ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРБИТРАЖ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР
ИНСТРУКЦИЯ
от 24 ноября 1952 г. N 70
О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ
АРБИТРАЖАМИ ИМУЩЕСТВЕННЫХ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ПОСТАВКОЙ
НЕДОБРОКАЧЕСТВЕННОЙ И НЕКОМПЛЕКТНОЙ ПРОДУКЦИИ
I. Общие положения
1. Партия и Правительство неоднократно
указывали, что борьба за улучшение качества выпускаемой продукции, прекращение
выпуска недоброкачественной и некомплектной продукции является одной из
важнейших задач социалистической промышленности.
Согласно Указу
Президиума Верховного Совета СССР от 10 июля 1940 г. "Об ответственности
за выпуск недоброкачественной или некомплектной продукции и за несоблюдение
обязательных стандартов промышленными предприятиями" директора, главные
инженеры и начальники отделов технического контроля промышленных предприятий за
выпуск недоброкачественной, некомплектной продукции и за выпуск продукции с
нарушением обязательных стандартов подлежат преданию суду.
Независимо от этой ответственности
должностных лиц промышленных предприятий, предприятия и хозяйственные
организации - поставщики и изготовители несут имущественную ответственность
перед потребителями за поставку недоброкачественной, не соответствующей
стандартам и техническим условиям, а также некомплектной продукции.
Под потребителями имеются в виду как
предприятия и организации, заключившие с поставщиком (изготовителем) договор
поставки, так и предприятия и организации, получившие продукцию по разнарядке
снабжающей или оптовой торговой организации во исполнение договора,
заключенного ею с поставщиком (изготовителем).
2. При рассмотрении
споров, связанных с поставкой недоброкачественной, не соответствующей
стандартам и техническим условиям, некомплектной продукции, а также всех
остальных споров, связанных с поставкой продукции ненадлежащего качества, и
вынесении решений по этим спорам арбитраж обязан руководствоваться законами,
постановлениями и распоряжениями Правительства, Основными условиями поставки и
заключенными договорами, стандартами, утвержденными или согласованными в
установленном порядке техническими условиями, эталонами, образцами, а в
необходимых случаях - и прейскурантами.
3. Арбитражи обязаны неуклонно возлагать
на предприятия и хозяйственные организации поставщиков (изготовителей)
установленную имущественную ответственность при поставке недоброкачественной,
не соответствующей стандартам и техническим условиям, некомплектной продукции,
а также во всех других случаях поставки продукции ненадлежащего качества.
В частности, арбитражи обязаны взыскивать
с предприятий и организаций-поставщиков (изготовителей) установленный штраф за
поставку такой продукции и в тех случаях, когда потребитель в пределах
установленного законом срока исковой давности (п. 14 настоящей Инструкции)
предъявил иск в связи с поставкой указанной продукции,
но не требует взыскания штрафа.
4. В соответствии с п.
2 Положения о Государственном арбитраже арбитражи обязаны по собственной
инициативе возбуждать дела о возложении на поставщиков (изготовителей)
недоброкачественной, не соответствующей стандартам и техническим условиям, а
также некомплектной продукции установленной имущественной ответственности, если
из материалов других дел, сообщений печати и иных источников арбитражу станет
известно о факте поставки такой продукции.
5. Арбитражи обязаны обеспечить
рассмотрение споров в сроки, не превышающие 15 дней, если стороны находятся в
том же городе, где и арбитраж, и одного месяца - в остальных случаях.
Арбитр может отложить рассмотрение дела, хотя
бы срок нового рассмотрения выходил за пределы месяца, в случаях, когда:
ко дню заседания арбитража не поступили
истребованные им дополнительные материалы по делу, но имеются сведения о
высылке их арбитражу;
сторонами или одной из сторон возбуждено
ходатайство об отложении дела и это ходатайство признано заслуживающим
удовлетворения;
при рассмотрении дела в первом заседании
выяснится необходимость получения дополнительных материалов от сторон или
других организаций, привлечения соответчиков, назначения экспертизы.
В остальных случаях перенесение дела за
пределы одного месяца может иметь место только с разрешения Главного арбитра
или заместителя Главного арбитра.
