МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СССР
ПРИКАЗ
от 23 августа 1948 г. N 1208
О СОСТОЯНИИ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
В УНИВЕРСИТЕТАХ И О МЕРАХ ПО УКРЕПЛЕНИЮ БИОЛОГИЧЕСКИХ
ФАКУЛЬТЕТОВ КВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ КАДРАМИ БИОЛОГОВ-МИЧУРИНЦЕВ
Резкая критика, которой подверглось
состояние биологической науки в университетах в докладе академика Т.Д. Лысенко
на сессии Всесоюзной Академии сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина, в
развернувшихся на сессии прениях по докладу, правильно отражает положение,
сложившееся на биологических факультетах университетов.
В преподавании биологических наук, в
научно-исследовательской работе, в подготовке научных работников и в подборе
руководящих кадров на биологических факультетах университетов имеются
крупнейшие недостатки.
Главное управление университетов
неудовлетворительно руководило преподаванием биологических дисциплин в
университетах и не вело решительной и последовательной борьбы против антимичуринцев.
В результате этого
в ряде университетов и в особенности в Московском и Ленинградском университетах
руководящие позиции были заняты морганистами (вейсманистами) или же людьми,
активно поддерживавшими это реакционное направление в биологической науке,
проводившими агрессивную политику в отношении мичуринцев.
Биологический факультет Московского
университета при попустительстве ректората университета и Главного управления
университетов предпринял попытку организации антимичуринских
сил путем проведения антидарвинистских по своему направлению и содержанию
всесоюзных конференций со специально подобранным составом участников этих
конференций.
В Ленинградском университете
менделисты-морганисты предпринимали активные меры к устранению
профессоров-мичуринцев с занимаемых ими постов.
На биологических факультетах не ведется
подготовка кадров по мичуринской генетике и дарвинизму, а в учебных планах
курсы, освещающие достижения мичуринской биологии, представлены совершенно
недостаточно. Учение великого преобразователя природы Мичурина и его
последователя - Лысенко, построенное на принципах диалектического материализма,
не находило отражения в ряде учебных программ ("Введение в биологию",
"Генетика с основами селекции", "Динамика развития организма"
и др.).
Совершенно неудовлетворительно обстоит
дело с учебниками. Основным учебником по курсу генетики являлась книга Синнота и Денна
"Генетика", посвященная Менделю. По динамике развития организма
рекомендовался учебник Завадовского М.М.
"Динамика развития организмов", построенный на основе
менделизма-морганизма. Ряд других учебников также являются антимичуринскими,
построенными на менделе-моргановской основе. Все это
приводило к засорению умов студентов чуждыми, идеологически враждебными идеями,
приносило ущерб делу воспитания советских специалистов.
Неудовлетворительно обстоит дело с
подготовкой научных кадров. За два года по генетике и дарвинизму закончили
аспирантуру всего 7 аспирантов по всем биологическим факультетам и в настоящее
время обучаются всего 6 аспирантов по специальностям.
Многие кафедры биологических факультетов
в своей научной работе оторвались от решения насущных задач социалистического строительства и разрабатывают темы формально-генетического
направления, не имеющие ни практического, ни теоретического значения, а иногда
служащие для обоснования лженаучных концепций в биологии.
В целях устранения перечисленных крупных
недостатков в работе биологических факультетов университетов и обеспечения
безраздельного господства во всей учебной и научной работе кафедр передового
мичуринского учения приказываю:
1. Начальнику Главного управления
университетов и ректорам университетов обеспечить коренную перестройку всей
учебной и научно-исследовательской работы в направлении вооружения студентов и
научных работников передовым прогрессивным мичуринским учением и решительного
искоренения реакционного идеалистического вейсманистского (менделевско-моргановского)
направления. Работа университетов должна исходить из полного признания, что
мичуринское направление, возглавляемое академиком Т.Д. Лысенко, проделало
большую плодотворную работу по разоблачению и разгрому теоретических позиций
менделизма-морганизма и является дальнейшим развитием передовой мичуринской
науки. Необходимо всемерно разъяснять студентам, что борьба мичуринской
биологической науки против вейсманистского направления в биологии есть борьба
двух прямо противоположных и непримиримых мировоззрений, борьба диалектического
материализма против идеализма.
2. Освободить от работы
проводивших активную борьбу против мичуринцев и мичуринского учения и не
обеспечивших воспитания советской молодежи в духе передовой мичуринской
биологии:
в Московском университете - заведующего
кафедрой дарвинизма академика И.И. Шмальгаузена, заведующего кафедрой динамики
развития организма профессора М.М. Завадовского,
заведующего кафедрой физиологии растений профессора Т.Д. Сабинина,
декана биологического факультета доцента С.Д. Юдинцева, доцентов биологического
факультета С.И. Алиханяна, А.Л. Зеликмана, З.И.
