МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР
ПРИКАЗ
от 21 ноября 1949 г. N 870
Совет Министров СССР своим Постановлением
от 31 октября 1949 г. за N 5036 "Об упорядочении сети и установлении единой
номенклатуры учреждений здравоохранения" отметил наличие серьезных
недостатков в деле организации сети учреждений здравоохранения.
Структура многих учреждений и
существующее деление их на категории не отвечают интересам здравоохранения.
Значительная часть самостоятельно существующих учреждений здравоохранения
являются мелкими учреждениями. Раздробленность учреждений ведет к неправильной
расстановке врачей-специалистов, разбуханию штатов
административно-хозяйственного персонала, мешает правильно организовать
снабжение учреждений здравоохранения и руководить их работой. Самостоятельное и
обособленное существование амбулаторно-поликлинических учреждений создает
искусственный отрыв врачей, работающих в этих учреждениях, от клиник, больниц и
родильных домов, что снижает качество лечебно-профилактической помощи
населению. Сеть больниц смешанной специализации, наиболее полно отвечающих
требованиям современной медицинской науки и обеспечивающих комплексное,
разностороннее обслуживание больных, развита недостаточно.
Значительная часть
лечебно-профилактических учреждений развернута в неприспособленных помещениях
или находится на большом расстоянии от обслуживаемых групп населения или друг
от друга (амбулатории от больниц).
Совет Министров также отметил, что
начатое с разрешения Совета Министров СССР объединение больничных учреждений с амбулаторно-поликлиническими себя оправдало, но
осуществляется медленно.
В целях дальнейшего улучшения
лечебно-профилактического обслуживания населения и
санитарно-противоэпидемической деятельности учреждений здравоохранения Совет
Министров СССР:
1) Утвердил единую номенклатуру и типовые
категории учреждений здравоохранения (см. приложения N 1 и 2 - не приводятся).
2) Обязал Министерство здравоохранения
СССР, ВЦСПС, Советы Министров союзных республик, министерства и ведомства, за
исключением Министерства вооруженных сил СССР, Министерства внутренних дел
СССР, Министерства государственной безопасности СССР:
а) закончить к 1 января 1952 года
объединение учреждений больничного типа с амбулаторно-поликлиническими;
б) привести все подведомственные
учреждения здравоохранения к концу 1951 года в соответствие с номенклатурой и
типовыми категориями, утвержденными настоящим Постановлением;
в) обеспечить более целесообразную и
удобную для населения дислокацию учреждений здравоохранения, произведя в
необходимых случаях обмен зданий (помещений), принадлежащих этим учреждениям,
на другие, независимо от их ведомственной принадлежности.
3) Установил
подчиненность медицинских учреждений и разрешил открытие и закрытие медицинских
учреждений здравоохранения, подведомственных как органам здравоохранения, так и
другим министерствам и ведомствам, кроме ВЦСПС, Министерства вооруженных сил
СССР, Министерства внутренних дел СССР, Министерства государственной безопасности
СССР и Министерства путей сообщения, только по согласованию с Министерством
здравоохранения СССР, Министерством здравоохранения союзной республики,
Министерством здравоохранения автономной республики или областным (краевым)
отделом здравоохранения соответственно, согласно
приложению N 3 (не приводится).
4) Поручил Государственной Штатной
Комиссии при Совете Министров СССР разработать совместно с Министерством
здравоохранения СССР и представить к 1 января 1950 года на утверждение Совета
Министров СССР: а) новые типовые штаты адм.-хозяйственного
персонала объединенных учреждений здравоохранения соответственно номенклатуре,
установленной настоящим Постановлением; б) предложения об установлении
должностных окладов руководящему составу объединенных учреждений
здравоохранения в связи с изменением объема их работы.
5) Обязал Советы Министров союзных и
автономных республик и обл(край)исполкомы установить для объединенных учреждений
здравоохранения единый источник финансирования по бюджету.
Отмеченное в
Постановлении Совета Министров СССР медленное осуществление объединения
больничных учреждений с амбулаторно-поликлиническими явилось следствием того,
что в ряде городов и районных центров местные органы здравоохранения не придали
должного значения организационному упорядочению объединения больниц с
поликлиниками, родильных домов с женскими консультациями, детских больниц с
детскими консультациями и поликлиниками и допустили при их проведении ряд
крупных недочетов, механически объединяя учреждения с нарушением самого принципа объединения.
Объединялись многие специализированные
больницы с одной поликлиникой (г. Горький - хирургическая больница и
терапевтическая больница с поликлиникой Автозаводского р-на), многие
поликлиники с одной больницей (г. Ярославль - терапевтические отделения четырех
поликлиник с одной больницей).
Имеется немало случаев, где начатое
объединение больниц с поликлиниками ограничивалось одной-двумя специальностями
и не принимались меры к завершению объединения по всем остальным
специальностям. Во многих городах не уделено должного внимания правильной
организации участкового обслуживания населения, а сама участковость
проводится формально: район обслуживания больницы не распределен равномерно
между участковыми ординаторами - имеются участки с населением от 2000 до 7 -
10000 человек и более, а на цеховой участок приходится до 5 - 7000 рабочих.