6. Жалобы на решения арбитров должны быть
рассмотрены Главным арбитром или заместителем Главного арбитра:
не позднее 15 дней со дня поступления
жалобы, если материалы, имеющиеся в деле, дают возможность принять решение по
жалобе;
не позднее одного месяца, если жалоба
назначена к рассмотрению с вызовом представителей сторон или если для принятия
решения по жалобе необходимо получить от сторон либо других организаций
дополнительные материалы, назначить экспертизу, получить от министерств,
ведомств, научно-исследовательских институтов заключение о качестве продукции и
т.п.
Указанный выше месячный срок может быть
продлен Главным арбитром или заместителем Главного арбитра в исключительных
случаях.
7. О выявленных при рассмотрении дел
фактах нарушения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 июля 1940 г.
"Об ответственности за выпуск недоброкачественной или некомплектной
продукции и за несоблюдение обязательных стандартов промышленными
предприятиями" арбитражи обязаны сообщить органам прокуратуры.
8. Настоящая Инструкция применяется при
рассмотрении арбитражами имущественных споров между государственными,
кооперативными и общественными учреждениями, предприятиями и организациями,
связанных с поставкой недоброкачественной, не соответствующей стандартам и
техническим условиям, некомплектной продукции, а также всех остальных
имущественных споров, связанных с поставкой продукции ненадлежащего качества.
В порядке настоящей
Инструкции рассматриваются также имущественные споры, связанные с качеством
тары и упаковки, в том числе возвращаемых после освобождения из-под продукции,
маркировкой продукции и тары, ухудшением качества продукции, нарушением
комплектности и боем продукции, происшедшими по вине поставщика (изготовителя)
при транспортировке (ненадлежащая тара и упаковка, неправильная погрузка и
укладка и т.п.).
II. Передача споров
на разрешение арбитража
9. Арбитраж принимает к своему
рассмотрению споры лишь в том случае, если потребитель до обращения в арбитраж
предъявил претензию организациям, к которым предъявляется иск, но претензия не
была удовлетворена или была удовлетворена лишь частично.
10. Иски предъявляются одновременно к
поставщику и к изготовителю, если поставщик не является изготовителем
продукции.
Если изготовитель или его местонахождение
потребителю неизвестны, то иск предъявляется только к
поставщику. В этом случае изготовитель привлекается к делу в качестве
соответчика по просьбе поставщика или по инициативе арбитража.
В зависимости от обстоятельств спора потребитель может предъявить одновременно иск и к
грузоотправителю, если поставщик и изготовитель не являются отправителями
продукции.
Иски предъявляются по месту получения
продукции (кроме случаев, когда постановлением Совета Министров СССР установлен
иной порядок). Регрессные иски, связанные с поставкой продукции ненадлежащего
качества, предъявляются по месту нахождения ответчика.
11. Если иск по сумме и
подчиненности сторон, в соответствии с Положением о Государственном арбитраже,
подведомственен Госарбитражу при Совете Министров СССР или Госарбитражу при
Совете Министров союзной республики, то этот иск, независимо от места получения
продукции, подлежит рассмотрению соответственно в Госарбитраже при Совете
Министров СССР или в Госарбитраже при Совете Министров союзной республики.
12. Если спор подведомственен
Госарбитражу при Совете Министров СССР, то он в соответствии с данным
Госарбитражем при Совете Министров СССР общим поручением рассматривается
Госарбитражем при Совете Министров союзной республики или местным Госарбитражем
в том случае, когда стороны по делу находятся на территории одной союзной
республики (кроме РСФСР), одной автономной республики, края или области (кроме
Московской области).
Местные госарбитражи рассматривают споры, подведомственные
Госарбитражу при Совете Министров данной союзной республики, лишь при
нахождении сторон на территории одной автономной республики, края, области
данной союзной республики, если такое поручение дано Госарбитражем при Совете
Министров союзной республики.
Госарбитражи при
Советах Министров союзных республик и местные госарбитражи
могут передать указанные споры на рассмотрение соответствующего вышестоящего госарбитража только в том случае, если признают, что для
правильного разрешения спора необходимо привлечь к участию в его рассмотрении
центральные органы спорящих сторон (министерства, главные управления
министерств и т.п.) либо организации, находящиеся не на территории данной
республики, края или области.
Надзор за решениями по спорам,
рассмотренным Госарбитражами при Советах Министров союзных республик и местными
госарбитражами по поручению вышестоящего
госарбитража, осуществляется этим госарбитражем.
