Утверждаю
Заместитель Министра
здравоохранения,
Главный госсанинспектор
СССР
Т.БОЛДЫРЕВ
29 августа 1952 года
МЕТОДИЧЕСКОЕ УКАЗАНИЕ
ДЛЯ ГОССАНИНСПЕКТОРОВ ПО ГИГИЕНЕ ПИТАНИЯ
К РАЗРАБОТКЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЦИОНАЛЬНОМУ ПИТАНИЮ
Согласно Инструкции
о работе государственных санитарных инспекторов по гигиене питания,
утвержденной Всесоюзной государственной санитарной инспекцией 30 декабря 1950
года и 31 марта 1951 года, на госсанинспекторов по
гигиене питания возлагается "разработка на основе современных научных
данных мероприятий по рациональному питанию населения и представление их в
соответствующие органы для использования и внедрения".
Эта сторона деятельности государственного
санитарного инспектора может осуществляться в зависимости от местных конкретных
условий в разных направлениях.
Направления, по которым может развиваться
работа госсанинспектора по рациональному питанию,
могут быть следующими:
А. Изучение питания различных
организованных групп населения (возрастных, профессиональных, национальных) с
точки зрения его физиологической полноценности и,
Б. Изучение питания для выработки
мероприятий по предупреждению заболеваний алиментарного происхождения.
К первой группе может быть отнесено
изучение питания различных организованных групп взрослого
и детского населения, а именно:
а) изучение питания детей в детских
яслях, детских садах, детских домах;
б) изучение питания подростков в ФЗО, РУ,
ЖУ и др.;
в) изучение питания различных
профессиональных групп рабочих в отдельных отраслях промышленности, сельского
хозяйства, строительства и транспорта, например, рабочих некоторых цехов
химзаводов (эффективность дополнительного питания), изучение организации и
режима питания подземных рабочих горной промышленности, организация питания сельскохозяйственных
рабочих во время полевых работ и т.д.;
г) изучение питания в лечебных и
оздоровительных учреждениях (больницах, санаториях, домах отдыха).
Ко второй группе может быть отнесено:
а) изучение питания населения в районах с
эндемическими заболеваниями алиментарного происхождения, возникающими в
результате недостаточности в рационе тех или иных
необходимых для организма составных частей или их избытка в рационе.
К таким заболеваниям могут относиться
авитаминозные и гиповитаминозные состояния (например, пеллагра - при
преимущественном потреблении кукурузной муки), заболевания, возникающие
благодаря избытку или недостатку некоторых минеральных компонентов пищи
(например, зоб - при недостатке йода; кариес зубов - при недостатке фтора,
флюороз - при избытке последнего и т.п.).
Разработка мероприятий по рациональному
питанию населения того или иного района, или той или иной группы населения
должна обуславливаться актуальностью вопроса и значением разрабатываемых
мероприятий для охраны здоровья населения, повышения его трудоспособности,
правильного развития подрастающего поколения и ликвидации заболеваний
алиментарного происхождения.
Исходя из этих положений, государственный
санитарный инспектор должен быть ориентирован в вопросах физического развития
детей и подростков в районе своей деятельности, в динамике заболеваемости
рабочих различных производств и т.д.; исходя из этой ориентировки, он должен
наметить конкретно те вопросы, которые подлежат изучению.
Одним из основных и решающих этапов,
необходимых для успешного разрешения поставленной задачи, является составление
плана работы. В плане должны быть предусмотрены: задача предпринимаемой работы
и ее обоснование, организация работы, исполнители, методы, которые будут
применяться при изучении, объем работы, календарные сроки исполнения и пр.
Методы, которые могут применяться при
изучении питания, могут быть разнообразными в зависимости от поставленной
задачи.
В основе во всех случаях будет лежать
детальное изучение питания обследуемых контингентов, осуществляемое путем как анализа имеющейся документации, так и путем
лабораторных исследований.
Так, например, при изучении питания
организованных групп детского и подросткового населения необходимо установить:
как используются ассигнования на питание для данного учреждения, каков набор
продуктов, закупаемых в счет этих норм, калорийность, рациональное соотношение
между отдельными пищевыми веществами в соответствии с возрастом ребенка или
подростка; как используются эти продукты с точки зрения достаточного
разнообразия питания, его физиологической полноценности и кулинарной обработки
(меню, раскладки, выходы, исследования рационов на калорийность и химический
состав). Очень важным является вопрос о режиме питания, о количестве приемов
пищи и распределении ее по отдельным приемам в течение дня.
Показателями
эффективности питания в первую очередь является динамика данных физического
развитая (вес, рост и другие антропометрические показатели), а также данные о
заболеваемости обследуемых.
Государственный санитарный инспектор
должен привлечь к работе по изучению питания детских коллективов и
администрацию детских учреждений, и врачей - санитарных работников СЭС, врачей
подростковых кабинетов, педиатров, школьно-санитарных, а также лаборатории, в
которых исследуются калорийность и химический состав рационов.
В плане должно быть точно оговорено,
какую часть работы, в каком объеме и в какие сроки должен выполнить каждый
участник.
При разработке
других вопросов в области рационального питания государственный санитарный
инспектор опирается также на врачебные кадры в соответствии с намеченным
вопросом, например, на врачей СЭС и врачей медсанчастей при обследовании
питания рабочих, на врачей участков и районов при изучении местных заболеваний,
связанных с особенностями питания (зоб и др.), проводя всю работу как
комплексную и принимая на себя организацию работы.
Государственный санитарный инспектор по
гигиене питания может и должен в определенных случаях привлекать к разработке
отдельных вопросов научные институты, лаборатории, кафедры вузов по
договоренности с ними.
Для того, чтобы
полученные результаты могли быть суммированы и обработаны и чтобы по ним можно
было сделать обоснованные выводы, разработке плана работы должно быть уделено
особое внимание.
Государственный санитарный инспектор по
гигиене питания, являясь инициатором и организатором работы, следит за ее
проведением, контролирует выполнение плана, вносит необходимые по ходу работы
изменения в разработанные схемы и по окончании работы совместно с главным
врачом СЭС обрабатывает материалы. В результате анализа полученных материалов госсанинспектор по гигиене питания разрабатывает на основе
их практические мероприятия, направленные на устранение тех дефектов питания,
которые были установлены в результате изучения. К таким
мероприятиям могут быть отнесены, например, рекомендации изменения меню,
раскладок и изменения режима питания в детских и подростковых коллективах и в
лечебных и оздоровительных учреждениях данной автономной республики, края,
области, города, обоснование необходимости обеспечения населения некоторых
районов недостающими пищевыми веществами (витамины, йодированная соль) или
завоза туда продуктов, содержащих эти необходимые для организма вещества.
Госсанинспектором по гигиене питания может быть
обоснован вопрос о частичной замене в том или ином районе одних
сельскохозяйственных культур другими в целях обеспечения населения этих районов
рациональным питанием.
Разработанные на основе проделанной
работы мероприятия, если они могут быть осуществлены на месте, вносятся в форме
проектов решений в соответствующие органы (Совет Министров АССР, краевой,
областной, городской исполнительный комитет Совета депутатов трудящихся) для
использования и проведения в жизнь.
По вопросам, которые не могут быть решены
на месте и требуют решения в республиканских или союзных органах, обработанные
материалы с выводами и предложениями пересылаются в Государственную санитарную
инспекцию союзной республики или во Всесоюзную государственную санитарную
инспекцию.
При проведении работы по изучению питания
Всесоюзная государственная санитарная инспекция рекомендует использовать
консультацию Института питания АМН Союза ССР.