МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СССР
ИНСТРУКЦИЯ
30 января 1956 г. N 35
О ПОРЯДКЕ УЧЕТА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОНФИСКОВАННОГО,
БЕСХОЗЯЙНОГО И ВЫМОРОЧНОГО ИМУЩЕСТВА <1>
--------------------------------
<1> Реализация излишнего,
неиспользуемого и ненужного имущества бюджетных учреждений производится в
порядке, предусмотренном Инструкцией Госэкономкомиссии СССР и Министерства
финансов СССР от 2 августа 1955 г. N 39-27/567 и письмом Министерства финансов
СССР от 2 августа 1955 г. N 567.
I. Общие положения
1. В соответствии с Постановлением СНК
СССР от 17 апреля 1943 г. N 404 на финансовые органы возложены обязанности по
учету и реализации конфискованного имущества, а также выявлению, учету и
реализации имущества, признанного бесхозяйным и выморочным.
2. К конфискованному имуществу относится
всякое имущество, в том числе ценности и денежные средства, изъятые по
приговорам, постановлениям или решениям судебных, таможенных и других
уполномоченных на то органов. Это имущество поступает на учет финансовых
органов в том случае, если в приговоре или постановлении о конфискации
имущества не предусмотрен другой порядок использования этого имущества.
При конфискации имущества государство не
отвечает по долгам и обязательствам осужденного, если таковые возникли после
принятия следственными или судебными органами мер сохранения имущества и притом
без согласия этих органов.
В отношении претензий, подлежащих
удовлетворению за счет конфискованного имущества, государство отвечает лишь в
пределах стоимости этого имущества.
3. Бесхозяйным имуществом может быть
признано такое имущество, собственник которого неизвестен или которое не имеет
собственника.
К бесхозяйному имуществу относится также
имущество, ценности и денежные средства, владелец которых хотя и известен, но
выбыл из данной местности и местожительство его неизвестно.
Вопрос о признании имущества бесхозяйным,
т.е. имуществом, которое переходит в собственность государства, разрешается в
порядке, устанавливаемом законодательством союзных республик.
К бесхозяйному имуществу, в частности,
относятся:
а) находки, а также вещи, ценности и
денежные средства, утерянные или забытые на улицах, площадях, в трамваях,
автобусах, троллейбусах, гостиницах, общежитиях, театрах, столовых, рынках,
торговых помещениях и т.д., не востребованные владельцами в сроки, устанавливаемые
Советами Министров союзных и автономных республик, исполкомами краевых,
областных или городских (городов республиканского подчинения) Советов депутатов
трудящихся.
В соответствии с местными условиями сроки
хранения найденных вещей не могут быть меньше трех и больше шести месяцев со
дня представления находки в органы милиции, сельский Совет или склады находок,
организованные в установленном порядке для этой цели;
б) обнаруженные в скрытом виде
драгоценные камни, жемчуг, золотые и серебряные монеты, драгоценные металлы
(золото, серебро, платина и металлы платиновой группы) в слитках, изделиях и
ломе, а равно советская и иностранная валюта, собственник которых неизвестен
или в силу закона утратил на них право;
в) имущество, поступившее в административные
и судебные органы (милиция, судебные учреждения) в качестве вещественных
доказательств, в случаях:
- когда имеется решение или распоряжение
о передаче этого имущества финансовым органам;
- если при наличии постановления
соответствующих органов о возврате вещественных доказательств они не будут
получены владельцем в течение шестимесячного срока и
- когда владелец вещественных
доказательств неизвестен.
Примечание. Вещи, ценности и денежные
средства, забытые на железнодорожном, водном и воздушном транспорте,
используются или реализуются в порядке, устанавливаемом соответствующими
министерствами.
4. Имущество признается выморочным и
переходит к государству в случаях:
а) неявки в установленный срок (6 месяцев
со дня открытия наследства) всех наследников;
б) отказа от принятия наследства всех
наследников;
в) лишения завещателем права наследования
всех наследников;
г) завещания постороннему лицу только
части имущества при отсутствии наследников по закону (оставшаяся незавещанной
часть имущества переходит государству).
5. Не подлежат передаче финансовым
органам и реализуются в особом порядке:
а) не востребованные от органов
Министерства связи СССР ценности и имущество, отправляемые почтовыми посылками,
бандеролями, письмами, а также конфискованные или запрещенные к пересылке
вложения;
б) бездокументные, невостребованные и
досрочно выгруженные грузы на железнодорожном и водном транспорте;
в) лесные и другие материалы,
конфискованные за лесонарушения.
6. Именные сберегательные и вкладные
книжки, сохранные свидетельства на сданные в сберегательные кассы на хранение
облигации, а также аккредитивы сберегательных касс не могут быть признаны
бесхозяйным имуществом.
Признание вклада или сданных на хранение
в сберегательную кассу облигаций выморочными в случаях, предусмотренных пунктом
4, может иметь место только при условии, если вкладчик или владелец облигаций
не сделал в сберегательной кассе завещательного распоряжения в порядке,
установленном соответствующими инструкциями Министерства финансов СССР.
II. Выявление, учет,
оценка и хранение имущества
7. Выявление, учет и оценка
конфискованного, бесхозяйного и выморочного имущества, а также принятие мер к
его охране возлагаются непосредственно на городские и районные финансовые
органы.
8. Учреждения, организации, предприятия и
лица, у которых окажется имущество, в том числе ценности и денежные средства,
указанные в разделе I настоящей Инструкции, обязаны сообщить об этом
соответствующему финансовому органу в пятидневный срок со дня выявления этого
имущества.
За сокрытие или присвоение указанного
имущества виновные привлекаются к уголовной ответственности.
При обнаружении кем-либо потерянных вещей
нашедший должен немедленно заявить о находке и сдать найденные вещи в милицию
или сельский Совет депутатов трудящихся.
Если до истечения установленного срока
(пункт 3 настоящей Инструкции) явится или обнаружится лицо, потерявшее вещи, то
они ему возвращаются, причем владелец вещей обязан возместить хранителю вещей
расходы по хранению и уплатить лицу, нашедшему вещи, 20% их стоимости.
Лицу, нашедшему деньги в советской валюте
или облигации государственных займов, выдается соответственно 20% найденных
денег или одна пятая часть найденных облигаций.
За найденные вещи, принадлежащие
государственным учреждениям или предприятиям, или за вещи, найденные в
учреждениях, предприятиях и помещениях общего пользования, подвижном составе
железных дорог, на водном и воздушном транспорте и т.п., никакого
вознаграждения лицу, нашедшему эти вещи, не выдается.
При неявке или при необнаружении в
течение установленного срока владельца найденных вещей они передаются
финансовому органу для оценки и реализации в установленном порядке. В этом
случае вознаграждение в размере 20% стоимости найденных вещей выдается
финансовым органом из средств, вырученных от реализации найденных вещей, по
заявлению лица, нашедшего вещи, поданному не позднее трехлетнего срока со дня
поступления в бюджет суммы, вырученной от реализации найденных вещей.
9. При выполнении обязанностей по
выявлению и учету указанного в настоящей Инструкции имущества финансовые
органы, в случае надобности, но не реже одного раза в год, производят
обследования соответствующих организаций и находящихся в их ведении складов и
хранилищ, а также проверку денежной и материальной отчетности. Эти обследования
финансовые органы должны производить при обязательном присутствии представителя
обследуемой организации.
10. Сберегательные кассы выдают справки о
вкладах умерших вкладчиков нотариальным конторам по их письменным запросам. В
этих запросах должно быть указано, что справка требуется по вкладу умершего. В
том случае, если вклад завещан, сберегательная касса указывает об этом в
справке. Однако фамилию лица, которому завещан вклад, сберегательная касса
нотариальному органу не сообщает.
11. В целях обеспечения своевременности
принятия на учет выморочного имущества финансовые органы обязаны не реже одного
раза в год производить сверку записей о принятом на учет имуществе с
материалами, имеющимися в распоряжении нотариальных органов.
12. Для принятия мер к охране выморочного
и бесхозяйного имущества при наличии решения соответствующего органа
(нотариального, судебного органа или решения соответствующего исполкома Совета
депутатов трудящихся) о признании имущества выморочным или бесхозяйным
финансовые органы в присутствии представителя милиции или домоуправления
производят проверку выморочного или бесхозяйного имущества в помещениях, в
которых оно находится, и принимают его на учет с составлением акта описи.
13. Не позднее трехдневного срока после
выявления указанного в настоящей Инструкции имущества производятся на месте
нахождения имущества опись и оценка его комиссией в составе представителей:
финансового органа, торгующей организации, которой будет передано имущество для
реализации, или предприятия, которому имущество передается для переработки, а
также организации, у которой выявлено это имущество, или представителя
домоуправления.
14. Выявление и взятие на учет
конфискованного имущества производятся судебным исполнителем, который, выполняя
приговор суда или другого правомочного на это органа в части конфискации,
составляет на указанное имущество опись с предварительной оценкой и направляет
ее соответствующему финансовому органу.
Опись имущества, на которое должна быть
обращена конфискация, подлежит утверждению народным судом, в районе действия
которого приговор в части конфискации приводится в исполнение.