В ряде городов медицинское обслуживание
рабочих ведущих отраслей промышленности осуществляется лишь
амбулаторно-поликлиническими учреждениями из-за отсутствия больниц в
большинстве медико-санитарных частей, что не обеспечивает
высококвалифицированное, комплексное медицинское обслуживание. Большая часть
закрытых поликлиник остается до сих пор не объединенной с больницами.
Отмечается значительная текучесть
участковых ординаторов, нарушение преемственности в обслуживании населения;
участковые ординаторы часто отвлекаются для выполнения различных заданий, не
связанных с обслуживанием населения участка.
В ряде мест оставался неразрешенным
вопрос правильного руководства и финансирования объединенных учреждений.
Основная причина
недостатков в организационном оформлении объединения больниц с поликлиниками,
родильных домов с женскими консультациями, детских больниц с детскими
консультациями и поликлиниками, заключалась в недооценке многими руководителями
органов здравоохранения проводимой организационной перестройки
лечебно-профилактических учреждений здравоохранения, в непонимании того
положения, что объединение больничных учреждений с поликлиническими нельзя
проводить в отрыве от перестройки всей сети учреждений здравоохранения города в
целом.
В целях правильного и скорейшего
приведения всех учреждений здравоохранения в соответствие с новой номенклатурой
и типовыми категориями, упорядочения организационных форм объединения лечебно-профилактических
учреждений и приближения медицинской помощи к населению на основе укрепления
участкового принципа обслуживания, приказываю:
1. Ввести в действие утвержденную Советом
Министров СССР номенклатуру и типовые категории учреждений здравоохранения
(приложения N 1 и N 2).
2. Установить в соответствии с пунктом 3
Постановления Совета Министров СССР от 31 октября 1949 г. N 5036, что открытие
новых медицинских учреждений и закрытие существующих медицинских учреждений как в системе Министерства здравоохранения, так и
других министерств и ведомств (кроме Министерства вооруженных сил СССР,
Министерства государственной безопасности СССР, Министерства внутренних дел,
Министерства путей сообщения, ВЦСПС) может производиться лишь по согласованию с
Министерством здравоохранения СССР, Министерством здравоохранения союзной или
автономной республики или краевым, областным отделом здравоохранения (приложение
N 3).
3. Установить, что в результате
объединения типовым лечебно-профилактическим учреждением является:
- больница с поликлиникой;
- больница при промышленном предприятии,
входящая в состав медико-санитарной части, с поликлиникой;
- детская больница с детской
консультацией, детской поликлиникой;
- родильный дом с женской консультацией;
- диспансер с соответствующим
стационарным учреждением, имеющие соответствие структурных частей стационара и
поликлиники по основным специальностям, а также по мощности при обязательной
работе лечащих врачей в стационаре с обслуживанием населения в поликлинике или
на участке.
Достижение организации
лечебно-профилактических учреждений такого типа должно являться в результате
проведения плановой систематической работы по упорядочению сети учреждений
здравоохранения города, организационных форм объединения, приведения сети
медицинских учреждений в соответствие с новой номенклатурой и типовыми
категориями, утвержденными Союзным Правительством.
4. Утвердить Инструкцию по применению
новой номенклатуры учреждений здравоохранения (Приложение N 4) и Инструкцию по
упорядочению организационных форм объединения лечебно-профилактических
учреждений в городах (приложение N 5 - не приводится).
5. Утвердить примерную структуру
распределения больничных коек в городах по специальностям для рационального их
использования и структуру типового городского врачебного участка в соответствии
с Приложениями N 6 и N 7.
6. Министрам здравоохранения союзных и
автономных республик, заведующим краевыми, областными и городскими (городов
республиканского подчинения) отделами здравоохранения и начальнику Управления
лечебных учреждений на водном транспорте Министерства здравоохранения СССР:
а) принять меры к приведению всех
учреждений здравоохранения в соответствие с номенклатурой и типовыми
категориями, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 31 октября
1949 г. за N 5036;
б) реорганизовать или включить в качестве
отделений, кабинетов в состав соответствующих учреждений, предусмотренных
номенклатурой, все учреждения, не упомянутые в утвержденной Советом Министров
СССР номенклатуре (Приложение N 4 - Перечень наименований учреждений, не
включенных в номенклатуру);
в) положить в основу работы городских
больниц, противотуберкулезных диспансеров, родильных домов участковый принцип
медицинского обслуживания населения и установить, что врачи-терапевты,
педиатры, акушеры-гинекологи, фтизиатры обязательно работают по участковому
принципу.
Основным типом городского врачебного
участка считать участок с общим числом населения в 4000 человек. В городах,
имеющих недостаток врачебных должностей, разрешить временно устанавливать
городские врачебные участки с населением не свыше 5500 человек.
Положить в основу организации
медицинского обслуживания рабочих - цеховой участковый принцип с основным типом
цехового участка для рабочих ведущих отраслей промышленности в 1500 рабочих;
г) пересмотреть сеть медицинских
учреждений каждого города, перераспределить коечный фонд применительно к
утвержденной примерной структуре, в необходимых случаях передислоцировать и
изменить профиль лечебно-профилактических учреждений;
д) разработать план мероприятий по
реорганизации сети по каждому городу к 1 марта 1950 года с указанием сроков
реализации;
план мероприятий по реорганизации сети учреждений
здравоохранения представить на рассмотрение: по столицам союзных республик и г.