13. Если в одном иске
соединены требования, вытекающие из поставки продукции ненадлежащего качества,
и требования, вытекающие из других оснований (например, из недостачи
продукции), при этом иск по сумме и подчиненности сторон подведомственен
Госарбитражу при Совете Министров союзной республики или местному госарбитражу, то он подлежит рассмотрению в госарбитраже по месту получения продукции (п. 10 настоящей
Инструкции). Однако соединение в одном иске требований, вытекающих из
различных оснований, допускается лишь в том случае, если эти требования связаны
с поставкой продукции по одному счету поставщика.
14. Иски, связанные с поставкой продукции
ненадлежащего качества, в том числе иски о возврате сумм, уплаченных за такую
продукцию, и иски о возмещении убытков предъявляются в течение 6-месячного
срока исковой давности.
Этот срок исчисляется:
а) если акт, устанавливающий ненадлежащее
качество поставленной продукции, составлен своевременно, - то со дня
составления акта;
б) если акт составлен несвоевременно, -
то с того дня, когда он должен был быть составлен.
Акт считается
составленным своевременно, если проверка качества продукции и оформление акта
окончены в течение срока, предусмотренного основными условиями поставки или
договором для составления актов. 6-месячный срок исковой давности по регрессным
искам исчисляется со дня вынесения арбитражем решения, служащего основанием для
предъявления иска в порядке регресса, или со дня добровольной уплаты истцом
суммы, взыскиваемой им в порядке регресса.
15. При предъявлении иска, связанного с
поставкой продукции ненадлежащего качества, истец обязан приложить к исковому
заявлению:
а) договор, во исполнение которого
произведена поставка, или соответствующие выписки из договора;
б) полученный от поставщика или
изготовителя продукции документ, удостоверяющий качество поставленной продукции
(сертификат, паспорт, качественное удостоверение, акт ОТК и т.п.);
в) акт, устанавливающий несоответствие
качества поставленной продукции стандарту, техническим условиям, эталону, а
также требованиям, предусмотренным основными условиями или договором;
г) при поставке продукции
железнодорожным, водным или воздушным транспортом - транспортную накладную
(коносамент) или надлежаще заверенную копию;
д) копии писем, телеграмм или
телефонограмм о вызове поставщика (изготовителя) или других организаций для
участия в проверке качества продукции и составлении акта, если такой вызов
предусмотрен основными условиями поставки или договором;
е) счет поставщика (изготовителя) на
поставленную продукцию или надлежаще заверенную копию счета и доказательства его
оплаты;
ж) копии претензий, заявленных
поставщику, изготовителю и другим организациям, к которым предъявляется иск, и
доказательства отсылки их адресатам;
з) копии ответов на претензии, если
ответы были получены;
и) в необходимых случаях - основные условия
поставки, а также стандарты или технические условия, которым должна
соответствовать поставленная продукция, либо выписки из них, акты отбора проб и
анализы лабораторий;
к) обоснованный расчет причитающихся по
иску сумм;
л) доказательства отсылки копий исковых
материалов ответчику и соответчикам, если таковые привлечены или должны быть
привлечены к делу;
м) доказательства уплаты госпошлины.
При предъявлении
торгующими организациями исков о снижении цены на продукцию вследствие перевода
ее в более низкий сорт торгующая организация обязана представить подписанную
руководителем организации и главным бухгалтером справку о реализации продукции
по цене того сорта, в который она переведена, или о произведенной переоценке,
если продукция еще не реализована, а также справку за подписями тех же
должностных лиц о перемаркировке продукции соответствующим сортом.
III. Подготовка дел
к рассмотрению
16. Арбитражи обязаны осуществлять
тщательную подготовку дел к рассмотрению.
При приеме заявления о рассмотрении спора
арбитр обязан проверить:
а) наличие материалов, перечисленных в п.
15 настоящей Инструкции;
б) не пропущен ли срок исковой давности
на предъявление иска в полной сумме или в части;
в) достаточны ли представленные материалы
для рассмотрения данного спора по существу;
г) привлечен ли в качестве соответчика
изготовитель продукции, не являющийся поставщиком, и не вытекает ли из
представленных материалов необходимость привлечения к делу в качестве
соответчика какой-либо другой организации, не привлеченной к делу истцом.