Бермана, М.И. Шапиро;
в Ленинградском университете - проректора
университета и профессора кафедры зоологии беспозвоночных Ю.И. Полянского,
декана биологического факультета М.Е. Лобашова, заведующего кафедрой
экспериментальной зоологии и генетики животных профессора П.Г. Светлова, доцентов
биологического факультета Д.А. Новикова, Арапетянца;
в Харьковском
университете - заведующего кафедрой дарвинизма и генетики профессора И.М.
Полякова; в Горьковском университете - заведующего кафедрой генетики и селекции
профессора С.С. Четверикова; в Воронежском
университете заведующего кафедрой генетики профессора Д.Ф. Петрова и профессора
той же кафедры чл.-корр. АН СССР Н.П. Дубинина; в Киевском университете -
заведующего кафедрой генетики животных и дарвинизма профессора С.М. Гершензона; в Саратовском университете - заведующего кафедрой генетики и дарвинизма
профессора В.Е. Альтшуллера; в Тбилисском
университете - заведующего кафедрой генетики и дарвинизма доцента Папалашвили Д.М.
3. Освободить профессора Солдатенкова С.В. от обязанностей директора
Научно-исследовательского института биологии Ленинградского университета как не
обеспечившего правильного руководства научной работой института в духе
мичуринского учения.
4. Назначить деканом биологического
факультета Московского университета профессора Презента И.И. и деканом
биологического факультета Ленинградского университета профессора Турбина Н.В.
5. Назначить заведующим
кафедрой дарвинизма Московского университета профессора Презента И.И.,
профессором этой же кафедры и заведующим лабораторией биологии развития
животных профессора Маховко В.В., заведующим кафедрой
генетики Воронежского университета профессора Козо-Полянского
Б.М., заведующим кафедрой дарвинизма и генетики Харьковского университета
доцента Шестакова, заведующим кафедрой дарвинизма Горьковского университета
профессора Мельниченко А.Н., заведующим кафедрой дарвинизма Казахского
университета профессора Мынбаева К.М.
6. Обязать Главное управление
университетов (т. Жигача) и Управление кадров (т.
Галкина) в двухмесячный срок пересмотреть состав всех кафедр биологических
факультетов университетов, очистив их от людей, враждебно относящихся к
мичуринской науке, и укрепить эти кафедры квалифицированными
биологами-мичуринцами.
7. Обязать Заместителя Министра высшего
образования тов. Топчиева А.В. и Начальника Главного управления университетов
тов. Жигача К.Ф. в двухмесячный срок переутвердить деканов биологических факультетов, поставив
во главе факультетов деканов, могущих обеспечить быстрейшую перестройку работы
и безраздельное господство в учебной и научной деятельности мичуринской
биологической науки.
8. Обязать Главное управление
университетов (т. Жигача) и Методическое управление
(т. Бутягина) пересмотреть до 1 сентября учебные
планы биологических факультетов университетов. Организовать на биологических
факультетах университетов специальность "Дарвинизм и генетика".
Увеличить число часов на курс генетики с основами селекции, сделав его
обязательным для всех биологических специальностей. Ввести в учебный план
ботанических специальностей курсы "Биология развития растений" и
"Растениеводство". Ввести в учебный план специальностей
"Зоология" и "Физиология животных" курс
"Животноводство".
Открыть специальность "Дарвинизм и
генетика" с 1948 - 49 учебного года в Московском и Ленинградском
университетах.
Главному управлению университетов
представить на утверждение предложения об укомплектовании в 1948 - 49 учебном
году 4-х курсов этой специальности.
9. Изъять из обращения следующие
программы Московского университета как пропагандирующие реакционные теории
менделизма-морганизма: "Введение в биологию", "Генетика с
основами селекции", "Динамика развития организма",
"Дарвинизм".
10. Обязать Главное управление
университетов (т. Жигача) пересмотреть и утвердить до
1 сентября следующие программы по биологическим наукам: "Введение
в биологию", "Зоология позвоночных", "Зоология
беспозвоночных", "Анатомия и морфология растений", "Низшие
растения", "Высшие растения", "Биохимия",
"Генетика и основы селекции", "Микробиология",
"История биологии", "Эмбриология животных",
"Гистология", "Экология животных", "Экология
растений", "Методика преподавания биологии".
11. Считать необходимым
изъять из обращения следующие книги, учебники и учебные пособия: Синнот и Денн - "Генетика", Серебровский -
"Гибридизация животных", Шмальгаузен - "Проблемы
дарвинизма" и "Факторы эволюции", Рокицкий
- "Генетика", Завадовский - "Динамика
развития организмов", Давыдов и др. - "Основы селекции
сельскохозяйственных животных", Гришко и Делоне - "Курс
генетики", Парамонов - "Основы дарвинизма".