При передаче описи конфискованного
имущества представителю финансового органа судебный исполнитель одновременно
передает ему основание к конфискации (копию приговора, постановления или
выписку из этих документов).
Окончательная оценка конфискованного
имущества, принятого от судебного исполнителя, производится комиссией в
составе, указанном в пункте 16 настоящей Инструкции.
15. В том случае, если при учете и оценке
имущества, производимых финансовым органом, не может присутствовать
представитель торгующей организации, которой передается имущество для
реализации, или соответствующего предприятия, которому имущество передается для
переработки, опись и предварительная оценка этого имущества производятся
представителем финансового органа в присутствии представителя органа или лица,
у которого выявлено имущество, и представителя домоуправления.
16. Окончательная оценка указанного в
пункте 15 настоящей Инструкции имущества производится комиссией с участием
представителей финансового органа, торгующей организации или соответствующего
ведомства, которому должно быть оно передано, на месте его выявления или по
доставлении имущества на базу торгующей организации или в предприятие,
принимающее его для переработки.
17. О произведенной описи и оценке
имущества составляется акт в необходимом количестве экземпляров по прилагаемой
форме (Приложение N 1). Акт подписывается всеми членами комиссии, а также
специалистом-оценщиком (экспертом), если он был приглашен для оценки имущества.
В конце акта указывается, в каком количестве экземпляров он составлен.
18. В акт описи и оценки имущества
включается: полное и точное наименование каждого отдельного предмета или группы
однородных равноценных предметов, подробное обозначение отличительных признаков
каждого предмета, наименование материала, из которого изготовлен каждый
предмет, количество, вес, длина, качество, процент износа предмета, а также
цена по прейскуранту и с учетом износа.
При наличии в составе имущества облигаций
государственных займов, сберегательных или вкладных книжек, аккредитивов и
сохранных свидетельств указывается:
а) по облигациям государственных займов -
название займа, нарицательная стоимость, номер облигации, номер серии и номер
разряда каждой облигации, а также фамилия, имя и отчество владельца, если
таковой известен;
б) по сберегательным и вкладным книжкам,
аккредитивам и сохранным свидетельствам - фамилия, имя и отчество владельца,
номер и дата выдачи документа, номер и местонахождение сберегательной кассы или
наименование учреждения Госбанка СССР, выдавших документ, и числящаяся по нему
сумма.
19. Акт описи и оценки имущества
рассматривается и утверждается заведующим финансовым отделом не позже
трехдневного срока после его составления.
В случае неутверждения акта описи и
оценки имущества заведующим финансовым органом производится переоценка его с
составлением нового акта.
Претензии третьих лиц об исключении
имущества из описи подлежат рассмотрению судом независимо от того, произведены
ли изъятие и реализация спорного имущества.
20. Если непосредственно после принятия
финансовым органом на учет имущества оно не может быть передано торгующей или
другой организации для реализации, переработки или использования, имущество это
передается финансовым органом на ответственное хранение организации или лицу, у
которых оно было выявлено, под расписку на акте описи и оценки.
В этом случае в конце акта описи и оценки
указывается: фамилия, имя, отчество лица, принявшего имущество на ответственное
хранение, его должность, наименование организации, в которой он работает,
подробный адрес, а также дата и номер его паспорта, кем он выдан, и что об
ответственности за недостачу или порчу имущества лицо, принявшее его на
хранение, предупреждено.
21. В случае утраты или порчи имущества
финансовый орган предъявляет к лицу, принявшему его на хранение, требование о
внесении в десятидневный срок в бюджет суммы стоимости недостающих или
поврежденных предметов. Если причитающаяся бюджету сумма за указанное имущество
не будет внесена в бюджет в десятидневный срок, финансовый орган предъявляет в
народном суде иск о взыскании с лица, принявшего имущество на хранение,
стоимости недостающих или поврежденных предметов. При обнаружении случаев
хищения или умышленного повреждения находившихся на ответственном хранении
предметов финансовый орган направляет соответствующие материалы следственным
органам для привлечения виновных к уголовной ответственности и одновременно
предъявляет иск о взыскании с виновных стоимости похищенных или умышленно
поврежденных предметов.
22. Расходы по хранению принятого на учет
имущества могут быть возмещены организации лишь в том случае, если для хранения
имущества было отведено специальное помещение. Хранение имущества в помещениях,
где хранятся и другие предметы, не оплачивается.
Расходы по хранению принятого на учет
имущества могут быть возмещены отдельному лицу, если это лицо не является
членом семьи осужденного.
Расходы по содержанию принятого на учет
скота возмещаются в размерах стоимости кормов по нормам и ценам, установленным
для данной местности. При возмещении этих расходов следует учитывать доходы,
полученные организациями и отдельными лицами, принявшими на хранение скот, от
использования этого скота (удой молока, эксплуатация лошади и т.д.).
23. Расходы финансовых органов, связанные
с оценкой и хранением имущества, в том числе на оплату труда приглашенных
специалистов-оценщиков (экспертов), производятся с разрешения вышестоящего
финансового органа из средств, вырученных от реализации имущества.
В необходимых случаях городские и
районные финансовые отделы могут приглашать экспертов для оценки имущества без
разрешения вышестоящих финансовых органов.
24. Принятое на учет финансовыми органами
имущество оценивается:
а) товары и материалы, не бывшие в
употреблении и не потерявшие первоначального качества, - по действующим
государственным розничным ценам;
б) товары и материалы, бывшие в
употреблении или потерявшие первоначальное качество, - по этим же ценам со
скидкой на износ в размере, устанавливаемом комиссией, производящей оценку
имущества;
в) товары и материалы, на которые
установлены только оптовые цены без налога с оборота, - по этим ценам;
г) товары и материалы, на которые не
установлено розничных цен, но имеются оптовые цены с налогом с оборота, - по
этим ценам с налогом с оборота;
д) мясной скот и птица, передаваемые
заготовительным организациям, - по заготовительным ценам;
е) передаваемый колхозам племенной и
местный улучшенный скот - по ценам, установленным на этот скот;
ж) зерно, фураж, картофель, овощи,
кожевенное сырье, шерсть - по заготовительным ценам;
з) кожевенный крой - по прейскурантным
ценам на кожевенные товары в кроеном виде;
и) лошади - по ценам, установленным
Советами Министров союзных и автономных республик и исполкомами краевых,
областных Советов депутатов трудящихся;
к) иностранная валюта во всех видах - по
официальным курсам Государственного банка СССР;
л) драгоценные металлы (золото, серебро,
платина и металлы платиновой группы) в слитках, ломе и монете - по
установленным Правительством СССР для Государственного банка покупным ценам на
эти виды ценностей;
м) изделия из драгоценных металлов,
драгоценных камней и жемчуга - при участии специалиста-оценщика, приглашенного
финансовым органом, по ценам, установленным на такие предметы при покупке их
соответствующими торгующими организациями.
При оценке изделий из драгоценных
металлов, драгоценных камней и других ценностей составляется акт оценки с
указанием подробного наименования каждого предмета, наименования металла, из
которого изготовлено изделие, и находящихся на нем камней, пробы, веса в
граммах и отдельных отличительных признаков и качества.
Акты оценки подписываются
специалистом-оценщиком и представителем финоргана и утверждаются заведующим
финансовым отделом.
Оценка изделий из драгоценных металлов и
камней, произведенная финансовым органом хотя бы и при участии
специалиста-оценщика, является предварительной. Окончательная оценка этих
предметов производится Управлением драгоценных металлов Министерства финансов
СССР, которое высылает финоргану один экземпляр приемо-расчетного акта на
принятые ценности по балансовой оценке и перечисляет в бюджет сумму балансовой
оценки этих ценностей. При этом за конфискованные ценности перечисления в
бюджет не производятся.
Парча и парчовые изделия, если они не
содержат в себе драгоценных металлов, не украшены драгоценными камнями и
жемчугом и если они не имеют музейного значения, оцениваются финорганом по
общему весу парчи и парчовых изделий, но с указанием в акте приемки
отличительных признаков каждого отдельного предмета;
н) облигации государственных займов - по
их нарицательной стоимости или соответственно в сумме выпавших на них
выигрышей;
о) сберегательные и вкладные книжки и
аккредитивы - по остатку сумм, которые значатся по этим документам;
п) строения принимаются на учет
финансовыми органами по страховой оценке;
р) многолетние плодовые насаждения, а
также посевы принимаются на учет финансовыми органами по стоимости,
определяемой комиссией с участием компетентных представителей земельных органов
и органов коммунального хозяйства.
25. Поступающие на учет финансовых органов
конфискованные, выморочные и бесхозяйные автомобили и мотоциклы, а также
автомобили и мотоциклы, изымаемые в административном порядке Государственной
автомобильной инспекцией, при передаче их государственным, кооперативным и
общественным предприятиям и организациям оцениваются по оптовым ценам с учетом
износа. Если же эти автомобили и мотоциклы не могут быть переданы указанным
предприятиям и организациям и передаются частным лицам, производится переоценка
автомобилей и мотоциклов, исходя из розничных цен с учетом износа.
Автомобили и мотоциклы иностранных марок
оцениваются применительно к ценам на автомобили и мотоциклы отечественного
производства по специальным ценникам.
