НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РСФСР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 декабря 1919 года
НАКАЗ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА
Раздел I. Общие
положения
§ 1. Деятельность инспекции труда
распространяется на всех лиц, занятых во всех отраслях труда (как то:
фабрично-заводского, горнопромышленного, транспортного, строительного, сельско-хозяйственного, в домашней промышленности, в
ремесленных и кустарных заведениях, в государственных учреждениях, торговых
предприятиях, в области личных услуг по найму, в концентрационных лагерях и
т.д.).
Примечание. Не исключаются и трудящиеся в
предприятиях и учреждениях военного ведомства и милитаризованных предприятиях.
§ 2. Инспекция труда делится на территориальную и внеучастковую.
Надзору территориальной инспекции труда подлежат все трудящиеся в пределах
установленного участка. Надзору внеучастковой
инспекции подлежат все трудящиеся отдельных отраслей труда (железнодорожный,
водный транспорт, работники народной связи, строительные, сельско-хозяйственные
рабочие и т.д.) согласно специальному положению.
Раздел II. Задачи
инспекции труда
§ 3. Инспектор труда во всей своей
деятельности руководствуется всеми законами РСФСР и, главным образом, Кодексом
законов о труде, нормальным положением о тарифе и положением
о социальном обеспечении, а также издаваемыми в дополнение, в изменение, в
разъяснение их новыми законами или специальными постановлениями Народного
Комиссариата Труда и Социального Обеспечения и указаниями и циркулярами Отдела
Социальной Охраны Труда Народного Комиссариата Труда и Социального Обеспечения.
Во всей своей текущей деятельности
инспектор труда руководствуется указаниями местного подотдела социальной охраны
труда (согласно положению о местных органах охраны труда) и местного
объединения профессиональных союзов.
§ 4. Все отступления от существующих норм
и правил по охране труда могут разрешаться инспектором лишь после выяснения
отношения к этому вопросу отдела охраны труда соответствующего
профессионального союза и с санкции подотдела социальной охраны труда, за
исключением тех случаев, когда право отступления непосредственно предоставлено
инспектору существующими законоположениями.
§ 5. Инспектор труда, в случае
встречающейся на практике необходимости, входит в подотдел охраны труда
Народного Комиссариата Труда и Социального Обеспечения с указанием на
необходимость изменения или издания новых законов, обязательных и прочих
постановлений, правил и норм и других законоположений в области охраны труда.
§ 6. Для творческого проведения в жизнь
охраны труда, осуществления надзора за исполнением законов по охране труда,
собрания необходимых материалов для издания правил, обязательных постановлений,
инструкций и проч. инспекторам труда в пределах района их деятельности
вменяется в обязанность:
1) посещать
возможно чаще все предприятия и учреждения своего района;
2) устраивать систематические приемы по
вопросам охраны труда;
3) вовлекать в работу по охране труда
местные рабочие организации;
4) вести агитационную и
культурно-просветительную работу среди широких рабочих масс для популяризации
идей охраны труда;
5) участвовать в работе всех смежных
государственных органов в части, касающейся охраны труда.
§ 7. Инспектор труда систематически
производит в пределах своего участка обследования предприятий и учреждений:
а) первичные - для основного ознакомления
с предприятием или учреждением, выяснения дефектов в области охраны труда, установления
постоянного контакта с фабрично-заводским или другим аналогичным местным
комитетом и организации комиссии по охране труда там, где таковой не имеется;
б) повторные - для контроля за
устранением отмеченных недостатков и выполнением других сделанных предписаний как инспекцией труда, так и технической и
санитарной, обнаружения новых дефектов и углубления организационной работы;
в) экстренные - для
разрешения отдельных вопросов и выполнения специальных поручений (расследования
несчастных случаев, рассмотрения конфликтов в области охраны труда, разрешения
отступлений от существующих норм - в области сверхурочных работ, женского труда
и т.д., и выяснения), специальных запросов профессиональных союзов, местного
подотдела социального обеспечения, подотдела охраны труда или Народного
Комиссариата Труда и Социального Обеспечения.