Главному управлению университетов (т. Жигачу) организовать общественный просмотр и обсуждение
других, ранее изданных учебников по биологическим наукам.
12. Главному управлению университетов (т.
Жигачу) и Отделу учебников (т. Деомидову)
в двухнедельный срок пересмотреть планы издания учебников по биологическим
наукам на 1949 - 1950 гг. Предусмотреть в плане издания учебников на 1949 год
подготовку учебников и учебных пособий по следующим дисциплинам для
биологических факультетов университетов: "Генетика и
селекция" (автор профессор Турбин), "Дарвинизм" (автор профессор
Презент), "Введение в биологию" (автор профессор Маховко),
"Растениеводство" (автор Соболев), "Животноводство" (автор
проф. Давыдов).
В процессе подготовки рукописей учебников
обеспечить широкое участие в их обсуждении работников вузов, работников научно-исследовательских
институтов и практиков сельского хозяйства.
13. Главному управлению университетов (т.
Жигачу) и Отделу научно-исследовательских работ (т.
Воловику) пересмотреть к 15 сентября 1948 года план научно-исследовательских
работ вузов в области биологических наук, исключив из плана темы
научно-исследовательских работ, имеющие формально-генетическое, антимичуринское направление.
Разработать и представить на утверждение
руководству Министерства к 15 октября 1948 г. план научно-исследовательских
работ на 1949 год в области биологических наук, обеспечив при этом выполнение
работ, направленных на дальнейшее развитие мичуринской биологии. Согласовать
план научно-исследовательских работ в области биологических и
сельскохозяйственных наук с Министерством сельского хозяйства СССР и
Министерством совхозов СССР.
Ректорам университетов пересмотреть
тематику научных студенческих кружков биологических факультетов и состав
руководителей этих кружков.
14. Начальнику Главного управления
университетов пересмотреть к 1 октября 1948 г. руководителей аспирантов по
биологическим наукам и тематику диссертационных работ аспирантов.
Представить к 1 сентября 1948 г. на
утверждение руководству Министерства план приема аспирантов по биологическим
наукам с учетом пересмотра состава руководителей аспирантов и необходимостью
значительного расширения подготовки научных работников в области дарвинизма,
генетики и селекции.
Пересмотреть к 1 сентября состав
докторантов Академии наук СССР по биологическим наукам, рекомендованных Министерством
высшего образования.
15. Обязать ректоров университетов
провести в сентябре собрания профессорско-преподавательского состава для
обсуждения итогов сессии Всесоюзной Академии
сельскохозяйственных наук имени В.И. Ленина по докладу Т.Д. Лысенко и
мероприятий по перестройке учебной и научно-исследовательской работы
биологических факультетов.
16. Провести во время зимних каникул при
Московском университете курсы переподготовки преподавателей дарвинизма и
генетики в высших учебных заведениях.
Начальнику Главного управления
университетов т. Жигачу представить к 1 октября
руководству Министерства на утверждение программу курсов, состав лекторов и
состав слушателей этих курсов.
17. В целях широкой популяризации
передового мичуринского учения проводить в государственных университетах
мичуринские чтения. Главному управлению университетов и Методическому
управлению в двухмесячный срок разработать положение о мичуринских чтениях.
18. Утвердить следующие мероприятия по
биологическим факультетам Московского и Ленинградского университетов, имеющие
целью обеспечение преподавания и специализации студентов в области биологии
мичуринского направления:
а) передать кафедрам дарвинизма чтение
курса "Введение в биологию", читавшегося ранее на кафедре динамики
развития;
б) кафедру динамики развития в связи с
беспредметностью содержания ее профиля, являющегося конгломератом отдельных
вопросов и проблем, изучаемых и преподаваемых на других кафедрах, а также в
связи с отсутствием педагогической нагрузки - ликвидировать;
в) создать при кафедрах дарвинизма
лаборатории: 1) биологии развития растений и 2) биологии развития животных.
Главному управлению университетов выделить в кратчайший срок необходимые
средства для оборудования этих лабораторий. Освободившиеся в связи с ликвидацией
кафедры динамики развития штатные единицы использовать для укрепления кафедры
дарвинизма и организуемых при ней лабораторий;
г) в целях развития
научно-исследовательской работы в области цитологии создать при кафедрах
генетики и селекции лабораторию цитологии;
д) реорганизовать кафедру генетики
растений Ленинградского университета в кафедру генетики и селекции, передав
этой кафедре лабораторию генетики животных;
е) разрешить ректору Московского
университета принять на первый курс биологического факультета 25 студентов
дополнительно к ранее утвержденному плану.
Министр высшего
образования СССР
С.КАФТАНОВ