26. Отдельные предметы из принятого на
учет имущества, требующие ремонта или реставрации, оцениваются по
действительной стоимости с учетом дефектов и передаются торгующей организацией,
принимающей имущество, в ремонт или для реставрации. После производства ремонта
или реставрации предметы вновь переоцениваются в присутствии представителя
финансового органа с составлением акта в необходимом количестве экземпляров, из
которых один экземпляр передается финансовому органу. Стоимость ремонта
удерживается торгующей организацией из сумм, вырученных от реализации
имущества, после предварительного согласования с финансовым органом.
27. Если оценка выморочного или
конфискованного имущества была произведена в период охраны наследственного или
подлежащего конфискации имущества нотариальными или судебными органами,
финансовый орган при приеме на учет этого имущества руководствуется
произведенной оценкой. При передаче же имущества торгующим организациям для
реализации или учреждениям и организациям для использования производится
переоценка имущества с участием представителей торгующей организации или
учреждения, предприятия, которым передается имущество. Для передачи или
производства переоценки этого имущества следует также привлекать (если это
возможно) лиц, производивших первоначальную оценку имущества.
28. При разногласии в оценке отдельных
предметов между представителями финансового органа и предприятия или
организации, которым передается имущество, оценка этих предметов производится
приглашенным специалистом-экспертом. Расходы по экспертизе оплачиваются
финансовыми органами в том случае, если определенная экспертом цена
соответствует цене, предложенной торгующей организацией. При определении
экспертом цены выше, чем цена, предложенная торгующей организацией, расходы по
оплате эксперта несет торгующая организация. Экспертиза должна быть произведена
не позднее десятидневного срока со дня первоначальной оценки, вызвавшей
разногласия.
III. Реализация
имущества и порядок расчета
29. Реализация нижеперечисленного
имущества производится финансовыми органами по указаниям Советов Министров
союзных и автономных республик, исполнительных комитетов областных (краевых),
городских и районных Советов депутатов трудящихся с соблюдением следующего
порядка:
а) здания и сооружения, в том числе жилые
дома и части их, находящиеся в городской местности, передаются безвозмездно
местным Советам депутатов трудящихся;
б) жилые дома с надворными постройками, а
также другое имущество за исключением имущества, указанного в подпунктах
"в", "г", "д" и "е" настоящего пункта
Инструкции, находящиеся в сельской местности, передаются безвозмездно в
собственность касс общественной взаимопомощи колхозов. В местностях, где нет
этих касс, а также в случаях отказа от принятия указанного имущества, оно
передается безвозмездно колхозам или сельским Советам депутатов трудящихся для
оказания помощи нетрудоспособным, а также для нужд детских садов и яслей или
для организации изб-читален и других культурных и общественных нужд.
Передача имущества колхозам или сельским
Советам производится по решению исполкомов районных Советов депутатов
трудящихся;
в) сельскохозяйственные постройки,
расположенные отдельно от жилых домов, сельскохозяйственные машины, инвентарь
передаются совхозам и машинно-тракторным станциям безвозмездно; кроме того,
совхозам передается безвозмездно рабочий, племенной и продуктивный скот.
При письменном отказе совхозов и МТС от
получения указанного имущества оно продается колхозам за плату по ценам,
установленным оценочной комиссией в порядке, предусмотренном пунктом 24
настоящей Инструкции.
В тех случаях, когда по каким-либо причинам
совхозы, МТС или колхозы отказываются от приема сельскохозяйственных построек,
эти постройки передаются безвозмездно местным Советам депутатов трудящихся;
г) зерно, фураж и другие
сельскохозяйственные продукты, а также мясной скот и птица передаются государственным
заготовительным организациям за плату. В случаях невозможности передачи
указанных продуктов, птицы и скота государственным заготовительным организациям
вследствие отдаленности расположения их от места выявления или отказа от
принятия в месте нахождения имущество передается за плату кооперативным
заготовительным организациям и колхозам по закупочным ценам;
д) сады, а также посевы передаются
совхозам или отделам коммунального хозяйства безвозмездно, а колхозам - за
плату по оценке, произведенной оценочной комиссией;
е) кожевенное сырье и шерсть передаются
заготовительным пунктам Всесоюзного объединения "Заготживсырье"
Министерства заготовок СССР за плату по заготовительным ценам <1>;
ж) книги, кроме указанных в пункте 35
настоящей Инструкции, передаются за плату предприятиям, занимающимся скупкой
книг. В том случае, если по своему состоянию книги не могут быть реализованы в
указанном порядке, они продаются как макулатура;
з) иностранные марки, а равно погашенные
марки СССР передаются за плату соответствующим организациям, занимающимся
скупкой и продажей таких марок;
и) охотничьи ружья передаются за плату
местным органам Министерства заготовок СССР для снабжения ими
охотников-промысловиков.
В случае отказа органов Министерства
заготовок СССР от принятия этих ружей они продаются другим организациям
(охотничьим, спортивным и др.);
к) легковые автомобили, а также мотоциклы
передаются по разрешениям исполкомов городских и районных Советов депутатов
трудящихся государственным, кооперативным и общественным предприятиям и
организациям за плату. Если легковые автомобили или мотоциклы не могут быть
переданы государственным, кооперативным и общественным предприятиям и
организациям, эти автомобили и мотоциклы, с разрешения в каждом отдельном
случае исполнительного комитета городского или районного Совета депутатов
трудящихся, могут передаваться торговым организациям для продажи населению.
--------------------------------
<1> В соответствии с Постановлением
ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 января 1956 г. N 96 Всесоюзное
объединение "Заготживсырье" Министерства заготовок СССР упраздняется
(см. Приказ Министра финансов СССР от 28 января 1956 г. N 33).
30. Предметы религиозного культа
передаются по описи и оценке безвозмездно ближайшей религиозной общине
(приходу) соответствующего культа для использования в церкви или молитвенном
доме. Передача предметов религиозного культа оформляется составлением акта в
необходимом количестве экземпляров с указанием в нем, что принятые религиозной
общиной (приходом) предметы обязательно должны быть занесены в инвентарную
опись культового имущества. Акт подписывается представителями финансового
органа и религиозной общины (прихода), принявшей предметы религиозного культа.
31. Материалы и оборудование, полученные
от разборки разрушенных, ветхих и поврежденных зданий и сооружений, владельцы
которых неизвестны, а также от разборки сооружений, возведенных для военных
целей, надобность в которых миновала, оплачиваются по прейскурантным ценам на
данные материалы и оборудование за вычетом расходов, связанных с разборкой,
очисткой и укладкой этих материалов и оборудования, а также скидок за утрату
первоначального качества, определяемых комиссией в составе представителей
исполкома местного Совета депутатов трудящихся, финансового органа и
организации, принимающей эти материалы и оборудование.
32. Предметы из черных и цветных
металлов, которые по своему состоянию не могут быть использованы по прямому назначению,
а также лом и отходы этих металлов передаются соответственно управлениям и
отделениям Главвторчермета Министерства черной металлургии СССР и
Главвторцветмета Министерства цветной металлургии СССР по акту, в котором
указывается: наименование металла, группа, сорт, количество (вес) и цена
согласно прейскуранту <1>.
--------------------------------
<1> В соответствии с Постановлением
ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 января 1956 г. N 96 организации
Министерства черной металлургии и Министерства легкой промышленности СССР,
занимающиеся заготовками вторичного сырья в районах деятельности
потребительской кооперации, упраздняются (см. Приказ Министра финансов СССР от
28 января 1956 г. N 33).
В случаях незначительного количества
изделий и лома металлов разрешается эти изделия и лом передавать за плату
предприятиям потребительской и промысловой кооперации, занимающимся сбором лома
металлов.
Порядок расчетов за цветные и черные
металлы в изделиях и ломе устанавливается Министерством финансов СССР по согласованию
с Министерством черной металлургии СССР и Министерством цветной металлургии
СССР.
33. При обнаружении в составе принятого
на учет имущества предметов старины и искусства, а равно прочих предметов,
могущих иметь историческое, музейное или научное значение, эти предметы
подвергаются экспертизе в особой комиссии из представителей: местного
финансового органа, производившего опись этих предметов, местного управления
или отдела культуры, местного музея, а также учреждения или домоуправления, в
которых выявлены указанные предметы. О произведенной экспертизе предметов,
имеющих историческое, музейное, художественное или научное значение, комиссия
составляет акт в необходимом количестве экземпляров, в котором подробно
описываются предметы, подвергшиеся экспертизе, основания признания их имеющими
историческое, музейное, художественное или научное значение и указывается,
каким организациям следует передать эти предметы.
В случаях если произведенная в
вышеуказанном порядке экспертиза не сможет по каким-либо причинам определить,
имеют ли принятые на учет предметы историческое, музейное, художественное или
научное значение, финансовый орган посылает Министерству культуры
соответствующей союзной республики 4 экземпляра акта первоначальной экспертизы
при сопроводительном письме, в котором, в случае надобности, излагаются
дополнительные данные и пояснения на окончательное решение о том, имеют ли
перечисленные в акте первоначальной экспертизы предметы историческое, музейное,
художественное или научное значение и каким организациям следует передать эти
предметы.
Передача музеям предметов, имеющих
музейное значение, производится по акту безвозмездно.
