы, проедающие накопления колхозов и
живущие за счет труда тех колхозников, которые работают в поле или ухаживают за
скотом.
Вследствие неправильных расчетов с
колхозниками нарушается Устав сельскохозяйственной артели во многих колхозах,
когда одна часть колхозников недополучает по причитающимся им трудодням натуру
и деньги, другая же часть получает больше, чем это им причитается по заработанным
трудодням.
Широкое распространение в колхозах
получила вредная практика отпуска по запискам председателей колхозов продуктов
отдельным колхозникам вне зависимости от заработанных ими трудодней.
Наряду с этим во
многих колхозах по требованиям местных органов власти содержатся за счет
трудодней колхоза лица, не работающие в колхозе и не имеющие никакого отношения
к колхозному производству: дежурные, сторожа и курьеры сельсоветов, начальники
пожарных дружин, различного рода внештатные работники сельсоветов и районных
организаций.
Кроме того, в колхозах часто содержатся
за счет трудодней парикмахеры, сапожники, портные и другие работники, которые
обслуживают личные нужды колхозников и в силу этого должны оплачиваться самими
колхозниками.
Имеет место также вредная практика
начисления трудодней за работы, выполняемые для различных сельских и районных
организаций и учреждений (строительство и ремонт помещений, заготовка дров и
стройматериалов, погрузочные работы и т.п.).
Эти факты растраты трудодней приводят к
обесцениванию трудодня, к уменьшению доходов, подлежащих распределению на
трудодень, а следовательно к уменьшению
заинтересованности колхозников в колхозном труде.
Расхищение
общественных колхозных земель
Советско-партийные и земельные органы
обязаны были строго оберегать общественные земли колхозов от расхищения, как об
этом предупреждали СНК СССР и ЦК ВКП(б) своим
Постановлением от 27 мая 1939 г. Между тем, факты и проверка показывают, что
это Постановление на деле многими работниками оказалось забытым и факты
расхищения общественных земель колхозов снова приобрели массовый характер.
Это расхищение общественных земель идет
по линии увеличения приусадебных участков колхозников путем самовольных
захватов или незаконных прирезок со стороны правлений и председателей колхозов
в целях раздувания личного хозяйства в ущерб общественному.
Расхищение общественных земель идет также
по линии незаконного отвода местными советскими и земельными органами, а то и
самочинного захвата общественных земель колхозов всякими организациями и лицами
под видом создания на колхозных землях всякого рода подсобных хозяйств и
индивидуальных огородов рабочих и служащих. При этом такое расхищение
общественных земель зачастую происходит при попустительстве правлений колхозов,
председателей сельсоветов и райсоветов. Понятно, что незаконный захват
общественных земель колхозов под всякого рода подсобные хозяйства уменьшает
земельные фонды колхозов, подрывает общественное хозяйство колхозов и поощряет
захват общественных земель в колхозах со стороны отдельных рваческих
элементов.
Расхищение общественных земель, как об
этом указывали СНК СССР и ЦК ВКП(б) в своем
Постановлении от 27 мая 1939 года, ведет к тому, что "интересы
общественного хозяйства колхоза, основой которого является общественная
колхозная земля, приносятся в угоду частно-собственническим
и рваческим элементам, использующим колхоз в целях спекуляции и личной
наживы".
Растаскивание
колхозного имущества
Установлены факты злоупотреблений,
выражающихся в растаскивании колхозной собственности, со стороны районных и
других партийно-советских работников. Растаскивание колхозного имущества
происходит в виде взятия у колхозов бесплатно или за низкую плату колхозного
скота, зерна, семян, кормов, мяса, молока, масла, меда, овощей, фруктов и т.п. Некоторые советско-партийные и земельные районные работники вместо
того, чтобы строго охранять общественную собственность, как основу колхозного
строя, грубо нарушают советские законы и, злоупотребляя своим служебным
положением, незаконно распоряжаются имуществом, натуральными и денежными
доходами колхозов, принуждая правления и председателей колхозов выдавать им
бесплатно или за низкую цену имущество, скот и продукты, принадлежащие
колхозам.