Ленинграду Министру здравоохранения СССР к 15 марта 1950 года;
- по столицам АССР, городам
республиканского подчинения, краевым, областным центрам, а также городам районного
подчинения в республиках, не имеющих областного деления, - Министру
здравоохранения союзной республики;
- по городам областного, краевого и
районного подчинения - заведующему краевого, областного отдела здравоохранения;
е) представить по
рассмотрении планов реорганизации, согласно установленному порядку в пункте
"д", на утверждение Совета Министров союзных и автономных республик,
исполкомов краевых, областных и городских (городов республиканского подчинения)
советов депутатов трудящихся план передислокации учреждений здравоохранения,
изменения профиля и в необходимых случаях план обмена зданиями (помещениями)
для осуществления реорганизации сети учреждений здравоохранения и приведения их
в соответствие с номенклатурой, утвержденной Советом Министров СССР;
ж) реорганизацию сети провести в пределах
штатов и количества коек, утвержденных по народно-хозяйственному плану и
бюджету, рационально использовав в этих целях прирост
коек и врачебных должностей по плану 1950 года;
з) пересмотреть штаты медицинского
персонала в реорганизуемых учреждениях в соответствии с действующими штатными
нормативами и Инструкцией по применению новой номенклатуры (Приложение N 4,
пункты 13, 14, 15).
При пересмотре штатов реорганизуемых
учреждений общая численность работников здравоохранения и фонд заработной платы
должны быть сохранены в пределах утвержденного народно-хозяйственного плана и
бюджета по каждому городу (району).
В соответствии с принятой Министерством
финансов СССР новой бюджетной классификацией расходов на здравоохранение
объединенные учреждения финансировать из одного источника и по единой смете;
и) представить
перечень медицинских учреждений, не объединенных на 01.01.1950, и учреждений
здравоохранения, не предусмотренных утвержденной номенклатурой, а также не
соответствующих типовым категориям, которые не могут быть в ближайшее время
включены в качестве отделений или кабинетов в состав другого учреждения, для
рассмотрения вопроса о разрешении на их временное существование как
самостоятельных учреждений. В перечне указать какие меры
принимаются для их реорганизации.
Перечень учреждений представить по
Украинской ССР, Узбекской ССР, Казахской ССР и РСФСР к 1 мая 1950 года, по
остальным республикам - к 1 апреля 1950 года;
к) провести до февраля 1950 года семинары
для заведующих горздравотделами по приведению сети
медицинских учреждений в соответствие с новой номенклатурой, упорядочению
организационных форм объединения и укреплению участкового принципа медицинского
обслуживания населения;
л) организовать бригады с привлечением
работников кафедр медицинских институтов, научно-исследовательских институтов и
направить их в города для оказания ими практической помощи органам
здравоохранения;
м) привлечь к участию в работе по
реорганизации сети учреждений здравоохранения
постоянно действующие комиссии содействия здравоохранению советов депутатов
трудящихся, советы при министерствах здравоохранения, краевых, областных
отделах здравоохранения (Лечебный Совет, Совет лечебно-профилактической помощи
детям, Совет по родовспоможению), активы медицинских работников, главных
специалистов, работников кафедр медицинских институтов;
н) обсудить настоящий Приказ на
конференциях и активах медицинских работников;
о) представить к 1
сентября 1950 г. донесение о проведенных мероприятиях по приведению сети
медицинских учреждений в соответствие с утвержденной Советом Министров СССР
номенклатурой о перераспределении коечного фонда и врачебных должностей по
специальностям и упорядочению организационных форм объединения.
7. Начальнику Планово-финансового
управления Министерства здравоохранения СССР т. Астафьевой Т.М. к 10 декабря
1949 г. разработать форму единой сметы для объединенных учреждений, согласовав
ее с Министерством финансов СССР.
8. Начальнику Отдела медицинской и
санитарной статистики т. Садвокасовой Е.А. совместно
с начальником Планово-финансового управления т. Астафьевой Т.М. собрать и
разработать к 1 мая 1950 года материалы по данным министерств и обл. здравотделов
о сети, кадрах и организационных формах объединения в республиканских,
областных и крупных промышленных центрах.
9. Начальнику Отдела
медицинской и санитарной статистики т. Садвокасовой
Е.А. совместно с начальниками управлений и самостоятельных отделов Министерства
здравоохранения СССР подготовить к 10 декабря 1949 года поправки и изменения в
действующие формы отчетности медицинских учреждений в соответствии с новой
номенклатурой учреждений здравоохранения и направить их в Центральное
Статистическое Управление при Совете Министров СССР на согласование.
10. И.о. директора Института здравоохранения и истории медицины им. Н.А.
Семашко АМН СССР тов. Виноградову Н.А. с привлечением соответствующих
институтов - Акушерства и гинекологии, педиатрии АМН, туберкулеза АМН,
кожно-венерологического, продолжить в 1950 году работу по изучению сети
медицинских учреждений городов, результатов приведения ее в соответствие с
новой номенклатурой и упорядочению организационных форм объединения.