Раздел III.
Деятельность инспекции труда
Глава I. Посещение
и обследование промышленных
заведений и мест работы
А. Организация
обследования
§ 8. По предъявлении
выданного Народным Комиссариатом Труда и Социального Обеспечения открытого
листа для временного удостоверения, выданного Губернским Отделом Труда и
Социального Обеспечения, инспектор труда имеет право беспрепятственно входить
во всякое время дня и ночи во все промышленные заведения и другие места работы
и во все учреждения, обслуживающие трудящихся (жилища, больницы, бани, детские
ясли, приюты, школы и пр.).
§ 9. Инспектор труда имеет право
требовать от владельцев и ответственных лиц предприятий и учреждений
представления в свое распоряжение лиц администрации и технического персонала
для содействия при выполнении своих обязанностей.
§ 10. Инспектор труда имеет право
требовать от заведующего промышленным заведением отвода себе соответствующего
помещения для отдыха, ночлега и служебных занятий.
§ 11. Инспектор труда производит
обследование при участии местной комиссии по охране труда, а где таковой нет, -
представителя фабрично-заводского комитета.
Примечание. По возможности
к обследованию привлекаются представители Отдела Охраны Труда
соответствующего профессионального союза.
§ 12. Инспектор труда привлекает к
основному совместному осмотру всех более крупных предприятий технического и
санитарного инспекторов.
Во всех случаях, требующих разрешения
серьезных вопросов в области техники безопасности, санитарии, профессиональной
гигиены, обязательно присутствие соответствующего специального инспектора.
Б. Общее
ознакомление и осмотр предприятия
§ 13. Инспектор труда,
прежде чем приступить к непосредственному обходу предприятия, выясняет по
данным фабрично-заводского (или другого аналогичного) комитета и конторы
предприятия: точное название предприятия, фамилию владельца предприятия или
ответственных лиц администрации предприятия или учреждения, краткие сведения о
характере производства, о числе рабочих - мужчин и женщин, подростков и
малолетних ко времени осмотра и при нормальной работе предприятия.
§ 14. Инспектор труда проверяет, имеются
ли в конторе предприятия и правильно ли ведутся следующие книги установленного
образца:
а) ревизионная книга для записей и
замечаний инспекции.
Примечание. В эту книгу заносятся записи как инспекторов труда, так и технических и
санитарных. Там, где имеется незаконченная книга для записей старых фабричных
инспекторов, записи в них продолжаются, по заполнении книги эти передаются в
местный подотдел охраны труда;
б) введен ли карточный каталог учета
рабочих по форме, установленной Народным Комиссариатом Труда и Социального
Обеспечения, а если последний еще не введен, то правильно ли ведется именной
список рабочих;
в) книги для записей малолетних и
подростков;
г) книга сверхурочных работ;
д) ежедневный рапорт, опубликованный в
"Известиях Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
Советов", от 28 августа 1919 г. за N 190;
е) книга для записи несчастных случаев;
ж) книга паровых котлов.
§ 15. Инспектор труда устанавливает:
вывешены ли в конторе, в каждой мастерской, в столовых:
а) Кодекс законов о труде;
б) обязательные постановления, касающиеся
данного производства;
в) адрес и время приема инспекторов
труда, технического и санитарного.
§ 16. Инспектор труда устанавливает,
имеется ли расчетная книжка вновь установленного образца у всех рабочих и
служащих на руках, выдается ли своевременно и правильно ли ведется, в
частности:
а) отмечены ли все условия производимых
вычетов (прогул, баня, квартира, продовольствие и проч.);
б) правильны и верны ли записи у
отдельных рабочих (сравнить с тарифом, с расценкой и товароприемной
книгой).
В. Распределение
рабочего времени и отдыха
§ 17. Инспектор труда выясняет, нет ли
отступлений от установленной законом нормальной продолжительности рабочего
времени (для всех взрослых рабочих 8 часов днем и 7 часов ночью для лиц
физического труда и 6 часов конторского и умственного), а также
не превышает ли для тех рабочих, труд коих не может быть точно ограничен и
учтен ежедневно, общее число переработанных часов за месяц - 200 для лиц
физического и 150 - умственного труда.