Эти факты говорят о том, что некоторые
ответственные работники, злоупотребляя своим положением, стали на путь
произвола и беззакония в отношении колхозов и без всякого стыда стали залезать
в имущество колхозов, как в свой собственный карман.
Легко понять, что эти злоупотребления
подрывают основу благосостояния колхоза, разлагают руководящие колхозные кадры
и толкают их в свою очередь на всякого рода беззакония.
Вместе с тем в практике имеет место
безответственное отношение к расчетам с колхозами со стороны ряда государственных
и других организаций, когда причитающиеся колхозам деньги за поставляемую и
продаваемую колхозами продукцию или произведенные колхозами работы своевременно
не выплачиваются, что расшатывает хозяйство колхозов.
Нарушение
демократических основ управления колхозами
Совет Министров Союза ССР и Центральный
Комитет ВПК(б) устанавливают наличие серьезных
нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах в отношении выборности
руководящих органов сельскохозяйственной артели - правления, председателя
колхоза, ревизионной комиссии, регулярного созыва общих собраний колхозников,
подотчетности правления колхоза и председателя перед общим собранием
колхозников.
Эти нарушения
выражаются в том, что во многих колхозах перестали собирать общие собрания колхозников
и, таким образом, колхозники оказались устраненными от участия в делах колхоза
и фактически все дела сельскохозяйственной артели, в том числе распределение
доходов, хозяйственные планы, распоряжение всеми материальными средствами
решаются только правлением или председателем колхоза, правление же колхоза и
председатель не отчитываются перед общим собранием колхозников о своей деятельности.
В результате такого нарушения основ
демократии общие собрания колхозников для выборов правления, председателя колхоза
и ревизионной комиссии по нескольку лет не собираются, установленные Уставом
сроки выборов правления и председателя колхоза не соблюдаются. Дело доходит до
такого безобразия, что председатели колхозов назначаются и снимаются районными
партийно-советскими организациями - без ведома
колхозников.
Такое положение ведет к тому, что
председатели колхозов перестают чувствовать ответственность перед колхозниками,
оказываются в независимом от них положении, теряют связь с колхозниками, что
является извращением основ Устава сельскохозяйственной артели, нарушает
демократические отношения между руководством колхоза и колхозниками и тем самым
наносит серьезный ущерб делу укрепления колхозов.
* * *
Совет Министров Союза ССР и Центральный
Комитет ВКП(б) считают изложенные выше злоупотребления
и нарушения глубоко вредными для дела колхозов и крайне опасными для всего
социалистического строительства нашей страны.
Совет Министров Союза ССР и ЦК ВКП(б) считают, что такой вредной и чуждой ленинизму практике
извращения политики партии и правительства и нарушений Устава
сельскохозяйственной артели должен быть положен конец решительно и
бесповоротно.
Совет Министров Союза ССР и Центральный
Комитет ВКП(б) постановляют:
1. Осудить указанные в настоящем
Постановлении извращения политики партии и правительства в колхозном
строительстве и нарушения Устава сельскохозяйственной артели, как противоколхозные и противогосударственные, а виновных
привлекать к судебной ответственности, как уголовных преступников.
2. Обязать руководителей
партийно-советских организаций союзных республик, а также руководителей
областных и краевых организаций срочно ликвидировать нарушения Устава сельскохозяйственной
артели, восстановить в полной мере действия Устава сельскохозяйственной артели
и оградить колхозы от посягательств на колхозное имущество.
3. Покончить с практикой расхищения в
колхозах трудодней и неправильного распределения колхозных доходов.
В двухмесячный срок проверить по всем
колхозам и сократить раздутые штаты административного и обслуживающего
персонала и затраты трудодней на их оплату, а административно-хозяйственные
расходы привести в соответствие с Уставом сельскохозяйственной артели.
Снять с оплаты по трудодням лиц, не
имеющих отношения к колхозам, и воспретить районным советским и партийным
органам требовать от колхозов оплаты трудоднями работ, не имеющих отношения к
колхозам.