11. Директору Медгиза
тов. Банщикову В.М. к 15 февраля 1950 года издать
методическое пособие по приведению сети лечебно-профилактических учреждений в
соответствие с новой номенклатурой и упорядочению их организационных форм
объединения.
12. Приказ по Наркомздраву
СССР от 28 мая 1940 г. N 273 об утверждении номенклатуры учреждений
здравоохранения отменить.
13. Контроль за
выполнением настоящего Приказа возлагаю на моего заместителя тов. Шабанова А.Н.
Министр здравоохранения
Союза ССР
Е.СМИРНОВ
Приложение N 4
к Приказу Министра
здравоохранения СССР
от 21 ноября 1949 г. N 870
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ НОВОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ УЧРЕЖДЕНИЙ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, УТВЕРЖДЕННОЙ
ПОСТАНОВЛЕНИЕМ
СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ОТ 31 ОКТЯБРЯ 1949 Г. ЗА N 5036
1. Самостоятельными учреждениями
здравоохранения являются лишь те учреждения, наименования и категории которых
соответствуют номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной
Постановлением Совета Министров Союза ССР от 31 октября 1949 г. за N 5036.
Примечание: Научно-исследовательские
учреждения и учебные заведения органов здравоохранения продолжают существовать
на прежних основаниях.
2. Все учреждения, не упомянутые в новой
номенклатуре, подлежат реорганизации или включению в состав соответствующего
учреждения, предусмотренного номенклатурой, на правах отделений или кабинетов
(см. приложение - перечень наименований учреждений, не включенных в
номенклатуру учреждений здравоохранения с указанием порядка их дальнейшего
функционирования).
Примечание: В случае если по местным
условиям учреждение, не упомянутое в номенклатуре, не может быть объединено или
включено в состав другого учреждения, то в виде исключения оно может временно
оставаться самостоятельным только с разрешения Министра здравоохранения СССР.
3. Учреждения
здравоохранения, предусмотренные новой номенклатурой, но не имеющие минимальной
мощности, при которой они могут оставаться самостоятельными, доводятся до
указанной в номенклатуре типовой категории либо при отсутствии к тому
возможности включаются в состав соответствующего учреждения на правах отделения
или кабинета.
Примечание: В случае если указанные в
данном пункте учреждения не могут быть доведены до типовой категории и включены
в состав другого учреждения, то в виде исключения они могут временно оставаться
самостоятельными только с разрешения Министра здравоохранения СССР.
4. Учреждения здравоохранения,
предусмотренные новой номенклатурой, но имеющие мощность, превышающую первую
категорию по данному виду учреждений, остаются самостоятельными учреждениями
вне категории только с разрешения Министра здравоохранения СССР.
5. Учреждения
здравоохранения, предусмотренные новой номенклатурой, которые по своей мощности
(числу коек) не могут быть отнесены к одной из установленных категорий
вследствие большого разрыва и невозможности увеличения их мощности либо
нецелесообразности сокращения таковой для доведения до одной из категорий,
указанных в номенклатуре, - могут функционировать дальше при имеющейся их
мощности только с разрешения Министра здравоохранения СССР.
6. Туберкулезные, инфекционные и психоневрологические
больницы в зависимости от их непосредственной подчиненности министерству
здравоохранения союзной и автономной республики, облздравотделу,
горздравотделу и т.д. и обслуживаемых ими
контингентов населения могут именоваться республиканскими, областными,
городскими и т.д., но в этих случаях территориальный признак должен указываться
на втором месте. Например, "Туберкулезная городская больница",
"Психоневрологическая республиканская больница".
Больничные учреждения, указанные в
разделе А номенклатуры, если они предназначены только
для детей, называются детскими. Слово "детская" должно занимать в
наименовании этих учреждений первое место. Например: "Детская районная
больница", "Детская инфекционная городская больница",
"Детская туберкулезная республиканская больница".
При наличии в одном населенном пункте
двух и более учреждений одного наименования, каждому из них может быть присвоен
порядковый номер.
7. Больничные
учреждения, наименование которых не указано в новой номенклатуре (раздел А),
как-то: глазные, акушерско-гинекологические, гинекологические, хирургические,
кожно-венерологические, онкологические и др. больницы, оказывающие лечебную
помощь по одной специальности, в дальнейшем:
а) либо прекращают
свое существование как самостоятельные учреждения и включаются в состав общих
больниц, родильных домов или соответствующих диспансеров
(противотуберкулезного, кожно-венерологического, онкологического и пр.) на
правах отделений;
б) либо реорганизуются в общие больницы,
имеющие в своем составе, в первую очередь, терапевтическое и хирургическое
отделения;
в) либо в отношении
акушерско-гинекологических и гинекологических больниц - реорганизуются в
родильные дома;
г) либо продолжают временно оставаться
самостоятельными учреждениями с разрешения Министра здравоохранения СССР.