§ 18. Инспектор труда
выясняет из разговоров с рабочими, по книгам и табелям, расчетным ведомостям и
по другим данным, применяются ли, в каком объеме и по отношению к какому
количеству рабочих сверхурочные работы, устанавливает, производятся ли они лишь
в случаях действительной необходимости с разрешения местного комитета и с
соблюдением существующих положений об их максимальной продолжительности, а
также, не допускаются ли к сверхурочным работам женщины и
несовершеннолетние, и не применяются ли сверхурочные работы при особо вредных
производственных процессах.
Одновременно выясняется, правильно ли
ведется учет сверхурочных работ и оплачиваются ли они
согласно существующим нормам.
§ 19. Если в предприятии применяются
ночные работы, инспектор труда выясняет, вызываются ли они действительной
необходимостью, не применяются ли они на особо вредных работах.
§ 20. Из расспросов комитета и отдельных
рабочих инспектор труда выясняет, соблюдаются ли все законом
установленные нерабочие дни и представляются всем работающим очередные отпуска.
Г. Охрана труда
малолетних и подростков
§ 21. В целях осуществления надзора за
охраной труда малолетних до 16 лет и подростков 16 - 18 лет инспектор труда
обращает внимание на следующие моменты:
1) сколько малолетних работает в
предприятии или учреждении;
2) не работают ли дети моложе 14 лет;
3) не принимаются ли на работу малолетние
14 - 16 лет без особых каждый раз разрешений инспектора труда и без
соответствующего медицинского осмотра при этом;
4) не работают ли малолетние (14 - 16 л.)
больше 4 часов в сутки;
5) проведен ли для подростков 6-часовой
рабочий день;
6) как оплачивается сокращенный рабочий
день малолетних и подростков; не падает ли их заработок ниже соответствующей
тарифной ставки;
7) не допускаются ли подростки и
малолетние к сверхурочным, ночным и праздничным работам;
8) не допускаются ли малолетние и
подростки к тяжелым, ночным и особо вредным работам;
9) не оказывает ли работа малолетних и
подростков по своему однообразию притупляющего действия на их психику и
способствует ли она развитию профессиональной квалификации;
10) все ли малолетние и подростки внесены
в соответствующую книгу;
11) посещают ли все малолетние и
подростки школы и какие;
12) каково количество материально особо нуждающихся малолетних (сироты и единственные кормильцы
семьи);
13) возможно ли в ближайшее время снятие
малолетних с работ полностью или по возрастным группам, какие препятствия стоят
на пути (связь с работой взрослых, причины экономического характера и пр.);
14) каковы причины отступления от норм по
охране труда подростков (в частности, причины несоблюдения 6-часового дня), не
вызываются ли они связанностью производственного процесса с работой взрослых,
невозможностью по условию рабочего рынка немедленно заменить их взрослыми и
т.д., в какой срок возможно устранение этих отступлений;
15) использованы ли освобождающиеся 2
часа у всех подростков для посещения школы.
Д. Охрана женского
труда
§ 22. В отношении надзора за исполнением
закона об охране труда женщин инспектор труда обращает внимание на следующее:
1) не работают ли женщины ночью; что
препятствует исключению женщин из ночных смен;
2) допускаются ли женщины к сверхурочным
работам; как часто они применяются и чем это вызывается;
3) не допускаются ли женщины на такие
работы и в такие производства, кои законом для них воспрещены (подземные работы
и проч.);
4) не применяется ли труд женщин вообще
на работах, требующих большого мускульного напряжения силы или особо вредных,
но в специальных постановлениях не перечисленных;
5) соблюдается ли закон об охране
материнства работниц:
а) отпускаются ли работницы на 8 недель
до родов и на 8 после родов, а лица конторского и умственного труда - на 6
недель до и 6 - после;
б) отпускаются ли женщины на время
кормления ребенка в указанные законом сроки (через каждые три часа не менее чем
на полчаса);
в) имеются ли ясли при предприятии.