34. При наличии в составе принимаемого на
учет имущества книг, рукописей, проектов, чертежей, заметок, писем и пр., в
особенности принадлежавших научным работникам, инженерам, художникам,
композиторам или литераторам, финансовые органы обязаны принять все меры к
полной сохранности этих предметов и к выяснению в соответствующих учреждениях и
организациях, не имеют ли эти предметы исторического, научно-технического,
литературно-художественного или музейного значения.
35. Книги, рукописи и документальные
материалы и другие предметы, признанные соответствующими учреждениями и
организациями, имеющими научное, техническое, литературно-художественное или
историческое значение, передаются безвозмездно соответствующим государственным
учреждениям и организациям.
36. Ценности и денежные средства
реализуются финансовыми органами в следующем порядке:
а) золото, серебро, платина и металлы платиновой
группы в сыром виде, слитках, ломе, монете и изделия из этих металлов,
драгоценные и полудрагоценные камни, жемчуг и изделия с содержанием драгоценных
и полудрагоценных камней и жемчуга, если они не имеют музейного значения,
пересылаются в кассу по приему и выдаче ценностей (г. Москва,
Садово-Триумфальная, 4/10, помещение 3) обязательно через местные отделы
специальной связи Министерства связи СССР в посылках.
При отсылке ценностей составляется опись
их с подробным описанием каждого отдельного предмета, пробы, веса, наименования
драгоценного металла или камня и указанием отличительных признаков каждого
предмета.
Опись составляется в трех экземплярах, из
которых один остается в финансовом органе, один вкладывается в посылку с
ценностями и один отсылается в кассу по приему и выдаче ценностей.
Посылка отправляется при сопроводительном
письме финансового органа, в котором приводится подробная опись пересылаемых
предметов с указанием металла, из которого изготовлены предметы, пробы, веса, с
описанием отличительных признаков каждого предмета или драгоценного камня.
В сопроводительном письме указывается
также, к какому виду имущества относятся ценности (конфискованному,
выморочному, бесхозяйному), кому они принадлежали (если это известно), на какой
счет, в какое учреждение Государственного банка и в доход какого бюджета
(союзного, республиканского, местного) следует перечислить стоимость
отправленных ценностей.
Расходы по пересылке указанных ценностей
могут быть возмещены Управлением драгоценных металлов Министерства финансов
СССР при условии представления финансовым органом оплаченного счета местного
отдела связи. В этом случае финансовый орган, направляя счет отдела связи в
Управление драгоценных металлов, сообщает, на какой счет и в каком учреждении
Государственного банка следует перечислить сумму стоимости пересылки ценностей;
б) денежные суммы в советской и
иностранной валюте передаются в учреждения Государственного банка для
зачисления в доход соответствующего бюджета.
В сопроводительном письме финансовый
орган обязан указать учреждению Государственного банка, в доход какого бюджета
(союзного, республиканского, местного), на какой раздел и параграф
классификации доходов должна быть зачислена данная денежная сумма;
в) суммы вкладов, аккредитивов и
облигаций, находящихся на хранении в сберегательной кассе, перечисляются после
вступления в законную силу приговора суда о конфискации в доход союзного
бюджета по письменному распоряжению соответствующего судебного органа с
указанием в этом распоряжении о вступлении приговора в законную силу. К
распоряжению прилагаются заверенные копия приговора или выписка из него,
подтверждающие конфискацию имущества, а также сберегательные и вкладные книжки,
аккредитивы и сохранные свидетельства на облигации государственных займов.
Распоряжение поступает в городской или
районный финансовый отдел по месту нахождения следственного или судебного
органа. Передача производится по описи, в которой указывается: номер
сберегательной кассы или наименование учреждения Государственного банка СССР,
выдавшего документ, дата выдачи документа, фамилия, имя и отчество его
владельца, сумма, значащаяся в документе.
Городские и районные финансовые отделы
осуществляют контроль за правильностью и своевременностью выполнения
сберегательными кассами и учреждениями Государственного банка СССР требований о
перечислении в доход бюджета сумм вкладов, аккредитивов или находящихся на
хранении облигаций государственных займов. Для этого сберегательные и вкладные
книжки, а также сохранные свидетельства, выданные одногородними сберегательными
кассами или учреждениями Государственного банка СССР, передаются финансовым
отделом непосредственно этим сберегательным кассам или учреждениям Госбанка
СССР, а сберегательные книжки, вкладные книжки и сохранные свидетельства,
выданные в других городах и районах, пересылаются соответствующим финансовым
отделам по месту нахождения центральных сберегательных касс или учреждений
Государственного банка СССР, выдавших эти документы.
Аккредитивы, выданные сберегательными
кассами данной области (края, республики), направляются областному (краевому,
республиканскому) управлению гострудсберкасс и госкредита, а аккредитивы,
выданные сберегательными кассами других областей (краев, республик),
пересылаются соответствующим финансовым органам по месту нахождения управления
гострудсберкасс и госкредита, в подчинении которого находятся сберегательные
кассы, выдавшие аккредитивы.
Одновременно со сберегательными и
вкладными книжками, аккредитивами и сохранными свидетельствами соответствующей
сберегательной кассе, управлению гострудсберкасс и госкредита или отделению
Госбанка передается полученная от следственного или судебного органа выписка из
приговора или заверенная копия этой выписки, а в случае признания имущества
выморочным - свидетельство нотариальной конторы;
г) облигации государственных займов СССР,
хранящиеся в учреждении Госбанка в депозите органа, произведшего изъятие этих
облигаций, передаются учреждениями Госбанка по распоряжению следственного или
судебного органа вместе с выпиской из приговора в местную центральную
сберегательную кассу по описи, в которой указывается: наименование займа, номер
облигации, номер серии и нарицательная стоимость каждой облигации, а также
фамилия, имя и отчество владельца облигации. Копия этой описи пересылается
финансовому органу по месту нахождения сберегательной кассы, в которую переданы
облигации;
д) суммы вкладов, аккредитивов или
облигаций, признанные в установленном для этого порядке выморочным имуществом,
перечисляются в доход бюджета на основании свидетельства нотариальной конторы о
выморочности: суммы вкладов и аккредитивов - в доход местного бюджета, а
стоимость облигаций вместе с выпавшими на них выигрышами - в доход союзного
бюджета.
Облигации, признанные выморочными или
бесхозяйными, передаются в сберегательную кассу по описи, составленной в
порядке, установленном лит. "г" настоящего пункта;
е) сберегательные и вкладные книжки,
аккредитивы и сохранные свидетельства, которые не были конфискованы или не
признаны выморочным имуществом, а местонахождение владельцев которых
неизвестно, передаются финансовыми органами управлениям гострудсберкасс и
госкредита или соответственно конторе Госбанка;
ж) государственные трудовые
сберегательные кассы принимают сберегательные книжки, аккредитивы и сохранные
свидетельства, а учреждения Госбанка - вкладные книжки для зачисления стоимости
облигаций и сумм вкладов и аккредитивов в доход бюджета только через местные
финансовые органы.
37. Предметы, покрытые серебром или
золотом, а также предметы, содержащие золото в количестве 10% и более или
серебро в количестве 30% и более, финансовые органы пересылают в кассу по
приему и выдаче ценностей в порядке, указанном в п. 36, лит. "а".
Предметы, содержащие менее 10% золота и менее 30% серебра, сдаются управлениям
и отделениям Главвторцветмета Министерства цветной металлургии СССР.
38. Парча и парчовые изделия, если они не
содержат в себе драгоценных металлов или не украшены драгоценными камнями,
передаются финансовыми органами торгующим организациям для реализации или для
переработки государственным или кооперативным предприятиям за плату. Парча и
парчовые изделия с содержанием драгоценных металлов или украшенные драгоценными
камнями пересылаются в кассу по приему и выдаче ценностей в порядке, указанном
в п. 36, лит. "а".
39. Все прочее имущество, не
поименованное в пунктах 29 - 38 настоящей Инструкции, реализуется финансовыми
органами через посредство государственной или кооперативной торговой сети.
Реализация имущества, указанного в
настоящем пункте Инструкции, помимо торгующих организаций, запрещается.
40. Имущество, которое не может быть
реализовано в данном районе, реализуется в другом районе. Расходы по перевозке
такого имущества оплачиваются за счет средств, вырученных от реализации
имущества.
41. Предметы, которые в их настоящем виде
не могут быть реализованы, продаются соответствующим государственным или
кооперативным организациям для переработки.
42. Предметы, которые в связи с
изношенностью не могут быть использованы по своему назначению, не могут быть
отремонтированы, реставрированы или использованы для переработки, продаются
соответствующим организациям для использования их частей.
43. Предметы, не могущие быть
реализованными или использованными в указанном выше порядке, а также макулатура
продаются соответствующим государственным или кооперативным организациям,
занимающимся сбором вторсырья.
44. Предметы, которые по своему состоянию
не могут быть использованы в качестве утиля, уничтожаются, о чем отмечается в
акте описи и оценки имущества, а деревянные части (при достаточном количестве)
реализуются как топливо.
45. Реализация имущества, принятого
государственными торговыми организациями, должна производиться через магазины
(палатки) по продаже скупленных у населения вещей или через специально открытые
палатки.