17. В случае отсутствия при заявлении
необходимых материалов, равно в случае необходимости получения объяснений от
сторон или от организации, не участвующих в деле, арбитраж обязан потребовать
представления недостающих материалов.
О привлечении к делу соответчика арбитр
выносит определение.
18. Исковые заявления, поданные с
пропуском установленного законом срока исковой давности в отношении ответчика и
соответчиков (п. п. 14 и 30 настоящей Инструкции), не принимаются к
рассмотрению и возвращаются истцу.
В том случае, когда часть исковых
требований предъявлена с пропуском срока, арбитраж принимает к рассмотрению
лишь ту часть требований, которая предъявлена с соблюдением срока. При этом, если иск в уменьшенной сумме становится неподведомственным
данному арбитражу, исковое заявление направляется арбитражем по установленной
подведомственности.
IV. Рассмотрение
споров и вынесение решений
19. Арбитр при рассмотрении спора, не
ограничиваясь установлением факта поставки продукции ненадлежащего качества,
обязан всесторонне и тщательно выяснить все обстоятельства дела и принять меры
к выявлению причин, приведших к поставке такой продукции.
В необходимых случаях арбитр может
вызывать в заседания лиц, принимавших участие в проверке качества продукции и
составлении акта, экспертов, давших заключение о качестве продукции,
представителей соответствующих министерств и ведомств, научно-исследовательских
институтов и т.п., назначать экспертизу для установления качества продукции, а
также производить с участием сторон осмотр продукции на месте.
Материалы, имеющиеся в деле, в том числе
заключения экспертов, научно-исследовательских институтов, министерств и
ведомств, должны подвергаться арбитром строгой критической оценке. Арбитр, в
частности, обязан проверять соблюдение требований стандартов и технических
условий в отношении отбора проб и образцов, а также методов испытания продукции
лицами, участвовавшими в проверке качества продукции, а также лицами, давшими
заключение по существу разногласий, возникших между сторонами по делу.
20. Арбитраж, независимо от принятия
необходимых мер к обеспечению участия в рассмотрении споров ответственных
представителей сторон, вправе, если это вызывается обстоятельствами спора,
обязывать стороны направить в заседание арбитража работников, которые
непосредственно связаны с изготовлением и приемкой данной продукции (инженеры,
технологи, мастера, товароведы и т.п.).
21. При рассмотрении споров арбитражи
должны исходить из того, что, получая продукцию на станции (на пристани, в
порту, аэропорту) назначения, грузополучатель обязан в соответствии с
правилами, действующими на транспорте:
а) произвести осмотр груза и проверить,
соблюдены ли были установленные правила перевозки, обеспечивающие предохранение
продукции от порчи (соблюдение температурного режима в изотермических вагонах,
своевременная доставка груза и т.п.);
б) в случае повреждения или порчи
продукции, повреждения тары или упаковки потребовать составления коммерческого
акта.
Если
грузополучатель не потребовал в указанных случаях составления коммерческого
акта, не обжаловал необоснованного отказа транспортной организации от
составления такого акта или не предъявил в необходимых случаях претензии и иска
к транспортной организации, то на поставщика (изготовителя) не может быть
возложено возмещение тех убытков, которые потребитель мог бы взыскать с
транспортной организации.
22. Арбитраж при
рассмотрении споров обязан исходить из предусмотренных основными условиями
поставки и заключенными договорами порядка проверки качества полученной
потребителем продукции, порядка и сроков составления актов о несоответствии
качества этой продукции установленным требованиям, предъявления претензий и
размеров имущественной ответственности за поставку продукции ненадлежащего
качества.
23. Выборочная проверка качества
продукции с распространением результатов этой проверки на всю полученную партию
допускается лишь в случаях, когда это прямо предусмотрено стандартами,
техническими условиями, основными условиями поставки или договором. В остальных
случаях результаты выборочной проверки не подлежат распространению на всю
поставленную партию и иск может быть удовлетворен лишь
в отношении проверенной части продукции.
24. Если торгующая
организация, предъявившая иск о снижении цены на продукцию вследствие перевода
ее в более низкий сорт и о взыскании соответствующего штрафа, не представит по
требованию арбитража справок, упомянутых в п. 15 настоящей Инструкции, то
сумма, излишне полученная поставщиком (изготовителем) за продукцию, а также
штраф должны быть взысканы с поставщика (изготовителя) в доход союзного
бюджета.