Е. Надзор за санитарно-техническим и санитарно-гигиеническим
состоянием промышленных заведений
§ 23. Надзор по охране труда в области
техники безопасности, санитарии и профессиональной гигиены возлагается на
специалистов с соответствующими знаниями - инспекторов технических (инженеров)
и санитарных (врачей). Однако это не снимает с инспектора труда, на которого в
лице избравших его организаций возложена ответственность за правильную
постановку всего дела охраны труда, обязанности принимать все меры к улучшению
условий труда в указанной области.
Осуществляется это путем побуждения к
энергичной и интенсивной деятельности в соответствующих отраслях работы агентов
специального надзора, содействия им при проведении в жизнь всех их предписаний
и требований и привлечения к ответственности владельцев и администрации
предприятий в случае невыполнения этих требований. Помимо того, инспектор труда
должен сообщать соответствующему агенту специального надзора по принадлежности
обо всех обнаруженных им при посещениях предприятий и учреждений
санитарно-гигиенических дефектах и следить за тем, чтобы специальным
инспектором были предприняты все необходимые шаги к их устранению.
В этих целях при обходе предприятий
необходимо обращать внимание на нижеследующее:
1) нет ли серьезных
недостатков здания (ветхость, состояние крыши, потолков, стен, дверей, окон,
полов и т.д.);
2) достаточны ли противопожарные меры;
3) есть ли водопровод, канализация и
достаточное количество удовлетворительных в санитарно-гигиеническом отношении
уборных;
4) достаточно ли просторно рабочее
помещение и соответствует ли оно по объему количеству работающих;
5) имеется ли общая вентиляция (форточки,
люки, вытяжки, электрические вентиляторы и т.д.), достаточна ли она и нормально
ли работает;
6) какова температура рабочего помещения;
7) достаточно ли отопление, не вызывает
ли оно в мастерской скопления дыма и газов;
8) нет ли особой сырости или сухости в
рабочем помещении;
9) достаточно ли дневное освещение,
равномерно ли освещены все машины, станки, аппараты и другие места работы;
10) достаточно ли вечернее освещение, в
надлежащих ли местах установлены все источники света, не вызывают ли они по
своему устройству и расположению неравномерного распределения или чрезмерной
яркости освещения;
11) не загромождено ли чрезмерно рабочее
помещение материалами и отбросами производства и достаточны ли проходы;
12) в каком состоянии находятся
ограждения и предохранительные приспособления движущихся частей, приводов и
электромоторов; не обнаружены ли особо опасные машины, станки и др., нет ли
других опасных мест (ямы, темные места, проходы и т.д.);
13) приняты ли все меры к непроникновению в атмосферу пыли, газов, паров
(эксгаустеры, вытяжки, колпаки и пр.);
14) приняты ли все меры к устранению
чрезмерной сухости, влажности и сырости;
15) есть ли в достаточном количестве
умывальники, есть ли отдельные умывальные комнаты, ванны и др. и выдаются ли
предприятием мыло и полотенца;
16) где хранится одежда рабочих;
17) есть ли особое помещение для принятия
пищи;
18) содержится ли в чистоте рабочее
помещение, и часто ли производится его уборка; есть ли специальные лица,
смотрящие за чистотой;
19) каково состояние двора (вымощен ли,
освещен ли, есть ли достаточно проходов, проездов и спусков); содержится ли он
в чистоте;
20) есть ли выгребные ямы
и в каком они состоянии.
Ж. Надзор за
правильным снабжением производственной одеждой
§ 24. При посещении
предприятий инспектор труда устанавливает, выдается ли рабочим
общеустановленная производственная одежда, не взимается ли за пользование ею
особая плата; хранится ли она в предприятии; не выдается ли один и тот же
костюм разным рабочим без предварительной дезинфекции; имеется ли раздевальня,
в случае отсутствия таковой, специальные закрытые шкафчики для хранения
собственной одежды рабочего.