46. Финансовые органы заключают с
торговыми организациями договоры по прилагаемой форме (Приложение N 5), в
которых излагаются условия сдачи финансовыми органами имущества для реализации,
условия приема и реализации и порядок расчетов с бюджетом за это имущество.
47. Приемка имущества для реализации или
для переработки производится торгующими и другими организациями и предприятиями
по месту его нахождения попредметно. С момента принятия имущества
ответственность за его целость и сохранность несет организация или предприятие,
принявшее имущество.
48. Все предметы, которые передаются
торгующим организациям для реализации, должны быть снабжены пломбами или
ярлыками финансового органа и торгующей организации с указанием порядковых
номеров актов описи и цены.
49. Чистка, глажение и мелкий ремонт
принятых от финансовых органов предметов производятся за счет организаций,
принявших эти предметы.
50. В случае задержки реализации
принятого торгующей организацией имущества более месяца по требованию торгующей
организации производится переоценка имущества в присутствии представителя
финансового органа. При этом стоимость имущества подлежит уменьшению на сумму
уценки. Одновременно производится перерасчет сумм причитающегося торгующей
организации вознаграждения за реализацию имущества. О произведенной переоценке
имущества составляется акт по прилагаемой форме (Приложение N 2), один
экземпляр которого передается финансовому органу.
Переоценка имущества в сторону повышения
его стоимости производится по требованию финансового органа или торгующей
организации немедленно.
51. Финансовому органу предоставляется
право в случае необходимости снимать с продажи и возвращать по принадлежности
отдельные предметы из имущества, переданного торгующим организациям для
реализации.
Требование о приостановлении реализации и
возврате имущества подписывается заведующим финансовым органом (или его
заместителем) и инспектором.
52. Снятие имущества с учета должно
оформляться финансовыми органами обоснованным решением, утвержденным
руководителем финоргана. В решении подробно излагаются основания снятия
имущества с учета.
53. Для покрытия расходов, связанных с
приемкой, перевозкой, хранением и реализацией принятого от финансового органа
для реализации имущества, торгующая организация удерживает из сумм, вырученных
от реализации имущества, вознаграждение в размере, обусловленном договором, но
не свыше 15% этих сумм.
54. Расчеты с финансовыми органами за
имущество, принятое для реализации или переработки, торгующие и другие
организации производят в течение обусловленного договором срока путем
перечисления причитающихся сумм в доход соответствующего бюджета согласно
указаниям финансового органа.
Перечисление этих средств может
производиться по нескольким актам описи и оценки с одним сроком уплаты. В этих
случаях на обороте платежного поручения должна указываться расшифровка перечисленных
сумм по каждому акту описи и оценки, а в самих платежных поручениях
указывается: наименование бюджета, раздел и параграф классификации доходов, на
который подлежат зачислению эти суммы.
55. В случае просрочки перечисления в
доход бюджета причитающихся сумм за реализованное или принятое для переработки
имущество торгующая или другая организация уплачивает пеню по 0,05% за каждый
просроченный день с причитающейся к уплате суммы.
56. Воспрещается передача взятого
финансовыми органами в порядке настоящей Инструкции на учет имущества во
временное пользование предприятиям, организациям или отдельным лицам.
57. Приобретение финансовыми органами или
отдельными работниками финансовых органов взятого на учет имущества
категорически запрещается.
58. При обнаружении драгоценных камней,
жемчуга, золотых и серебряных монет, драгоценных металлов (золота, серебра,
платины и металлов платиновой группы) в слитках, в изделиях и ломе, а равно
советской и иностранной валюты, собственник которых неизвестен или в силу закона
утратил на них право, лицам, обнаружившим их, выдается не позднее месячного
срока после добровольной сдачи ими ценностей государству вознаграждение в
размере 25% их стоимости. В таком размере вознаграждение выдается, если
указанные ценности находились в скрытом виде (клад) и в момент их нахождения
являлись имуществом бесхозяйным или неизвестно кому принадлежащим.
Лицам, обнаружившим указанные ценности
при обстоятельствах, связанных с исполнением служебных обязанностей,
вознаграждение не выдается.
При безвозмездной передаче
соответствующей организации обнаруженных ценностей, имеющих музейное значение,
вознаграждение в размере 25% возмещается организацией, принявшей эти ценности.
59. Выплата вознаграждения лицам,
обнаружившим ценности, производится финансовым органом, принявшим их на учет,
за счет средств, поступивших от реализации ценностей.
60. Средства, вырученные от реализации
указанного в настоящей Инструкции имущества, зачисляются в доход союзного,
республиканского или местного бюджета по принадлежности в следующем порядке:
а) от реализации конфискованного
имущества - в доход союзного или республиканского бюджета по принадлежности в
зависимости от того, было ли это имущество конфисковано решениями органов Союза
ССР или органов союзной республики;
б) от реализации облигаций
государственных займов, оказавшихся в составе конфискованного, выморочного или
бесхозяйного имущества, - в доход союзного бюджета;
в) от реализации прочего имущества - в
доход местного бюджета, на территории которого было обнаружено это имущество.
Суммы, причитающиеся за указанное в
настоящей Инструкции имущество, зачисляются соответственно: в доход союзного и
республиканского бюджета - на раздел 12 § 11 классификации доходов и в доход
местного бюджета - на раздел 33 § 1 классификации доходов.
61. В тех случаях, когда конфискованное у
осужденных лиц или выморочное имущество было приобретено за счет ссуд банка из
средств, вырученных от реализации этого имущества, в первую очередь должны быть
перечислены соответствующему банку суммы, причитающиеся в погашение
задолженности заемщика по полученной им ссуде.
62. В случае если лицо, осужденное с
конфискацией имущества, причинило предприятию или организации материальный
ущерб и судебный орган вынес решение о взыскании суммы причиненного ущерба с
осужденного, сумма причиненного ущерба может быть возмещена из средств,
вырученных от реализации имущества осужденного, если заявление о возмещении
ущерба поступило в финансовый орган в течение срока действия исполнительного
листа судебного органа.
63. В тех случаях, когда по уголовному
делу выступают адвокаты по назначению суда (в порядке ст. 55 УПК РСФСР и
соответствующих статей УПК других союзных республик), присужденный судом
гонорар в пользу юридической консультации выплачивается из сумм, вырученных от
реализации конфискованного имущества осужденных по данному делу, с соблюдением
очередности удовлетворения претензии, установленной для заработной платы.
Выплата гонорара производится в том случае, если заявление об этом поступило в
финансовый орган в течение срока действия исполнительного листа судебного
органа.
Из сумм, вырученных от реализации
вещественных доказательств, выплата гонорара адвокатам не производится.
IV. Возврат
имущества
64. В том случае, когда имеется
распоряжение (приговор, определение, решение, постановление) соответствующего
судебного или следственного органа о возврате указанного в настоящей Инструкции
имущества его владельцу, требование о возврате этого имущества или о возмещении
его стоимости может быть предъявлено владельцем в течение шестимесячного срока
со дня издания распоряжения о возврате.
В случае исключения вышестоящим судом
конфискации из приговора суд, вынесший приговор, обязан независимо от просьбы
осужденного по получении определения вышестоящего суда направить копию (выписку)
определения финансовому органу, к которому поступило конфискованное имущество,
для возврата этого имущества владельцу или возмещения ему стоимости этого
имущества.
Возврат конфискованных денежных сумм,
облигаций государственного займа и денежных вкладов, поступивших в доход
бюджета до денежной реформы, производится в соответствии с Инструкцией
Министерства финансов СССР от 14 декабря 1947 г. "О порядке проведения
денежной реформы" в следующем порядке:
- наличных денег - из расчета одной
десятой части суммы, подлежащей возврату;
- облигаций госзаймов, размещенных по
подписке, - путем выдачи облигаций Государственного 2-процентного займа 1948
года из расчета три рубля прежних займов за один рубль займа 1948 года, а
возврат Государственного внутреннего выигрышного займа 1938 года - путем выдачи
облигаций Государственного 3-процентного внутреннего выигрышного займа, исходя
из соотношения 5 рублей в облигациях займа 1938 года за один рубль в облигациях
3-процентного займа;
- денежных вкладов: а) в пределах вклада,
не превышающего 3000 рублей, - рубль за рубль; б) по вкладу, остаток которого
составил до 10000 рублей включительно: первые 3000 рублей - рубль за рубль, а
остальная часть - за три рубля старых денег два рубля новых денег; в) по
вкладу, остаток которого составлял свыше 10000 рублей: первые 10000 рублей
возвращаются в порядке, указанном в лит. "б", а остальная часть
вклада возвращается из расчета за два рубля старых денег один рубль новых денег.
В тех случаях, когда по решению
соответствующего судебного или уполномоченного на то органа необходимо
возвратить стоимость конфискованного имущества, поступившую в доход
государственного бюджета до денежной реформы 1947 года, возврат следует
производить в размере сумм, фактически полученных от реализации этого имущества
без учета указанной реформы.
65. Заведующие городскими и районными
финансовыми отделами при получении от судебных органов вызовов для участия в
судебных заседаниях при рассмотрении исков об исключении имущества из описи
немедленно выделяют своих представителей для заблаговременного изучения всех
обстоятельств дела по материалам, имеющимся в судебном органе, и для защиты в
судебных заседаниях интересов государственного бюджета.
