Утверждена
Министерством
здравоохранения СССР
10 июля 1954 года
Согласовано
с Министерством
просвещения РСФСР
30 июня 1954 года
ИНСТРУКЦИЯ
О РАБОТЕ ШКОЛЬНОГО ВРАЧА
Медико-санитарное обслуживание школ
осуществляется школьными врачами-педиатрами или терапевтами, обладающими
достаточными знаниями в области анатомо-физиологических особенностей детей
школьного возраста, школьной гигиены и врачебного контроля за
физическим воспитанием.
Школьный врач состоит в штате детской
(общей больницы, имеющей детское отделение) или необъединенной детской
поликлиники (детского отделения общей поликлиники) и пользуется их штампом и
печатью.
Школьный врач непосредственно подчиняется
главном врачу детской поликлиники (заведующему
консультацией объединенной детской больницы, заведующему детским отделением
общей больницы), на которого возлагается руководство и контроль за работой
школьных врачей.
Методическое руководство и инструктаж
школьного врача по вопросам школьной гигиены и эпидемиологии возлагается на
работников санитарно-эпидемиологических станций, а по вопросам врачебного контроля за физическим воспитанием - на работников
врачебно-физкультурных диспансеров.
II
Основной задачей школьного врача является
организация в школе санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических
мероприятий, содействующих сохранению здоровья, укреплению физического
развития, успешному обучению и воспитанию подрастающего поколения.
Для осуществления этой задачи школьный
врач, руководствуясь приказами и инструктивно-методическими указаниями
Министерства здравоохранения СССР, министерств здравоохранения и просвещения
республики, включает в план своей работы следующие
основные разделы:
1) анализ и изучение состояния здоровья
школьников и организацию необходимых лечебно-оздоровительных мероприятий;
2) организацию и проведение
противоэпидемических мероприятий для предупреждения инфекционных заболеваний;
3) обеспечение врачебного контроля за постановкой физического воспитания в школе;
4) осуществление систематического контроля за соблюдением санитарно-гигиенических условий при
проведении учебных занятий и за выполнением установленного режима дня;
5) проведение систематической
санитарно-просветительской работы среди учащихся, учителей и родителей;
6) привлечение учителей, родителей и
представителей общественных организаций к активной работе по охране здоровья
школьников.
План работы школьного врача является
составной частью плана работы детской поликлиники (консультации, объединенной
детской больницы и т.п.) и школы и утверждается главным врачом детской
поликлиники и директором школы, которые несут ответственность за его
выполнение.
III
В соответствии с утвержденным планом
работы школьный врач:
1. Один раз в начале учебного года
проводит углубленный медицинский осмотр школьников с проведением
антропометрических измерений, проверкой остроты зрения и слуха; направляет
учащихся по показаниям на лабораторные и рентгенологические исследования; в
необходимых случаях вызывает родителей для получения недостающих сведений о
здоровье ребенка.
Все полученные данные углубленного
медицинского осмотра кратко и исчерпывающе записывает в индивидуальную карту
школьника (форма N 26).
При проведении углубленного осмотра
выделяет детей, требующих консультации специалистов, и совместно с последними назначает этим детям соответствующее лечение и
наблюдение.
Совместно с
классными руководителями и преподавателями физического воспитания, используя
результаты углубленного медицинского осмотра школьников, школьный врач
производит распределение детей на группы для занятий физической культурой в
соответствии с Положением о медицинском контроле над занимающимися физической
культурой и спортом, утвержденным министром здравоохранения СССР 28 октября 1951
г., производит отбор детей в группы корригирующей гимнастики и устанавливает
индивидуальный режим нуждающимся в этом
школьникам.
Анализирует данные углубленного
медицинского осмотра школьников; о полученных результатах докладывает на
педагогическом совете и родительском собрании и совместно с директором школы
составляет комплексный план необходимых оздоровительных мероприятий.
2. Берет на особый учет и обеспечивает
систематическим наблюдением детей, страдающих туберкулезом, малярией,
ревматизмом, длительно и часто болеющих, реконвалесцентов,
с отсталостью физического развития, с заболеваниями нервно-психической сферы, с
пониженной работоспособностью, с дефектами опорно-двигательного аппарата,
зрения, слуха, речи и т.п.
Эта группа школьников подлежит обязательному
повторному углубленному осмотру весной в целях освобождения нуждающихся по
состоянию здоровья от экзаменов, определения времени и места проведения летнего
отдыха, установления режима отдыха и т.д.
3. Заполняет на учащихся, поступающих в
высшие и средние учебные заведения или детские спортивные школы, медицинскую
справку (форма N 286), утвержденную Министерством здравоохранения СССР 24 марта
1953 г.
4. Оказывает в часы работы в школе первую
помощь детям, заболевшим в школе. Лечебная и специализированная помощь
обеспечивается детской больницей (поликлиникой) по месту жительства ребенка.
5. Проверяет маркировку школьных парт и
организует с помощью учителей и школьной медицинской сестры рассаживание детей
на партах и контроль за их правильной посадкой.
6. Проводит совместно со школьной
медицинской сестрой лечебно-профилактические мероприятия среди школьников (противорецидивное лечение маляриков, массовую
дегельминтизацию, санацию полости рта и т.п.), пользуясь помощью специалистов
больницы (поликлиники) и лаборатории.
7. Организует
проведение плановых профилактических и противоэпидемических мероприятий по
предупреждению инфекционных заболеваний среди школьников: раннее выявление
туберкулеза; предохранительные прививки; своевременный учет и изоляцию заболевших;
контроль за соблюдением карантинов; своевременное проведение дезинфекции;
сигнализацию в соответствующие организации о выявленном заболевании; выявление
причин неявки на занятия школьников; санитарное просвещение среди школьников,
учителей и родителей по профилактике инфекционных заболеваний.