8. Все диспансеры, поименованные в
номенклатуре в разделе В, должны иметь в своем составе
стационарные отделения. В диспансерах, не имеющих стационарного отделения,
последние организуются путем включения в состав диспансера соответствующей
больницы, либо путем включения в состав диспансера соответствующего отделения
больницы, если оно может быть выведено из состава больниц, либо путем организации
нового стационарного отделения.
9. Амбулатории сельские (раздел Г
номенклатуры), при торфопредприятиях, на
лесозаготовках, в совхозах и т.п. как самостоятельные учреждения могут
существовать только при отсутствии в том же населенном пункте больницы. При
каждой такой амбулатории следует организовывать стационар, вначале хотя бы на 5
коек, и тем самым превращать ее в участковую больницу с амбулаторией.
10. Врачебные и фельдшерские здравпункты
могут быть включены в состав больницы, обслуживающей рабочих промышленных
предприятий, если это по местным условиям является целесообразным. Здравпункты
следует, как правило, оставлять самостоятельными учреждениями при промышленных
предприятиях, расположенных вдали от больниц и не обслуживаемых другими
лечебными учреждениями кроме здравпунктов.
11. Поликлиники (амбулатории), детские
поликлиники (амбулатории), детские консультации и женские консультации
самостоятельными учреждениями не являются, они объединяются с больницами и
родильными домами согласно Инструкции (см. приложение N 5) и временное
самостоятельное их функционирование допускается лишь с разрешения Министра
здравоохранения СССР.
12. Приведение сети учреждений
здравоохранения в соответствие с номенклатурой и типовыми категориями,
утвержденными Советом Министров СССР, в ряде случаев потребует передислокации и
перепрофилирования учреждений, что может быть связано с необходимостью обмена
зданий, принадлежащих органам здравоохранения, на здания других ведомств или
организаций.
В таких случаях
Министры здравоохранения союзных и автономных республик, заведующие краевыми,
областными и городскими отделами здравоохранения вносят на утверждение Советов
Министров и исполкомов советов свои конкретные предложения и план мероприятий
по осуществлению Постановления Совета Министров СССР от 31 октября 1949 г. N
5036, в части касающейся более целесообразной и удобной для населения
дислокации учреждений здравоохранения.
13. Перевод сети учреждений
здравоохранения на новую номенклатуру обязательно требует пересмотра штатов
персонала каждого учреждения с учетом мощности, структуры и деятельности
последнего в целях:
а) высвобождения излишнего персонала в
учреждениях, теряющих свою самостоятельность по новой номенклатуре и включаемых
в состав других учреждений;
б) увеличения должностей (за счет
высвобожденных) в учреждениях, штаты которых не достигли уровня,
предусмотренного типовыми штатами и штатными нормативами и нуждающихся в
дополнительных должностях в связи с реорганизацией.
Министры здравоохранения союзных
республик к 15-му числу первого месяца каждого квартала представляют в
Министерство здравоохранения СССР донесения об общем
числе высвобожденного, за истекший квартал, излишнего персонала в учреждениях,
потерявших свою самостоятельность при введении новой номенклатуры, а также
отдельно о фактическом увеличении за счет высвобожденных должностей штаты
других учреждений с распределением этих данных по следующим группам:
а) врачебные должности;
б) должности среднего медицинского
персонала;
в) должности младшего медицинского
персонала;
г) должности хозяйственного персонала.
14. Оформление всех
намечаемых изменений в штатах учреждений должно проводиться своевременно, через
вышестоящие органы, которым предоставлено право утверждать штаты учреждений -
по подчиненности - через Советы Министров союзных и автономных республик,
исполкомы краевых, областных и городских (в городах республиканского
подчинения) советов депутатов трудящихся и через Государственную Штатную
комиссию при Совете Министров СССР в отношении учреждений, не подпадающих под
действие типовых штатов административно-хозяйственного персонала.
15. Штаты учреждений, для которых типовые
штаты и штатные нормативы еще не установлены, а также учреждения, которые хотя
и не указаны в новой номенклатуре, но временно остаются с разрешения Министра
здравоохранения СССР самостоятельными, сохраняются на уровне действующих.
16. Открытие новых и
закрытие существующих учреждений здравоохранения, поименованных в номенклатуре,
утвержденной Советом Министров СССР, производится только с разрешения Министра
здравоохранения СССР, Министра здравоохранения союзной и автономной республики,
заведующего краевым, областным и городским (городов республиканского
подчинения) отделом здравоохранения в соответствии с порядком, установленным
Постановлением Совета Министров СССР от 31 октября N 5036 (см. приложение N 3).
Для получения от
Министра здравоохранения СССР разрешения на открытие каждого нового учреждения
здравоохранения (или на закрытие), а также на перевод в другую типовую
категорию министры здравоохранения союзных республик представляют
мотивированное ходатайство, приложив к нему справку, подписанную (в зависимости
от подчиненности учреждения) Министром здравоохранения, заведующим отделом
здравоохранения и заверенную соответствующим исполкомом (Приложение N 8 - форма
справки).
17. Утверждение штатов для вновь
открываемых учреждений здравоохранения, а также оформление использования
штатных контингентов закрываемых учреждений для усиления штатов других
учреждений, в пределах утвержденных лимитов по численности работников и фонду
заработной платы проводится так же, как указано в п. 14 настоящей Инструкции.