В случае несогласия с решением судебного
органа финансовый отдел обязан решение это обжаловать в вышестоящий судебный
орган.
66. Возврат имущества или возмещение его
стоимости производится финансовым органом в пятидневный срок со дня получения
распоряжения о возврате имущества в следующем порядке:
а) если имущество, переданное торгующим и
другим организациям для реализации или для переработки, еще не реализовано и не
обращено в переработку, оно должно быть возвращено прежнему его владельцу в
натуре;
б) если имущество уже реализовано или
обращено в переработку, владельцу его возвращается из средств соответствующего
бюджета сумма стоимости имущества, фактически вырученная от его реализации, без
вычета комиссионного вознаграждения, уплаченного торгующей организации,
реализовавшей это имущество;
в) стоимость реализованного скота,
подлежащая возврату, определяется по действующим закупочным ценам. Если же
фактически вырученная сумма выше, чем по закупочным ценам, возврату подлежит
вырученная от продажи сумма.
67. Возврат сумм стоимости имущества
производится из средств того бюджета, в доход которого поступили средства,
вырученные от реализации имущества. При этом поступление данной суммы в бюджет
должно быть подтверждено соответствующим учреждением Государственного банка с
указанием, когда, в доход какого бюджета, на какой раздел и параграф
классификации доходов зачислена подлежащая возврату сумма.
В случае, когда в учреждении Госбанка
СССР отсутствуют, за истечением срока хранения, документы о зачислении в бюджет
стоимости облигаций, сумм вкладов и аккредитивов, это может быть подтверждено
документами, имеющимися в центральной сберегательной кассе. Такими документами
могут служить ордера последующего контроля по вкладам и хранению облигаций или
лицевые счета вкладчиков, либо операционные дневники.
Взамен ранее изъятых облигаций
государственных займов владельцам их выдаются облигации тех же займов, но за
другими номерами. Взамен ранее изъятых облигаций государственных займов,
подлежащих конверсии, в настоящее время могут быть выданы облигации
Государственного 2-процентного займа 1948 года по соотношению 1:3. Выдача
облигаций производится сберегательными кассами после перечисления финансовым
органом из бюджета на счет сберегательной кассы в Госбанке стоимости этих
облигаций.
Суммы вкладов, перечисленные в доход
государства, возвращаются при наличии решений соответствующих органов их
владельцам из государственного бюджета без начисления процентов за то время, в
течение которого эти суммы находились в бюджете.
68. По имуществу, которое было передано
безвозмездно, требование о возврате владельцу этого имущества предъявляется к
той организации, которая приняла имущество.
Возникшие споры по имуществу, переданному
безвозмездно, решаются народными судами.
69. В отношении возврата драгоценных
металлов, камней и других ценностей, сданных в кассу по приему и выдаче
ценностей, финорганы руководствуются Инструкцией Министерства финансов СССР от
10 августа 1955 г. N 598 "О порядке хранения, возврата и передачи в доход
государства ценностей, изъятых у граждан по постановлениям следственных
органов, а также конфискованных на основании судебных приговоров".
V. Ведение
материального и денежного учета имущества
70. Учет движения указанного в настоящей
Инструкции имущества и денежных поступлений от его реализации по прилагаемым
формам (Приложения N 3 и 4) возлагается на бухгалтера или, при его отсутствии,
на инспектора госдоходов финансового органа.
71. Бланки актов описи и оценки имущества
(Приложение N 1), бланки актов переоценки имущества (Приложение N 2), книга
учета актов описи имущества (Приложение N 3), бланки лицевых счетов (Приложение
N 4) должны заготовляться и храниться в финансовых органах как документы
строгого учета. Бланки актов должны быть пронумерованы, а книга учета описей
имущества пронумерована, прошнурована и скреплена печатью и подписью
руководителя городского или районного финансового отдела.
72. Акту описи и оценки имущества,
который составляется комиссией при принятии имущества на учет, присваивается
свой порядковый номер по книге формы N 3.
73. Актам переоценки имущества
присваиваются соответственно те же номера, которые присвоены первоначальному
акту описи и оценки имущества.
74. На каждый акт описи и оценки
имущества заводится отдельное дело, в котором хранятся все документы,
относящиеся к данному акту описи и оценки: акты описи и оценки, переоценки
имущества, документы по возврату имущества, банковские документы, оплаченные
лицевые счета и вся переписка, касающаяся данной описи имущества.
Каждому делу присваивается свой
порядковый номер, соответствующий номеру акта описи и оценки имущества.
75. Для учета актов описи имущества в
финансовых органах ведется по прилагаемой форме (Приложение N 3) книга учета
актов описи имущества. В этой книге регистрируются акты описи по мере их
поступления. Порядковые номера в книге учета актов описи должны соответствовать
номерам актов описи имущества. Записи в книге должны производиться
своевременно, четко и без помарок. Каждое исправление должно быть оговорено и
подтверждено подписью инспектора.
76. После внесения акта описи имущества в
книгу учета на каждую опись открывается лицевой счет (Приложение N 4).
Заголовок лицевого счета должен иметь указание, кому передано имущество, а
также время передачи имущества и срок расчетов с бюджетом за него. Указанному
лицевому счету присваивается номер, соответствующий номеру акта описи
имущества.
В тех случаях, когда по данному акту
описи имущества оно передается нескольким организациям (торгу для реализации,
предприятию для переработки, кассе по приему и выдаче ценностей, сберегательной
кассе и т.д.), лицевые счета открываются на каждую в отдельности организацию.
Всем этим лицевым счетам присваивается один и тот же номер акта описи
имущества.
Запись в лицевых счетах производится на
основании оправдательных документов (оценочных и переоценочных актов,
банковских и других документов).
После записи каждой операции по расчетам
выводится остаток, указанный в графах 11 и 12 лицевого счета. При просрочках
уплаты начисляется пеня, указываемая в графе 14.
При переоценках имущества суммы уценки
проводятся по графе 7, а суммы уменьшения вознаграждения, причитающегося
торгующей организации, - по графе 9.
Если при наличии переплаты окажется
непогашенной пеня, то часть переплаты обращается в погашение пени. Эта операция
по соответствующему лицевому счету записывается в следующем порядке: в графе 3
делается запись "Погашена пеня за счет переплаты", а в графе 10
проставляется со знаком минус зачтенная в уплату пени сумма и на эту сумму в графе
12 уменьшается переплата; в графе 15 данная сумма показывается как уплаченная.
После закрытия лицевого счета
производится подсчет сумм по всем графам, кроме граф 11, 12 и 16, причем суммы
со знаком минус вычитаются и окончательные итоговые суммы записываются под
чертой после последней записи.
Выведенные итоговые суммы балансируются:
сумма по графам 4, 6, 9 и 13 должна быть равна сумме по графам 7, 8 и 10.
VI. Обжалование
действий финансовых органов
77. Жалобы на неправильные действия
финансовых органов по применению настоящей Инструкции могут быть поданы в
вышестоящий финансовый орган в десятидневный срок со дня принятия финансовым
органом на учет имущества.
Жалобы на неправильные действия
финансовых органов рассматриваются вышестоящими финансовыми органами в
десятидневный срок со дня их получения.
На время рассмотрения жалобы финансовый
орган приостанавливает реализацию имущества, о чем сообщает соответствующей
организации, принявшей это имущество.
78. С изданием настоящей Инструкции
считать утратившими силу документы, указанные в прилагаемом Перечне.
Приложения:
1) форма акта описи и оценки имущества;
2) форма акта переоценки имущества;
3) форма книги учета актов описи
имущества;
4) форма лицевого счета;
5) типовой договор о реализации
имущества;
6) перечень документов, утративших силу.
Министр финансов СССР
А.ЗВЕРЕВ
Приложение N 1
к Инструкции
Министерства финансов СССР
от 30 января 1956 г. N 35
АКТ ОПИСИ И ОЦЕНКИ N
_______
________________
195_ г. Комиссия в составе представителя _________________
__________________________________________________________________________,
(наименование финоргана,
должность и фамилия)
представителя
_____________________________________________________________
(наименование
торгующей организации, должность
__________________,
представителя _________________________________________
и фамилия) (наименование
организации,
___________________________________________________________________________
передающей имущество,
должность, фамилия)
и эксперта (если
он был приглашен) ________________________________________
(наименование учреждения,
______________________________________________________________
на основании
должность, фамилия)
Положения о
порядке учета и
использования национализированного,
конфискованного, выморочного
и бесхозяйного имущества,
утвержденного
Постановлением СНК
СССР от 17
апреля 1943 г. N 404, произвела
опись и
оценку
нижеследующего имущества, принадлежавшего __________________________
__________________________________________________________________________,
(бывший владелец
имущества)
конфискованного
по приговору ______________________________________________
(наименование судебного органа)
от
________________ 195_ г. (признанного выморочным согласно свидетельству
_________________
нотариальной конторы или признанного бесхозяйным согласно
решению
исполкома ______________________________).