4. Обязать руководителей
партийно-советских организаций союзных республик, а также руководителей краевых
и областных организаций восстановить в полной мере действие Постановления
Совета Народных Комиссаров СССР и Центрального Комитета ВКП(б)
от 27 мая 1939 года "О мерах охраны общественных земель колхозов от разбазаривания".
Проверить в натуре в срок до 15 ноября
1946 года по каждому колхозу и сличить с записями в земельных шнуровых книгах
наличие общественных земель и размеры приусадебных участков, изъять незаконно
захваченные земли как со стороны отдельных колхозников,
так и организаций и учреждений для подсобных хозяйств и возвратить их колхозам.
Восстановить в этот же срок всю
документацию записи земель колхозов (акты, шнуровые книги и т.д.).
Отменить пункт 2 действовавшего на время
войны Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 7 апреля
1942 года о предоставлении на время войны Совнаркомам союзных и автономных
республик, краевым и областным исполкомам, при отсутствии свободных городских
земель и земель госфонда, права разрешать
промышленным предприятиям, учреждениям, организациям и воинским частям
производить временно посевы на неиспользуемых землях колхозов с согласия
последних, а земли, временно переданные по этому Постановлению, вернуть
соответствующим колхозам в срок до 15 ноября 1946 года.
5. Установить, что работники советских,
партийных и земельных органов и председатели колхозов, виновные в расхищении и
незаконном распоряжении колхозным имуществом, общественной землей, денежными
средствами, будут сниматься с постов и отдаваться под суд, как нарушители закона
и враги колхозного строя.
Вменить в обязанность Советам Министров
республик, крайисполкомам, облисполкомам, ЦК компартий союзных республик,
крайкомам, обкомам партии обеспечить в двухмесячный срок возвращение колхозам
незаконно взятого у них имущества, скота и денежных средств и в месячный срок
доложить Совету Министров СССР и Центральному Комитету ВКП(б)
о мерах, принятых в отношении конкретных виновников в расхищении колхозного
имущества.
6. Запретить под страхом уголовной
ответственности районным и другим организациям и работникам требовать с
колхозов хлеб, продукты, деньги на нужды различного рода организаций и для
проведения съездов, совещаний, празднований, финансирования районных
строительств.
7. Обязать
руководителей партийно-советских организаций союзных республик, а также
руководителей краевых и областных организаций навести должный порядок в
расчетах различных организаций с колхозами, ликвидировать в 3-месячный срок всю
задолженность колхозам со стороны различных организаций и учреждений и впредь
установить порядок своевременной и добросовестной расплаты с колхозами за их
продукцию и за выполненные ими работы.
8. Восстановить нарушенный во многих
колхозах уставной демократический порядок созыва общих собраний колхозников для
обсуждения и решения вопросов колхоза, избрание правлений и председателей
колхозов общими собраниями, подотчетность правлений и председателей колхозов
перед колхозниками и работу ревизионных комиссий.
Воспретить под строгой ответственностью
райкомам партии, райсоветам и земельным органам назначать или снимать
председателей колхозов помимо общих собраний колхозников.
Провести до 15
февраля 1947 года во всех колхозах общие собрания колхозников для заслушивания
отчетов правлений колхозов об итогах хозяйственной деятельности за 1946 год и
провести на них выборы правлений колхозов, председателей колхозов и ревизионных
комиссий в том случае, если истекли уставные сроки или когда общее собрание
колхозников сочтет необходимым сделать это досрочно.
9. Обязать Советы Министров республик,
крайисполкомы, облисполкомы, ЦК компартий союзных республик, крайкомы, обкомы
партии представить в Совет Министров СССР и Центральный Комитет ВКП(б) отчет о выполнении настоящего Постановления к 1 января
1947 года.
10. В целях установления строгого контроля за соблюдением Устава сельскохозяйственной артели,
ограждения колхозов от попыток нарушений Устава, а также для разрешения
вопросов колхозного строительства создать при Правительстве СССР Совет по делам
колхозов.
Председатель
Совета Министров Союза ССР
И.СТАЛИН
Секретарь
Центрального Комитета ВКП(б)
А.ЖДАНОВ