18. Открытие новых и
закрытие существующих учреждений здравоохранения всеми министерствами и
ведомствами кроме Министерств Вооруженных Сил, Внутренних дел, Государственной
безопасности и Путей сообщения, а также ВЦСПС проводится в соответствии с
Постановлением Совета Министров СССР от 31 октября N 5036 также по согласованию
с органами здравоохранения в порядке, указанном в п. 16 настоящей Инструкции.
19. Министры здравоохранения союзных
республик к 15 числу первого месяца каждого квартала представляют в
Министерство здравоохранения СССР списки учреждений здравоохранения, открытых
или закрытых с разрешения Министров здравоохранения ССР и АССР, заведующих краевыми,
областными отделами здравоохранения за истекший квартал, с приложением справок
(по форме - Приложение N 8).
ПЕРЕЧЕНЬ
НАИМЕНОВАНИЙ УЧРЕЖДЕНИЙ, НЕ ВКЛЮЧЕННЫХ
В НОМЕНКЛАТУРУ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ,
УТВЕРЖДЕННУЮ
СОВЕТОМ МИНИСТРОВ СССР 31 ОКТЯБРЯ 1949 Г., С
УКАЗАНИЕМ
ПОРЯДКА ИХ ДАЛЬНЕЙШЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
1. Глазная больница, физиотерапевтическая
больница, гинекологическая больница, больница по болезням уха, горла и носа,
больница кожных заболеваний, кожно-венерологическая больница и другие
специализированные больницы (кроме туберкулезных, психоневрологических и
инфекционных) по одной специальности включаются на правах отделений в общие
больницы, родильные дома или продолжают свое функционирование только по разрешению
Министра здравоохранения СССР.
2. Наркологическая лечебница и психоприемник включаются в состав психоневрологической
больницы или психоневрологического диспансера.
3. Поликлиника и
амбулатория объединяются с общей больницей; детская поликлиника (амбулатория) и
детская консультация объединяются с детской больницей или с детским отделением
больницы; женская консультация - с родильным домом или с родильным и
гинекологическим отделениями больницы.
4. Физиотерапевтическая поликлиника,
амбулатория специальной помощи, зобный пункт, травматологический пункт,
врачебно-судовой пункт, рентгеновская станция (центр), столовая лечебного
питания, пункт санитарного просвещения включаются в состав поликлиники
больницы.
5. Дезпункт, дезбюро, дезинфекционная станция, дезотряд,
санитарно-пропускной пункт, противоэпидемический отряд,
санитарно-бактериологическая лаборатория, санитарно-гигиеническая лаборатория,
промышленно-санитарная станция, санитарно-пищевая лаборатория,
молочно-контрольная станция, пастеровская станция, прививочный отряд, коревая
лаборатория, морская санитарно-карантинная станция и врачебно-наблюдательная
станция включаются в состав санитарно-эпидемиологических станций.
6. Детские дома для трахоматозных,
туберкулезных и грибковых больных реорганизуются в детские больницы.
7. Детский приемник
(карантин-распределитель) реорганизуется в дом ребенка.
8. Детская комната (на водном транспорте)
реорганизуется в комнату матери и ребенка.
9. Кожно-венерологические отряды
включаются в состав кожно-венерологического диспансера.
10. Туберкулезный,
кожно-венерологический, трахоматозный и онкологический пункты включаются как
кабинеты в состав поликлиники больницы или в состав соответствующего
диспансера. Гельминтологический пункт входит в состав противомалярийной станции
или в состав санэпидстанции.
11. Курортный пансионат, курортный
эвакоприемник, диэтетическая столовая включаются в
состав курортной поликлиники.
12. Пансионат для приезжающих больных
включается в состав диспансера или больницы.
13. Пункт переливания крови входит в
состав больницы.
14. Трахоматозные отряды включаются в
состав трахоматозного диспансера.
15. Фельдшерские и акушерские пункты
реорганизуются в фельдшерско-акушерские пункты.
16. Венерологический и
трахоматозный фельдшерские (сестринские) пункты включаются в состав сельской
больницы.
17. Станции и пункты неотложной помощи
включаются в состав станции скорой помощи или больницы.
18. Зубоврачебная амбулатория
реорганизуется в стоматологическую поликлинику.
19. Зубопротезная мастерская
(лаборатория) включается в состав стоматологической поликлиники или в состав
больничной поликлиники (амбулатории).
20. Молочная кухня включается в состав
детской консультации, больницы (или детской консультации, временно существующей
как самостоятельное учреждение).
21. Малярийные пункты врачебные и
фельдшерские включаются в состав противомалярийной станции или санэпидстанции.
22. Малярийный отряд включается в состав
противомалярийной или санитарно-эпидемиологической станций.
23. Станции санитарного просвещения
реорганизуются в дома санитарного просвещения.
24. Врачебно-физкультурные центры
реорганизуются во врачебно-физкультурные диспансеры.
25. Судебно-медицинские лаборатории и
морги для судебно-медицинских вскрытий включаются в состав бюро
судебно-медицинской экспертизы.
26. Магазины оптики и магазины
медицинского оборудования и инструментария реорганизуются в аптекарские
магазины.