25. Если поставка продукции произведена
без заключения договора, то при рассмотрении предъявленного потребителем иска
арбитраж обязан исходить из соответствующих положений (порядок и сроки приемки
продукции по качеству и др.), установленных основными условиями поставки данной
продукции.
Нарушение установленного порядка поставки
продукции по договорам не должно служить основанием для освобождения поставщика
(изготовителя) от имущественной ответственности за поставку продукции
ненадлежащего качества. В случаях бездоговорной поставки эта ответственность
поставщика (изготовителя) определяется согласно постановлениям и распоряжениям
Правительства или основным условиям поставки соответствующей продукции. При
этом установленный штраф взыскивается с поставщика (изготовителя) в доход
союзного бюджета.
26. Если поставщик (изготовитель) в
пределах установленного законом полуторагодичного срока исковой давности
предъявил к потребителю иск об оплате стоимости поставленной продукции или о
взыскании недоплаченной суммы, а потребитель представит возражения против этого
иска, ссылаясь на ненадлежащее качество поставленной продукции, то возражения
потребителя должны быть рассмотрены арбитром по существу.
При этом арбитр обязан проверить
соблюдение потребителем установленного порядка проверки качества продукции, а
также срока составления акта и предъявления претензии.
Если допущенные потребителем нарушения
повлекли за собой невозможность установить, что поставщиком (изготовителем)
поставлена продукция ненадлежащего качества, то возражения потребителя должны
быть отклонены.
27. В случае нарушения потребителем
установленных основными условиями поставки и договором сроков и порядка
проверки качества продукции, составления акта о ненадлежащем качестве
поставленной продукции или предъявления претензии арбитраж взыскивает с
поставщика (изготовителя) установленный штраф в полной сумме. При этом арбитр
вправе до 75% суммы штрафа обратить в доход союзного бюджета.
Если указанные выше нарушения повлекли за
собой невозможность определить, по чьей вине произошла порча продукции или
ухудшение ее качества, предъявленный иск не подлежит удовлетворению.
28. При просрочке составления акта на
скоропортящуюся продукцию поставщик (изготовитель) освобождается от
имущественной ответственности за поставку продукции ненадлежащего качества,
кроме случаев, когда потребитель докажет, что обнаруженные недостатки не могли
возникнуть за время просрочки составления акта.
29. Если арбитраж рассматривает спор с
участием нескольких организаций (потребителя, поставщика, изготовителя и др.),
то спор, независимо от подведомственности каждой из них, должен быть разрешен
по существу в отношении всех его участников.
30. Если поставщик, не являющийся
изготовителем продукции, обязан был произвести сплошную или выборочную проверку
качества продукции на своем складе, то по иску потребителя, связанному с
качеством переотправленной ему поставщиком продукции,
арбитраж вправе возложить ответственность на изготовителя лишь при условии
предъявления этого иска в пределах 6-месячного срока давности. Срок давности в
этом случае исчисляется с того дня, когда акт о ненадлежащем качестве продукции
должен был быть составлен поставщиком. Если этот срок в отношении изготовителя
пропущен, то соответствующие суммы при обоснованности иска взыскиваются с
поставщика.
Если же поставщик, не являющийся
изготовителем продукции, не обязан в соответствии с установленным для него
порядком проверять качество получаемой от изготовителей продукции, то
6-месячный срок исковой давности для предъявления иска потребителем исчисляется
в порядке, предусмотренном п. 14 настоящей Инструкции, не только в отношении
поставщика, но и в отношении изготовителя. Этот же порядок применяется в
случаях переотправки поставщиком продукции в оригинальной фабричной (заводской)
таре и упаковке первоначального отправителя без вскрытия или повреждения тары и
упаковки.
31. В решении арбитража должны быть
кратко и ясно изложены сущность спора и объяснения сторон, а также указаны
мотивы, которыми арбитр руководствовался при вынесении решения, со ссылками на
материалы дела (основные условия поставки, договор, акт экспертизы и т.п.).
Если предъявленный иск удовлетворен полностью или частично, то в решении
обязательно указываются основания, по которым возражения ответчика
(соответчика) отклонены арбитром; если иск не удовлетворен, то в решении
обязательно указываются основания, по которым доводы истца отклонены арбитром.