З. Охрана труда в
особо вредных производствах
§ 25. В целях сугубого проведения охраны
труда работающих в особо вредных предприятиях инспектор труда следит за особо
точным проведением в них всех законодательных положений по охране труда и общих
санитарно-гигиенических и технических постановлений и правил. Помимо того, он
устанавливает, соблюдаются ли полностью все специальные обязательные
постановления, касающиеся данного производства или отдельных работ в нем, и, в
частности, обращает внимание на следующие моменты:
1) соблюдается ли специально
установленное Народным Комиссариатом Труда и Социального Обеспечения для данных
работ сокращение рабочего времени;
2) установлены ли перерывы в работе и
достаточны ли они;
3) не допускаются ли несовершеннолетние и
женщины к тем работам, кои им запрещены по специальным постановлениям;
4) имеются ли всюду, где необходимо,
эксгаустеры, вентиляторы и прочие приспособления и достигают ли они цели;
5) установлено ли особо тщательное
наблюдение за чистотой;
6) имеются ли бани, умывальники и
выдаются ли в достаточном количестве мыло и полотенца;
7) выдаются ли предприятием особые
защитные костюмы;
8) выдаются ли очки, маски, респираторы и
проч. защитные приспособления;
9) выдаются ли рабочим какие-либо
питательные или лекарственные вещества и целях
предупреждения отравления вредными или опасными для жизни и здоровья парами,
газами и ядовитой пылью;
10) имеются ли особые помещения для
переодевания и мытья;
11) имеются ли особые помещения для
принятия пищи.
И. Ознакомление с
условиями жизни и быта рабочих
§ 26. При посещении
предприятия инспектор труда попутно, в целях выяснения условий жизни и быта
рабочих, знакомится с деятельностью фабрично-заводского или аналогичного
комитета и особенно местной комиссии по охране труда, с взаимоотношениями их с
администрацией, с местной партийной жизнью, постановкой
культурно-просветительной работы, с состоянием питания рабочих (есть ли
столовые, чайные, кооперативы, продовольственные закупочные организации),
выясняет доступность и качество постановки медицинской помощи, состояние
трудовой дисциплины и производительности труда, разрешает имеющиеся запросы и
заявления рабочих и пр.
К. Обследование
вспомогательных учреждений при предприятии
§ 27. По окончании обхода мест работы
инспектор труда обследует все находящиеся при предприятии вспомогательные
учреждения:
а) жилища (скученность в них,
санитарно-гигиеническое состояние, удобства, необходимость ремонта и т.д.);
б) бани (достаточность,
санитарно-гигиеническое состояние и т.д.);
в) больницы и приемный покой
(санитарно-гигиеническое состояние, постановка медицинской помощи,
удовлетворяют ли всех работающих, отношение к рабочим со стороны медицинского
персонала и т.д.);
г) столовую, чайную, продовольственную
лавку (удовлетворяет ли всех работающих, правильны ли постановка и ведение дела
и т.д.);
д) клуб, театр,
библиотеку, читальню, школу и ясли (санитарно-гигиеническое состояние,
постановка дела и т.д.).
Примечание. Все обнаруженные дефекты,
касающиеся организационной стороны и постановки дела в специальных областях,
доводятся до сведения соответствующих органов (народного просвещения,
здравоохранения, социального обеспечения и продовольствия).
Л. Несчастные
случаи
§ 28. Инспектор труда обязан наблюдать за
правильной регистрацией несчастных случаев, а также и за тем, чтобы о каждом
случае немедленно сообщалось техническим инспекторам, инспекторам труда или
подотделу охраны труда.
§ 29. При получении сообщения о несчастном
случае инспектор труда обязан выяснить на месте, по возможности вместе с
техническим инспектором, при содействии фабрично-заводских комитетов и
администрации, как обстоятельства, при которых произошел несчастный случай, так
и причины, его вызвавшие.