27. Аптечные пункты включаются в состав
аптеки как филиалы.
Приложение N 6
к Приказу Министра
здравоохранения СССР
от 21 ноября 1949 г. N 870
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА (РАСЧЕТНАЯ)
ТИПОВОГО ГОРОДСКОГО ВРАЧЕБНОГО УЧАСТКА
(на 4000 человек населения)
┌──────────────────┬─────────────────────────────────────────────┐
│ Наименование │
Из расчета на 1 врачебный участок │
│ специальностей ├─────────────────────┬───────────────────────┤
│ │число врачебных долж-│примерное
распределение│
│ │ностей
ординаторов по│ числа больничных коек │
│ │специальностям │
по специальностям │
├──────────────────┼─────────────────────┼───────────────────────┤
│Терапия │2,0 │10,0 <*> │
│Педиатрия │1,25 │5,4 <**> │
│Хирургия │0,9 │7,6 │
│Акушерство
и │1,0 │7,2 <***> │
│гинекология │ │ │
│Офтальмология │0,25 │1,0 │
│Отолярингология │0,2 │0,6 │
│Неврология │0,25 │0,8 │
│Фтизиатры │0,6 │4,2 │
│Дермато-венерологи│0,4 │1,6 │
├──────────────────┼─────────────────────┼───────────────────────┤
│ИТОГО: │6,85 │38,4 │
└──────────────────┴─────────────────────┴───────────────────────┘
--------------------------------
<*> В общем числе коек по терапии -
8 терапевтических коек и 2 койки в инфекционных отделениях общих больниц. Койки
в самостоятельных инфекционных больницах в расчет не входят.
<**> В общем числе коек по
педиатрии учтены 3,8 детских неинфекционных коек и 1,6 койки в инфекционных
отделениях детских и общих больниц. Койки в самостоятельных инфекционных
больницах в расчет не входят.
<***> В том числе 4,8 родильных и
2,4 гинекологических коек.
Примечание: 1. В число врачебных
должностей типового городского врачебного участка не включаются должности:
рентгенологов, лаборантов, физиотерапевтов, врачей по обслуживанию подростков,
школьников, физкультурников и др., которые устанавливаются дополнительно в
соответствии со штатными нормативами.
2. Для обслуживания одного цехового
участка в 1500 рабочих устанавливается 3,35 врачебных должностей, при
обслуживании рабочих в стационаре, поликлинике - по терапии, хирургии,
акушерству и гинекологии (по остальным специальностям в зависимости от
производственных условий обслуживаемого предприятия); а также для проведения
профилактической работы в цехах.
3. В зависимости от числа городских
врачебных участков - по городу устанавливается необходимое количество врачебных
должностей и больничных коек по отдельным специальностям для обслуживания
населения города (или соответственно - для внутригородского района).
Приложение N 7
к Приказу Министра
здравоохранения СССР
от 21 ноября 1949 г. N 870
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА
РАСПРЕДЕЛЕНИЯ БОЛЬНИЧНЫХ КОЕК В ГОРОДАХ
(в % к итогу)
При обеспечении больничными койками на 1000
населения
┌────────────────────┬──────────────────────────────┬──────────────────────────────┬──────────────────────────────┐
│
Специализация коек │6 коек в городах с населением │8 коек в городах
с населением │10 коек в городах с населением│
│ ├───────┬───────┬───────┬──────┼───────┬───────┬───────┬──────┼───────┬───────┬───────┬──────┤
│ │30
тыс.│50 тыс.│75 тыс.│100 т.│30 тыс.│50 тыс.│75
тыс.│100 т.│30 тыс.│50 тыс.│75 тыс.│100 т.│
├────────────────────┼───────┼───────┼───────┼──────┼───────┼───────┼───────┼──────┼───────┼───────┼───────┼──────┤
│Терапевтические │28,0 │26,5
│22,0 │20,0 │25,0
│24,0 │21,0 │20,0
│24,0 │20,0 │20,0
│20,0 │
│Нервные │- │(3,5) │(3,0)
│(2,5) │- │(4,0) │2,5
│2,0 │(4,0) │3,01
│2,5 │2,5 │
│Туберкулезные │(5,0) │7,0
│11,0 │9,0 │8,5
│7,5 │10,0 │9,0
│10,0 │10,0 │10,0
│11,0 │
│Детские │8,5 │9,0 │9,0 │9,0
│8,5 │9,0 │9,0 │9,0
│9,0 │9,0 │9,0 │9,0
│
│Хирургические │25,0 │20,0
│16,0 │16,0 │24,0
│23,0 │16,0 │14,0
│21,0 │14,0 │15,0
│10,0 │
│Травматологические │-
│- │(3,0) │(2,5) │- │(2,5) │(2,5)
│3,0 │- │(2,0) │2,5
│3,0 │
│Онкологические │- │- │- │(1,5) │- │(2,5) │(2,5)
│(2,0) │- │3,0 │(2,0) │2,0
│
│Отолярингологические│(2,5) │(2,5)
│(2,0) │(1,5) │(2,0) │(2,5)
│2,5 │2,0 │(2,0)
│3,0 │2,0 │1,5
│
│Урологические │- │- │- │- │- │- │(1,5) │(2,0) │- │- │(1,5) │1,5
│
│Гинекологические │(2,5) │(2,5)
│5,0 │5,0 │(4,0)
│5,0 │5,0 │6,0
│5,0 │5,0 │6,0 │5,0
│
│Глазные │(2,5) │(2,5)
│(2,0) │2,0 │(4,0)
│(2,5) │2,5 │2,5
│(3,0) │3,0 │2,5 │2,0
│
│Родильные │16,5 │16,5
│17,0 │16,5 │15,0
│12,0 │12,5 │12,5
│12,0 │12,0 │12,0
│12,0 │
│Инфекционные │22,0 │21,0
│20,0 │20,0 │19,0
│17,0 │16,5 │17,0
│15,5 │15,0 │16,0
│15,0 │
│Кожно-венерологичес-│-
│- │- │2,5 │-
│2,5 │1,5 │3,0
│3,5 │3,0 │2,5 │3,5
│