8. Организует в начале учебного года
после зимних и весенних каникул проведение профилактических медицинских
осмотров школьников в целях выявления и изоляции детей, больных и
подозрительных на кожные, глазные и другие инфекционные заболевания. Организует
с привлечением медицинской сестры и учителей проведение ежемесячных
профилактических осмотров школьников для проверки их личной гигиены.
В целях недопущения к работе в школе
больных туберкулезом проверяет в начале учебного года наличие у учителей и
обслуживающего персонала школы медицинских документов об исследовании на
туберкулез.
9. Проводит тщательное врачебное
наблюдение за физическим воспитанием школьников: регулярно посещает уроки по
физическому воспитанию, следит за проведением физических упражнений в
соответствии с анатомо-физиологическими особенностями различных возрастных
групп детей - их показателями физического развития и состояния здоровья;
присутствует на занятиях спортивных секций и спортивных соревнований в школе;
берет под особое наблюдение учащихся, отнесенных к подготовительной и
специальной группе, а также занимающихся в спортивных секциях; наблюдает за
санитарно-гигиеническими условиями проведения занятий по физической культуре и
в спортивных секциях при школе.
10. Ведет пропаганду физической культуры
и спорта как средства укрепления здоровья детей, а также занятия по
санитарно-гигиеническому разделу комплексов БГТО и ГТО.
11. Устанавливает совместно с
администрацией школы санитарно-гигиенический режим учреждения в соответствии с
существующими санитарными нормами, требованиями и действующими санитарными
правилами.
12. Осуществляет лично, а также через
школьную медицинскую сестру систематический контроль за
санитарным состоянием, содержанием и благоустройством школы, школьного
инвентаря, пришкольного участка, обращает особое внимание на освещение,
проветривание, уборку помещений, правильную расстановку парт, а при двухсменных
занятиях - на размещение в одном и том же классе учащихся смежных возрастов.
13. Контролирует санитарно-гигиеническое
состояние и работу школьного буфета, проявляя вместе с медицинской сестрой
постоянную заботу и требовательность к качеству и ассортименту продуктов питания.
14. Осуществляет систематический контроль за соблюдением санитарно-гигиенических условий при
проведении учебных занятий и за выполнением режима дня школьников, участвует в
разработке расписания школьных занятий, посещает уроки, экзамены и внешкольные
занятия.
15. Оказывает учителям помощь в
преподавании материалов по вопросам охраны здоровья и в проведении
санитарно-просветительной работы с детьми и родителями.
16. Участвует в заседаниях
педагогического совета, ставя на них отчетные доклады о результатах
углубленного медицинского осмотра школьников и другие вопросы охраны здоровья
детей в школе.
17. Разрабатывает совместно с
администрацией и учителями план работы с родителями по организации
соответствующего домашнего режима и досуга детей и составляет план работы со
школьным родительским активом.
18. Проводит систематическую
санитарно-просветительную работу среди учащихся, младшего обслуживающего
персонала школы, а также плановую работу среди родителей, родительского и
общественного актива по вопросам охраны здоровья детей.
19. Организует и контролирует работу
санитарного актива общества Красного Креста, санитарных постов и подготовку
детей в кружках по программе БГСО, а также проводит занятия со старшими
школьниками по программе ГСО и готовит девушек - учащихся 8 - 9 классов для
работы в санитарной дружине.
IV
1. Школьный врач входит в состав
педагогического совета с правом решающего голоса и принимает активное участие в
разрешении вопросов, связанных с работой учреждения.
2. Школьный врач имеет право:
а) вносить на
рассмотрение администрации школы предложения по охране здоровья детей и по
выполнению санитарных правил;
б) временно освобождать учащихся от
учебных замятий по болезни и давать заключение учащимся 4, 5, 6, 8 и 9 классов
о переводе в следующий класс без экзаменов, если состояние здоровья не
позволяет им держать экзамены.
3. Школьный врач ведет учет своей работы
и медицинскую отчетность по формам, утвержденным Министерством здравоохранения
СССР; отчет о своей работе школьный врач представляет главному врачу детской
поликлиники (заведующему консультацией - объединенной больницы) и директору
школы.
4. Для медико-санитарного обслуживания
школьников под непосредственным руководством школьного врача работает
медицинская сестра, выделенная детской поликлиникой.
5. График работы школьного врача,
согласованный с директором школы, утверждается заведующим детской поликлиникой.
Табель учета работы врача школы ведется в
учреждении здравоохранения, в штате которого врач состоит.
6. Школьные врачи активно участвуют в
больничных конференциях, обходах больных, специально организованных семинарах,
докладах и лекциях, периодически проходят курсы специализации и
усовершенствования.
V
Для проведения лечебно-профилактической
работы в школе директор школы:
а) представляет
помещение для врачебного кабинета с необходимым его оборудованием;
б) обеспечивает направление школьников на
прием к врачу в специальные часы согласно установленному графику.
VI
С изданием настоящей Инструкции
утрачивает силу "Положение о школьном враче", утвержденное
Министерством здравоохранения РСФСР 3 ноября 1947 года и согласованное с
Министерством просвещения РСФСР 1 ноября 1947 года.
Приложение
к Инструкции
о работе школьного врача
СПИСОК ОБОРУДОВАНИЯ ВРАЧЕБНОГО КАБИНЕТА
Стол письменный с прибором 1
Стулья
4 - 6
Табурет
1
Ширма
1
Кушетка
1
Шкаф канцелярский 1
Шкаф аптечный 1
Столик со стеклянной крышкой 1
Ведро с педальной крышкой 1
Весы Фербенкса 1
Ростомер
1
Спирометр
1
Динамометр
1
Сантиметровая лента 1
Умывальная раковина или умывальник 1