В случае удовлетворения иска арбитр
должен в резолютивной части решения указать раздельно суммы основной
задолженности, штрафа и госпошлины.
32. Приказы на принудительное взыскание
сумм, подлежащих уплате по решению арбитража, должны выдаваться, как правило,
одновременно с рассылкой сторонам копий решения.
V. Сообщения о
недостатках, выявленных при рассмотрении дел
33. Сообщения органам прокуратуры о
фактах поставки недоброкачественной или некомплектной продукции, продукции с
нарушением обязательных стандартов (п. 7 настоящей Инструкции) направляются не
позднее пяти дней со дня вынесения решения по делу.
В этих сообщениях должны быть указаны:
а) наименование поставщика, изготовителя,
грузоотправителя и получателя продукции, их почтовые адреса;
б) наименование поставленной продукции;
в) дата поставки продукции;
г) какими организациями установлена
недоброкачественность, нестандартность или некомплектность продукции, дата и
номер акта;
д) сущность нарушений, допущенных
поставщиком (изготовителем, отправителем) продукции.
К сообщению должна быть приложена
заверенная копия решения арбитража по данному делу и, при возможности, копия
акта, устанавливающего недоброкачественность, нестандартность или
некомплектность поставленной продукции.
34. Арбитражи обязаны направлять
сообщения вышестоящим органам поставщиков (изготовителей) о
всех случаях поставки недоброкачественной или некомплектной продукции,
продукции с нарушением обязательных стандартов, а также о серьезных фактах
поставки продукции ненадлежащего качества, не подпадающих под действие Указа
Президиума Верховного Совета СССР от 10 июля 1940 г. Арбитражи, кроме того,
обязаны направлять сообщения вышестоящим органам по ведомственной линии в
случаях:
а) нарушения потребителем порядка
проверки качества продукции, порядка и сроков составления актов и предъявления
претензий;
б) предъявления исков с пропуском срока
исковой давности;
в) ненадлежащего выполнения своих
обязанностей представителями государственной отраслевой инспекции по качеству,
экспертами бюро товарных экспертиз и другими лицами, привлеченными к участию в
проверке качества продукции;
г) выявления при рассмотрении дел других
серьезных недостатков в работе учреждений, предприятий и организаций.
Сообщения, в зависимости от характера и
серьезности недостатков, направляются:
руководителям вышестоящих органов по
ведомственной линии;
руководителям министерств и ведомств;
в необходимых случаях - соответствующему
Совету Министров или исполнительному комитету Совета депутатов трудящихся.
В случаях,
требующих доклада о выявленных недостатках Совету Министров союзной республики,
проект доклада со всеми относящимися к нему материалами местные госарбитражи должны направлять в Госарбитраж при Совете
Министров соответствующей союзной республики; в случаях, требующих доклада
Правительству СССР, Госарбитражи при Советах Министров союзных республик и
местные госарбитражи проект доклада со всеми
материалами направляют Госарбитражу при Совете Министров СССР.
35. Сообщения (п. 34) должны содержать:
а) изложение существа выявленных
недостатков со ссылками на факты и документы;
б) конкретные предложения арбитража о
мероприятиях, необходимых для устранения причин недостатков (если такие
предложения могут быть сделаны);
в) при направлении сообщений руководителям
вышестоящих органов, министерств и ведомств - просьбу о принятии мер к
устранению недостатков, а в необходимых случаях - о привлечении к
ответственности виновных должностных лиц.
36. Арбитражи обязаны систематически
изучать и обобщать материалы дел, связанных с поставками продукции
ненадлежащего качества, рассмотренных арбитражем, и по результатам этой работы
направлять сообщения руководителям министерств и ведомств, в необходимых
случаях - органу, при котором состоится арбитраж.
37. Арбитражи осуществляют контроль за получением ответов на сообщения, направленные
ими руководителям вышестоящих органов, министерствам и ведомствам, а также
органам прокуратуры.
При неполучении ответа в срок, а также
при неудовлетворительности полученного ответа арбитраж должен добиться принятия
надлежащих мер по направленному сообщению.
* * *
С изданием настоящей Инструкции считается
утратившей силу Инструкция Госарбитража при СНК СССР от 29 августа 1939 г.
"О порядке и сроках предъявления претензий при поставке товаров ненадлежащего
качества одними государственными, кооперативными и общественными организациями
другим".