Примечание. Невозможность немедленного
производства совместного обследования не освобождает технического инспектора от
дальнейшего детального расследования несчастного случая, результаты которого
немедленно сообщаются инспектору труда.
§ 30. Если несчастный
случай вызван причинами, немедленное устранение которых могло бы повлечь за
собою повторение несчастных случаев, инспектору труда предоставляется право
принятия, при полной невозможности консультации технического инспектора,
совместно с заводским комитетом неотложных мер к устранению этих причин, вплоть
до остановки машин, двигателя, станка, временного закрытия промышленного
заведения, отдельных мастерских и пр. О принятых мерах инспектор труда
немедленно сообщает местному подотделу охраны труда и Народного Комиссариата
Труда и Социального Обеспечения.
Глава II. Методы
устранения обнаруженных
на предприятии дефектов
§ 31. По обнаружении
нарушений и отступлений от законов в области охраны труда, невыполнения общих и
специальных санитарно-гигиенических и технических норм и обязательных
постановлений, а также и всех прочих не предусмотренных существующими
законоположениями недостатков, инспектор труда заносит в ревизионную книгу
краткое описание обнаруженного с подробным указанием всех конкретных мероприятий,
направленных к устранению отмеченных недостатков и с указанием срока выполнения
каждого из них.
§ 32. Не ограничиваясь записью требований
в ревизионной книге, инспектор труда указывает администрации и местному
комитету предприятия конкретно все пути к реальному проведению в жизнь своих
предписаний и одновременно содействует их выполнению путем соответствующих
организационных мероприятий и, в частности, сношений со всеми подлежащими
учреждениями и ведомствами.
§ 33. При каждом повторном посещении
проверяется, приведены ли в исполнение сделанные в ревизионной книге указания и
в случае, если обнаружено невыполнение требований полностью или частично,
выясняется, были ли причиной тому объективные препятствия, небрежность или
злостное невнимание к интересам трудящихся со стороны органов управления.
§ 34. Если при проверке
выполнения предписанного выясняется непринятие органами управления или
владельцем предприятия необходимых мер без уважительных причин, или если при
первичном осмотре обнаруживается злостное невыполнение существующих законов или
полное пренебрежение к вопросам охраны жизни и здоровья работающих, инспектор
труда привлекает виновных (не исключая и ответственных руководителей
национализированных и Советских предприятий и учреждений) к ответственности
перед местным народным судом.
§ 35. При возбуждении судебного дела
инспектор труда представляет в суд подробный акт обследования предприятия,
составленный совместно с фабрично-заводским комитетом, поддерживая устно
обвинение во время судебного разбирательства, а копии всех материалов,
представленные в суд, направляет в Губернский подотдел охраны труда и Народный
Комиссариат Труда и Социального Обеспечения.
Экстренные меры
§ 36. В случае
обнаружения серьезных недостатков, непосредственно угрожающих жизни и здоровью
рабочих, устранение коих не терпит отлагательства, инспектору труда
предоставляется право принятия, совместно с фабрично-заводским комитетом,
экстренных мер, вплоть до временного закрытия завода, мастерской, остановки
машины, двигателя, станка и проч. О причинах экстренных мер инспектор труда
обязан немедленно известить Губернский Подотдел Социальной Охраны Труда,
Народный Комиссариат Труда и Социального Обеспечения и местный Совет
Народного Хозяйства.
Глава III. Приемы
посетителей
§ 37. Инспектор труда устанавливает
определенные дни и часы приема для представителей организаций и отдельных
заинтересованных лиц по вопросам охраны труда; о месте и времени приема должны
быть оповещены специальным объявлением все предприятия участка.
§ 38. Во время приема инспектор труда
рассматривает как письменные, так и устные обращения к нему, разрешая
самостоятельно все практические вопросы, подлежащие его ведению, и направляя
остальные в соответствующие инстанции.
§ 39. Во время приема ведется подробная
запись посетителей, поводов к обращению и выдаваемых разъяснений.