┌───┬────────────────────────────┬─────┬────────┬────────────┬────┬───────┐
│
N │ Наименование имущества │Коли-│Ссылка │
Цена по │% │Сумма
│
│п/п│(с
подробной характеристикой│чест-│на │прейскуранту│из- │стои- │
│ │
каждого предмета) │во │прейс- ├────┬───────┤носа│мости
с│
│ │ │ │курант и│Еди-│ Сумма │ │учетом │
│ │ │ │артикул │ницы│ │ │износа │
├───┼────────────────────────────┼─────┼────────┼────┼───────┼────┼───────┤
│
1 │ 2 │ 3 │ 4 │
5 │ 6 │
7 │ 8 │
├───┼────────────────────────────┼─────┼────────┼────┼───────┼────┼───────┤
│1 │Стол круглый обеденный на │1
│N 113 │332 │332 │10
│298-80 │
│ │прямоугольных ножках. │ │арт. 381│ │ │ │ │
│ │Диаметр крышки 1100 мм, дли-│ │ │ │ │ │ │
│ │на в развернутом положении │
│ │ │ │ │ │
│ │2000 мм. Лакирован, с двумя │ │ │ │ │ │ │
│ │составными на петлях │ │ │ │ │ │ │
│ │полированными вкладными │
│ │ │ │ │ │
│ │досками. На крышке стола │
│ │ │ │ │ │
│ │и ножках имеются царапины │
│ │
│ │ │ │
│2 │Стулья дубовые столярные │3
│N 113 │35 │105
│10 │94-50 │
│ │жесткие с вогнутыми спинками│ │арт. 8 │
│ │ │ │
│ │из трех вертикальных и двух │ │ │ │ │ │
│
│ │горизонтальных брусков. На │
│ │ │ │ │ │
│ │сиденьях стульев имеются │
│ │ │ │ │ │
│ │царапины │ │ │ │ │ │ │
│3 │Шкаф для платья и белья на │1
│N 113 │898 │898 │30
│628-60 │
│ │ножках с пятью выдвижными │
│арт. 654│ │ │ │ │
│ │полками в бельевом │ │ │ │ │ │ │
│ │отделении, со штангой для │
│ │ │
│ │ │
│ │платья и штангой для │ │ │ │ │ │ │
│ │галстуков. Облицован дубом. │ │ │ │ │ │ │
│ │С полкой для головных │ │ │ │ │ │ │
│
│уборов. С двумя наружными │
│ │ │ │ │ │
│ │ящиками, зеркалом размером │
│ │ │ │ │ │
│ │1300 х 800 мм. Одна ножка │
│ │ │ │ │ │
│ │сломана │ │ │ │ │ │ │
│4 │Пальто мужское демисезонное,│1 │N 039 по│518 │518 │20
│414-40 │
│ │драповое, черного цвета, │
│прейск. │ │ │ │ │
│ │двубортное, с накладными │
│N 123 │ │ │ │ │
│ │карманами. Сатиновая под- │
│ │ │ │ │ │
│ │кладка темно-серого цвета. │
│ │ │ │ │ │
│ │Пальто потертое, бывшее в │
│ │ │ │ │ │
│ │употреблении. Размер 50 │
│ │ │ │ │ │
│5 │Отрез шерстяной ткани │3 м │N 032
│405 │1215-00│-
│1215-00│
│ │"Бостон" синего цвета, │ │арт. 126│ │ │ │ │
│ │ширина 142 см │ │ │ │ │ │ │
│ ├────────────────────────────┼─────┼────────┼────┼───────┼────┼───────┤
│ │ Итого │ │ │ │3168-00│ │2651-30│
└───┴────────────────────────────┴─────┴────────┴────┴───────┴────┴───────┘
Итого (прописью) ________________
Настоящий акт составлен в __________ экз.
Члены комиссии (подписи)
Порядок
обжалования, установленный ст. 10 указанного выше Положения,
объявлен.
Дата
______________ 195_ г.
Подпись ___________________
Указанное
в настоящем акте
описи и оценки
имущество принял на
ответственное хранение.
Об ответственности за пропажу или порчу принятого
на хранение
имущества предупрежден ________________________________________
(подпись)
___________________________________________________________________________
(фамилия, имя и отчество лица, принявшего
имущество на ответственное
хранение, должность и учреждение, в котором
работает, номер паспорта,
дата выдачи паспорта, кем выдан
паспорт, домашний адрес)
___________________________________________________________________________
По настоящему акту имущество, перечисленное
под порядковыми номерами __
_____________________________________,
принял для реализации ______________
_________________
195_ г. _________________________________________________
(должность, имя,
отчество и фамилия лица,
__________________________________________________________________________.
уполномоченного торгующей организацией на
принятие имущества)
Приложение N 2
к Инструкции
Министерства финансов СССР
от 30 января 1956 г. N 35
АКТ ПЕРЕОЦЕНКИ N
___________
______________
195_ г. комиссия в составе: представителя __________________
(наименование)
финансового
отдела _________________________________________, представителя
(должность, фамилия, имя,
отчество)
___________________________________________________________________________
(наименование торгующей организации,
должность, фамилия, имя, отчество)
и эксперта
________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(наименование учреждения, должность,
фамилия, имя, отчество)
произвела переоценку
нижеследующего имущества,
принятого по акту описи и
оценки от
______________ 195_ г. N _______.
┌───┬──────────────────────────────────┬──────────┬────────────┬──────────┐
│
N │ Наименование
имущества │Количество│
Стоимость │Стоимость │
│п/п│ │ или вес │ имущества │имущества │
│ │ │ │ по акту
│ после │
│ │ │ │описи-оценки│переоценки│
├───┼──────────────────────────────────┼──────────┼────────────┼──────────┤
│ │Отрез шерстяной ткани
"Бостон" │ │ │ │
│ │синего цвета шириной 142 см. При │ │ │ │
│ │первоначальной оценке стоимость │ │ │ │
│ │определена без износа. При более │ │ │ │
│ │детальном осмотре оказалось, что │ │ │ │
│ │на двух концах ткани имеются пятна│ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │В связи с этим определен износ │3 м │1215-00 │1093-50 │
│ │в 10% │ │ │ │
└───┴──────────────────────────────────┴──────────┴────────────┴──────────┘
Члены комиссии (подписи)
Приложение N 5
к Инструкции
Министерства финансов СССР
от 30 января 1956 г. N 35
ДОГОВОР
_______________
195_ г. ___________________________________________________
(наименование финансового
__________________________________
в лице заведующего (или его заместителя)
органа)
__________________________________________________________________________,
(фамилия, имя и
отчество)
именуемый в
дальнейшем "финансовый орган", с одной стороны, и в лице ______
___________________________________________________________________________
(наименование торгующей
организации)
директора (или
его заместителя) ___________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
_________________________,
называемая в дальнейшем "торгующая организация",
с другой
стороны, заключили настоящий договор в следующем:
1. Финансовый орган передает, а торгующая
организация принимает для реализации имущество, учитываемое финансовым органом.
Примечание. Имущество, которое не
подлежит реализации через торговую сеть, объектом настоящего договора не
является.
2. Приемка имущества производится
торгующей организацией по месту его нахождения по актам описи финансового
органа попредметно.
3. С момента принятия имущества
представителем торгующей организации ответственность за целость и сохранность
имущества несет торгующая организация.
4. При разногласии в оценке отдельных
предметов между представителями финансового органа и торгующей организации,
которой передается имущество, оценка этих предметов производится приглашенным
специалистом-экспертом.
Расходы по экспертизе оплачиваются финансовым
органом в том случае, если определенная экспертом цена соответствует цене,
предложенной торгующей организацией. При определении экспертом цены выше, чем
цена, предложенная торгующей организацией, расходы по оплате эксперта несет
торгующая организация.
Экспертиза должна быть произведена не
позднее десятидневного срока со дня первоначальной оценки, вызвавшей
разногласия.
5. Все предметы, которые передаются
торгующей организации для реализации, должны быть снабжены пломбами или
ярлыками финансового органа и торгующей организации с указанием порядковых
номеров актов описи и цены.
6. Отдельные предметы из принятого
имущества, требующие ремонта или реставрации, оцениваются по действительной
стоимости с учетом дефектов и передаются торгующей организацией в ремонт или
для реставрации. После производства ремонта или реставрации предметы вновь
переоцениваются в присутствии представителя финансового органа с составлением
акта в необходимом количестве экземпляров, из которых один экземпляр передается
финансовому органу.
Стоимость ремонта удерживается торгующей
организацией из сумм, вырученных от реализации имущества, после
предварительного согласования с финансовым органом.
7. Чистка, глажение и мелкий ремонт
принятых от финансового органа предметов производятся за счет торгующей
организации.
8. В случае задержки реализации принятого
торгующей организацией имущества более месяца по требованию торгующей
организации производится переоценка этого имущества в присутствии представителя
финансового органа.
Сумма уценки списывается за счет сумм,
вырученных от реализации имущества.
Переоценка имущества в сторону повышения
его стоимости производится по требованию финансового органа или торгующей
организации немедленно.
В случаях переоценки имущества
производится перерасчет сумм причитающегося торгующей организации
вознаграждения за реализацию имущества.
О произведенной переоценке имущества
составляется акт, один экземпляр которого передается финансовому органу.