│кие │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├────────────────────┼───────┼───────┼───────┼──────┼───────┼───────┼───────┼──────┼───────┼───────┼───────┼──────┤
│ИТОГО: │100,0 │100,0
│100,0 │100,0 │100,0 │100,0
│100,0 │100,0 │100,0 │100,0
│100,0 │100,0 │
└────────────────────┴───────┴───────┴───────┴──────┴───────┴───────┴───────┴──────┴───────┴───────┴───────┴──────┘
Примечание: 1. Процентные показатели,
взятые в скобки, входят соответственно в показатели по основным специальностям:
а) по нервным и туберкулезным койкам - в
показатели по терапии;
б) по травматологическим,
онкологическим, урологическим, отолярингологическим,
глазным и гинекологическим - в показатели по хирургии.
2. При повышенной потребности по местным
условиям в койках по отдельным специальностям (травматология, трахома, зобные
заболевания, силикоз и пр.) количество коек по этим специальностям
соответственно увеличиваются сверх указанного в пределах, утвержденных по
народно-хозяйственному плану прироста больничных коек.
3. Распределение коек по специальностям
производится с учетом всех больничных коек в городе независимо от
подчиненности.
4. При другой обеспеченности населения
(6,5, 7,0, 9,0 и т.п. коек на 1000 населения) надлежит ориентироваться
указанной примерной структурой.
5. Инфекционные и др. специализированные
койки (туберкулез, глазные, хирургические, ухо, горла и носа и др.)
предназначены для обслуживания взрослых и детей.
Приложение N 8
к Приказу Министра
здравоохранения СССР
от 21 ноября 1949 г. N 870
РАЗРЕШЕНО
Председатель обл(край)исполкома
Совета
депутатов трудящихся
"__" ________________ 19__ года
СПРАВКА
о вновь организуемом учреждении
здравоохранения
(заполняется на каждое
учреждение)
1.
Наименование учреждения по
номенклатуре, утвержденной
Советом
Министров СССР от 31 октября 1949 г. N 5036
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Типовая категория учреждения
______________________________
(число коек,
врачебных должностей)
3. Основные структурные части учреждения
_____________________
__________________________________________________________________
(перечислить отделения -
терапевтическое, хирургическое, глазное
и т.п. - и
указать со стационаром и поликлиникой они или стационар
без поликлиники; детское отделение - с
консультацией, детской
поликлиникой или
без них; диспансер - со стационаром или без него)
4. Адрес учреждения (каждой его основной структурной части,
расстояние от
поликлиники, консультации и др. до стационара)
__________________________________________________________________
(населенный пункт, город, район,
область, республика)
5. Дата предполагаемого открытия нового
учреждения
__________________________________________________________________
(месяц)
6. В каком здании будет размещено
организуемое учреждение ____
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(в специально выстроенном,
восстановленном, приспособленном и
и т.д., кем выстроено или восстановлено, за
чей счет, какой
организацией передано: исполкомом,
промпредприятием и т.п.)
7. Характеристика здания
_____________________________________
__________________________________________________________________
(каменное, деревянное,
этажность, кубатура, полезная площадь,
система
отопления, водоснабжения, канализация, освещение, наличие
подсобных помещений - кухня, морг,
склады и т.п.)
8. Размер ассигнований, принятых по бюджету
__________ года на
содержание и
оборудование организуемого учреждения _______________
__________________________________________________________________
9. Число должностей, принятое по бюджету на конец 19__
года
__________________________________________________________________
в том числе:
врачей
_______________________________________________________
среднего медперсонала
________________________________________
младшего медперсонала
________________________________________
прочего обслуживающего персонала
_____________________________
10.
Для обслуживания какого
количества населения и каких его
групп предназначено новое
учреждение (указать район обслуживания:
общегородской,
внутригородской район, области и т.п.)
11. Число врачебных участков
_________________________________
__________________________________________________________________
12.
Распределение коек и
врачебных должностей по
специальности:
койки врачебные должности
терапия
хирургия
акушерство
гинекология
педиатрия
фтизиатрия
неврология
офтальмология
_____________
_____________
_____________
_____________
--------------------------------------------------------------
Итого:
Заведующий областным
(краевым)
отделом здравоохранения