Глава IV. Участие в
работе смежных государственных органов
§ 40. Инспектор труда поддерживает
постоянные сношения и, в случае необходимости, принимает участие в
непосредственной деятельности всех смежных государственных органов в части,
касающейся охраны труда:
1) местных и
центральных органов, регулирующих народное хозяйство, - проводит через них
необходимые с точки зрения охраны труда крупные изменения, перестройки и
переустройства в предприятиях, содействует получению необходимых для этой цели
ассигнований, содействует синдицированию
(объединению) мелких предприятий и организации крупных мастерских, а также
закрытию наиболее плохо поставленных предприятий; содействует предприятиям в получении
необходимых предметов, требуемых гигиеной, санитарией и предохранительной
техникой;
2) продовольственных органов -
содействует правильному снабжению предприятий и их кооперативов
продовольствием, устройству столовых и чайных; участвует в разрешении вопросов
установления усиленного классового пайка для отдельных групп рабочих;
3) органов
народного образования - содействует на предприятиях устройству библиотек,
клубов, вечерних курсов и лекций и докладов, организации общих и
профессиональных школ для взрослых, подростков и детей, интернатов для
снимаемых с работ малолетних, интернатов и клубов для подростков, детских
садов; участвует по возможности в обсуждении всех учебных планов и программ
культурно-просветительных учреждений для рабочих;
4) органов социального обеспечения -
содействует устройству яслей, домов матери и ребенка, инвалидных домов и т.д.;
5) жилищных отделов местных Советов
Депутатов - содействует жилищному строительству в местах скопления рабочего
населения и отводу рабочим здоровых и удовлетворяющих всем требованиям
санитарии и гигиены жилых помещений;
6) органов здравоохранения - содействует
обеспечению рабочих правильной и хорошо поставленной медицинской помощью;
содействует больницам, амбулаториям и пунктам первой помощи, организованным на
предприятиях, в получении необходимых медикаментов и других предметов
лекарственного и хозяйственного оборудования.
§ 41. Участие в работе указанных органов
выражается:
1) обязательным участием в разрешении
всех общих вопросов и конкретных дел, имеющих отношение к охране труда;
2) инициативой инспектора труда в этой
области;
3) усилением темпа их работы и
направлением ее в духе общей политики охраны труда.
Примечание. В случае конфликтов и
недоразумений с другими государственными органами об этом сообщается: 1) через
подотдел охраны труда в местное объединение Профессиональных Союзов; 2) в
высшую инстанцию соответствующего государственного органа и 3) в Губернский
Комиссариат Труда и Социального Обеспечения. До окончательного разрешения
конфликтов инспектор не приостанавливает приведения в исполнение решений.
Глава V. Вовлечение
в работу местных рабочих организаций
§ 42. Инспектор труда одной из своих
самых серьезных задач должен ставить вовлечение в работу по охране труда
широких рабочих масс и их организаций. С этой целью он принимает деятельное
участие в организации отделов охраны труда при профессиональных союзах и
комиссий по охране труда фабрично-заводских комитетов. В этих же целях он
периодически выступает с докладами о задачах охраны труда и о своей
деятельности на общих собраниях рабочих отдельных предприятий, а также на
широких рабочих конференциях, созываемых как по инициативе самого инспектора,
так и другими организациями.
§ 43. Опираясь во всей своей деятельности
на местные рабочие организации и, в первую очередь, на профессиональные союзы,
инспектор труда привлекает их, главным образом, через отделы охраны труда к
обследованию предприятий и разрешению наиболее серьезных вопросов текущей
деятельности, особенно в случае необходимости отступлений от норм по охране
труда. Периодически инспектор труда делает доклады и отчеты о своей
деятельности на заседаниях местных объединений и наиболее крупных отдельных
производственных союзов.
§ 44. Инспектор труда несет на себе общее
руководство деятельностью отделов охраны труда профессиональных союзов и
фабрично-заводских комиссий по охране труда, связывает их с подотделами охраны
труда местных Отделов Труда и Социального Обеспечения.