9. За финансовым органом остается право,
в случае необходимости, снятия с продажи и возврата отдельных предметов
переданного для реализации имущества.
Требование о приостановлении реализации и
возврате имущества подписывается заведующим финансовым органом (или его
заместителем) и инспектором.
10. Для покрытия расходов, связанных с
приемкой, перевозкой, хранением и реализацией принятого от финансового органа
для реализации имущества, торгующая организация удерживает в свою пользу ___
процентов из сумм, вырученных от реализации имущества.
11.
Расчет с финансовым органом за принятое для реализации
имущество
производится
торгующей организацией в течение _____________________________
(такого-то срока)
путем перечисления
причитающихся сумм в
доход соответствующего бюджета
согласно
указаниям финансового органа.
12. В случае просрочки перечисления в
доход бюджета причитающихся сумм за реализованное имущество торгующая
организация уплачивает пеню по 0,05% за каждый просроченный день с
причитающейся к уплате суммы.
13. Срок действия настоящего договора
устанавливается со дня подписания до ____________ 195_ года.
Приложение N 6
к Инструкции
Министерства финансов СССР
от 30 января 1956 г. N 35
ПЕРЕЧЕНЬ
УТРАТИВШИХ СИЛУ ИНСТРУКЦИЙ И ИНСТРУКТИВНЫХ ПИСЕМ
ПО ВОПРОСУ О ПОРЯДКЕ УЧЕТА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
КОНФИСКОВАННОГО,
ВЫМОРОЧНОГО И БЕСХОЗЯЙНОГО ИМУЩЕСТВА
┌───┬───────────────────────────────────────────────┬─────────┬───────────┐
│
N │ Наименование
документа │ N │ Дата
│
│п/п│ │документа│
документа │
├───┼───────────────────────────────────────────────┼─────────┼───────────┤
│ │ 1930 год │ │ │
│ │ │ │ │
│1 │Циркуляр Наркомфина СССР "О
порядке выплаты │356 │22 марта │
│ │вознаграждения за переданные
финорганам скрытые│ │ │
│ │ценности" │ │ │
│ │ │ │ │
│2 │Циркуляр Наркомфина СССР "О
выдаче │499 │9 июня │
│ │вознаграждения за обнаруженные
ценности" │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ 1934 год │ │ │
│ │ │ │ │
│3 │Письмо Наркомфина СССР "О порядке
выдачи │74 │5 февраля │
│ │вознаграждения лицам, указавшим и
передавшим │ │ │
│ │финорганам зарытые в земле или иным
способом │ │ │
│ │сокрытые ценности" │ │ │
│ │ │ │ │
│4 │Письмо Наркомфина СССР "О порядке
выдачи │458 │1 августа │
│ │вознаграждения лицам, указавшим и
передавшим │ │ │
│ │финорганам зарытые в земле или иным
способом │ │ │
│ │сокрытые ценности" │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ 1943 год │ │ │
│ │ │ │ │
│5 │Письмо Наркомфина СССР "Об
утверждении СНК СССР│223 │21
апреля │
│ │Положения о порядке учета и
использования │ │ │
│ │национализированного,
конфискованного, │ │ │
│ │выморочного и бесхозяйного
имущества" │ │ │
│ │ │ │ │
│6 │Инструкция Наркомфина СССР по
применению │311 │31 мая │
│ │Положения о порядке учета и
использования │ │ │
│ │национализированного, конфискованного, │ │ │
│ │выморочного и бесхозяйного
имущества │ │ │
│ │ │ │ │
│7 │Письмо Наркомфина СССР "О
проработке инструкции│312 │31 мая │
│ │Наркомфина СССР от 31 мая 1943 г. N
311 │ │ │
│ │по применению Положения о порядке
учета и │ │ │
│ │использования национализированного,
конфиско- │ │ │
│ │ванного, выморочного и бесхозяйного
имущества" │ │ │
│ │ │ │ │
│8 │Письмо Наркомфина СССР "О порядке
реализации │609 │21 сентября│
│ │продовольственных товаров" │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ 1944 год │ │ │
│ │ │ │ │
│9 │Письмо Наркомфина СССР "О порядке
передачи │11 │11 января │
│ │государственным органам Союза ССР
предметов, │ │ │
│ │изъятых из частного
оборота" │ │ │
│ │ │ │ │
│10
│Письмо Наркомфина СССР "О дополнении инструкции│374 │12 июля │
│ │НКФ СССР от 31 мая 1943 г. N 311 по
применению │ │ │
│ │Положения о порядке учета и
использования │ │ │
│ │национализированного,
конфискованного, │ │ │
│ │выморочного и бесхозяйного
имущества" │ │ │
│ │ │ │ │
│11
│Письмо Наркомфина СССР "О порядке реализации │387 │20 июля │
│ │конфискованных охотничьих
ружей" │ │ │
│ │ │ │ │
│12
│Письмо Наркомфина СССР "О реализации │431 │17 августа │
│ │бесхозяйного имущества на
освобожденной │ │ │
│ │от врага территории" │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ 1945 год │ │ │
│ │ │ │ │
│13
│Письмо Наркомфина СССР "О проверке камер │77 │15
февраля │
│ │хранения вещественных доказательств,
бюджетных │ │ │
│ │учреждений и органов связи в
отношении │ │ │
│ │своевременной передачи финорганам и
реализации │ │ │
│ │государственного имущества и
перечисления │ │ │
│ │причитающихся бюджету сумм" │ │ │
│ │ │ │ │
│14
│Письмо Наркомфина СССР "О дополнении к письму │141 │13 марта │
│ │НКФ СССР от 15 февраля 1945 г. N
77" │ │ │
│ │ │ │ │
│15
│Письмо Наркомфина СССР "Об установлении связи │185 │9 апреля │
│ │с органами НКВД при проверке камер
хранения │ │ │
│ │вещественных доказательств" │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ 1946 год │ │ │
│ │ │ │ │
│16
│Письмо Наркомфина СССР "О порядке расчетов │119 │12 февраля │
│ │за личное имущество граждан,
эвакуированное │ │ │
│ │из прифронтовой полосы" │ │ │
│ │ │ │ │
│17
│Письмо Министерства финансов СССР "О расчетах │295 │18 апреля │
│ │за материалы, полученные от
разборки │ │ │
│ │разрушенных зданий и
сооружений" │ │ │
│ │ │ │ │
│18
│Письмо Министерства финансов СССР "О порядке │296 │18 апреля │
│ │расчетов за радиоприемники, сданные
органам │ │ │
│ │Министерства связи населением,
учреждениями │ │ │
│ │и предприятиями" │ │ │
│ │ │ │ │
│19
│Письмо Министерства финансов СССР "О порядке │869 │12 декабря │
│ │расчетов за личное имущество,
принятое │ │ │
│ │на склады Министерства вооруженных
сил СССР │ │ │
│ │от военнослужащих и членов их
семей" │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ 1950 год │ │ │
│ │ │ │ │
│20
│Письмо Министерства финансов СССР "О порядке │318 │28 февраля │
│ │реализации конфискованного,
выморочного │ │ │
│ │и бесхозяйного кожевенного сырья и
шерсти" │ │ │
│ │ │ │ │
│21
│Письмо Министерства финансов СССР "О порядке │941 │8 июля │
│ │реализации конфискованных, выморочных
и │ │ │
│ │бесхозяйных автомашин и мотоциклов и
оценки │ │ │
│ │автомашин и мотоциклов иностранных
марок" │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ 1951 год │ │ │
│ │ │ │ │
│22
│Первый абзац письма Министерства финансов СССР │374 │3 марта │
│ │"Об оценке автомобилей,
продаваемых отдельными │ │ │
│ │гражданами и продаваемых отдельным
гражданам" │ │ │
│ │ │ │ │
│23
│Раздел VI приложения N 8 к письму Министерства │988 │7 июня │
│ │финансов СССР "Об усилении
контроля финансовых │ │ │
│ │органов за поступлением в бюджет
налога с │ │ │
│ │нетоварных операций, налога со
зрелищ, доходов │ │ │
│ │за работы МТС, патентного сбора,
лесных │ │ │
│ │и других государственных
доходов" │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ 1952 год │ │ │
│ │ │ │ │
│24
│Первый абзац письма Министерства финансов СССР │735 │8 мая │
│ │"О проверке правильности
хранения и своевремен-│ │ │
│ │ности перечисления в бюджет
депозитных сумм" │ │ │
│ │ │ │ │
│25
│Письмо Министерства финансов СССР "О внесении │1893 │16 октября │
│ │изменений в инструкцию НКФ СССР от 31
мая │ │ │
│ │1943 г. N 311" │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ 1953 год │ │ │
│ │ │ │ │
│26
│Письмо Министерства финансов СССР "Об отмене │340 │10 марта │
│ │ведения в финансовых органах книги
нарядов по │ │ │
│ │форме N 2, установленной инструкцией
НКФ СССР │ │ │
│ │от 31 мая 1943 г. N 311" │ │ │
│ │ │ │ │
│27
│Письмо Министерства финансов СССР "О порядке │1252 │29 августа │
│ │реализации ненужной для бюджетных
учреждений │ │ │
│ │мебели, требующей ремонта и
реставрации" │ │ │
└───┴───────────────────────────────────────────────┴─────────┴───────────┘