§ 45. Инспектор труда вовлекает в работу
по охране труда Российский Коммунистический союз Рабочей Молодежи и комиссии
работниц Российской Коммунистической Партии, ведя среди них пропаганду идей
охраны труда, выделяя из их среды определенные группы по охране труда,
приготовляющие в дальнейшем постоянных работников в этой области.
Примечание. Работа с этими группами может
выражаться в организации для них лекций и бесед по охране труда и привлечении
их к участию в обследованиях предприятий.
Глава VI.
Культурно-просветительная деятельность
по охране труда
§ 46. В целях популяризации среди широких
рабочих масс идей охраны труда инспектор труда ведет в этой области
агитационную работу, и именно:
1) выступает с докладами по охране труда
на всех собраниях, где это окажется возможным, и сговаривается с местными
партийными, профессиональными и культурно-просветительными организациями об
устройстве специальных собраний, митингов, дискуссий и т.д. по охране труда;
2) организует через подотдел Охраны Труда
единичные лекции и цикловые курсы (по возможности на самих предприятиях) как по
общим вопросам охраны труда, так и по профессиональной и общей гигиене и
технике безопасности;
3) освещает свою деятельность и помещает
общие статьи в местной прессе по вопросам охраны труда;
4) берет на себя инициативу и содействует
изданию плакатов, брошюр и пр. по отдельным вопросам охраны труда.
Глава VII.
Делопроизводство и отчетность
§ 47. При каждом посещении предприятия
инспектор труда заполняет ревизионную карту - при первичном основную, при последующих - повторную.
§ 48. К ревизионной карте прилагаются
специально составленные акты обследования производства, протоколы, копии
отношений и все другие относящиеся к делу документы.
§ 49. Все требования, предъявляемые к
предприятию на основании его обследования, тут же вносятся в ревизионную книгу
инспекции.
Примечание. Копии записи вносятся в
основную ревизионную карту в графу "замечаний инспектора", а в
повторную - в графу "обнаружено и предложено".
§ 50. Все относящиеся к одному
предприятию ревизионные карты, документы, переписки и пр. скрепляются вместе и
составляют одно дело.
§ 51. Все предприятия участка
регистрируются в особом списке под номерами, под теми же номерами
регистрируются и дела отдельных предприятий. Все дела объединяются по группам
производства соответственно классификации, принятой в форме годового отчета.
§ 52. Кроме дел предприятий, инспектор
труда выделяет в делопроизводство особую папку со всеми циркулярами и
руководящими указаниями Народного Комиссариата Труда и Социального Обеспечения
(здесь же должны храниться опубликованные в газетах декреты и постановления по
вопросам охраны труда).
§ 53. Инспектор труда имеет специальное
дело, к которому относятся все копии его отчетов.
§ 54. Помимо имеющихся дел, инспектор
труда ведет дневник, в который ежедневно вносится краткое перечисление всех
исполненных за день дел, и путевой журнал по установленной форме, в который
вносятся все посещения предприятий.
§ 55. Ежемесячно инспектор труда
представляет в Губернский подотдел Охраны Труда и в Народный Комиссариат Труда
и Социального Обеспечения доклады о своей деятельности за истекший месяц; к
докладам прилагаются копии всех ревизионных записей.
§ 56. Каждое полугодие инспектор труда
присылает в Губернский подотдел Охраны Труда и Народный Комиссариат Труда и
Социального Обеспечения подробные полугодовые отчеты по установленной форме.
§ 57. Инспектор труда, пользуясь общей
канцелярией подотдела охраны труда, сам подписывает все бумаги, скрепляя их
печатью Отдела Труда. Все выдаваемые им разрешения, удостоверения и т.д. он
заверяет собственной печатью по форме: Инспектор труда такого-то
____________________ участка такой-то ________________ губернии. Особо важные
или разрешающие вопросы принципиального характера бумаги подписываются
заведующим подотделом охраны труда.
Заместитель Народного Комиссара
Труда и Социального Обеспечения
А.ВИНОКУРОВ
Заведующий Отделом
Социальной Охраны Труда
С.КАПЛУН