НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РСФСР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 января 1920 года
НАКАЗ САНИТАРНЫМ ИНСПЕКТОРАМ
А. Общие положения
§ 1. Санитарная инспекция имеет своей
задачей постановку и проведение надзора за санитарно-гигиеническими условиями
как физического, так и умственного труда всех трудящихся.
§ 2. Целью этого надзора является: 1)
возможно более полное исследование условий труда, могущих влиять на жизнь и
здоровье рабочего, и накопление всех необходимых научных, статистических и
прочих материалов для широкой и планомерной борьбы с профессиональными и
производственными вредностями; 2) непосредственное принятие мер к улучшению санитарно-гигиенических
условий труда рабочих и 3) контроль за проведением в
жизнь всех законоположений и обязательных постановлений в области
профессиональной гигиены и фабричной санитарии.
§ 3. Деятельность санитарной инспекции
должна протекать при взаимном содействии и в полном контакте как с инспекцией
труда и технической инспекцией, так и со всеми
производственно-профессиональными организациями.
Б. Задачи
санитарной инспекции
В задачи санитарных инспекторов входит:
§ 4. Систематическое и
планомерное обследование всех промышленных торговых предприятий и общественных
учреждений своего района в целях: а) изучения производственного процесса и его
обстановки и специальных профессиональных вредностей в отдельных производствах
и б) детальное ознакомление с выработанными наукой и практикой мерами защиты
здоровья рабочих от этих вредностей.
§ 5. Специальное
обследование вредных производств и отдельных особо вредных процессов в
различных отраслях труда, изучение влияния отдельных производственных
вредностей на человеческий организм, разработка и взыскание необходимых
способов и конкретных мероприятий к устранению вредных сторон производства или
смягчению их влияния на здоровье рабочих путем: а) соответствующего изменения
самого процесса производства, а также форм организации труда (сокращение
рабочего дня, отпуска, переводы на другие работы и т.п.); б) мер к
повышению защитных приспособлений самого организма (специальные противоядия,
усиление и соответствующее качественное изменение питания и т.п.); в) введения
специальных технических приспособлений и аппаратов (эксгаустеры, вытяжные
шкафы, кожухи и т.п.).
§ 6. Организация периодических
обследований физического состояния здоровья рабочих в отдельных производствах
путем массовых осмотров, измерений и т.п.
§ 7. Выяснение характера заболеваемости и
смертности рабочих отдельных производств путем использования статистических
материалов по охране труда, бывш. Больничных Касс,
лечебных учреждений и других регистрационных и статистических учреждений, а
также путем постановки специальных исследований и наблюдений.
§ 8. Регулярное
посещение всех мест работы в пределах своего участка в целях контроля: а) за
выполнением всех норм и положений современного законодательства и вообще всех
требований в области санитарной охраны труда; б) за общим
санитарно-гигиеническим состоянием промышленных и торговых предприятий и
общественных учреждений (как, например, водоснабжением, удалением и
обезвреживанием отбросов и нечистот и т.п.).
§ 9. Посещение и обследование
предприятий, помимо самостоятельных осмотров, по предложению инспекторов труда,
рабочих, организаций, губернских П/Отделов Охраны
Труда и Центральных Органов Народного Комиссариата Труда и Социального
Обеспечения для разрешения постановленных специальных вопросов и задач.
§ 10. Наблюдение за тем, чтобы к особо
вредным и тяжелым работам не допускались женщины, малолетние и подростки, а
также вообще все лица, для коих по состоянию здоровья данная работа
представляется особо вредной.
§ 11. Наблюдение за жилищными условиями
рабочих, за пользованием банями и прачечными, а также за санитарным состоянием
последних.
§ 12. Обследование состояния питания
рабочих и принятие мер к соответствующему качественному изменению
продовольственного пайка в особо вредных производствах и для рабочих, труд
которых сопровождается особой тратой физической энергии.
§ 13. Наблюдение за рациональной
постановкой подачи медицинской помощи рабочим и служащим и их семьям.
§ 14. Содействие врачебно-санитарной
организации местных Отделов Здравоохранения в установлении и проведении
мероприятий против распространения в среде рабочих эпидемических заболеваний и
ближайшее участие в организации борьбы с социальными болезнями, в особенности
туберкулезом.
§ 15. Участие в распространении
гигиенических знаний среди рабочих путем устройства систематических лекций и
показательных чтений с использованием для этого как специальных органов
Народного Комиссариата Труда и Социального Обеспечения и Народного Комиссариата
Здравоохранения (музей труда, музей социальной гигиены, популярные передвижные
выставки и т.п.), так и всех общепросветительных
организаций Народного Комиссариата Просвещения.
§ 16. Содействие инспекции труда и
органам социального обеспечения и народного образования: а) в наблюдении за
исполнением требований по охране материнства, труда работниц и малолетних; б) в
организации для детей рабочих и служащих соответствующих учреждений (детских
столовых, клубов, летних трудовых колоний, школ-санаторий
и т.п.).
В. Деятельность
санитарных инспекторов
§ 17. В своей деятельности санитарный
инспектор в административном отношении непосредственно подчинен П/Отделу Охраны Труда при Губернских Отделах Труда и
Социального Обеспечения, получая от него необходимые директивы и перед ним же
отчитываясь в своей деятельности.
§ 18. Каждый инспектор действует в
пределах своего участка, точные границы которого определяются Губернским П/Отделом Охраны Труда.
§ 19. Санитарный инспектор ведет всю свою
работу, принимая деятельное участие в органах надзора в составе инспектора
труда, технического и санитарного инспекторов согласно положению о местных
органах социальной охраны труда с привлечением в Коллегию органа надзора в
потребных случаях санитарных и участковых врачей и Отделов Здравоохранения. Деятельность
санитарного инспектора должна проходить в тесном контакте и полном
взаимодействии с работой инспекторов труда и технических. Санитарный инспектор
должен своими специальными познаниями оказывать всемерное содействие
инспекторам труда и техническим при исполнении возложенных на них обязанностей,
а также Отделам Охраны Труда Профессиональных Союзов по их предложению.
§ 20. Деятельность санитарной инспекции в
пределах всей губернии объединяется и регулируется периодическими погубернскими совещаниями участковых инспекторов с участием
представителей инспекции труда, технической врачебно-санитарной организации
Губернского Отдела Здравоохранения и Губернского Совета Профессиональных
Союзов.
§ 21. Санитарный инспектор в своей
текущей деятельности должен быть тесно связан со всеми местными рабочими
организациями. В этих целях он участвует в работе комиссий и
отделов охраны при Профессиональных Союзах, равно как и в других
соответствующих рабочих коллективах, привлекает рабочие организации к активному
участию в деле изучения профессиональных вредностей, разъясняя им все свои
действия по санитарному надзору, проводя через них мероприятия по улучшению
санитарно-гигиенических условий отдельных профессий и производств.
§ 22. Санитарный инспектор ведет свою
работу в постоянном тесном контакте с местной врачебно-санитарной организацией
Губернских Отделов Здравоохранения. Санитарный инспектор принимает участие в
губернском или уездном врачебно-санитарном Совете и согласует план своей работы
в смежных его отраслях с планом общегубернской или общеуездной организации.
§ 23. Поскольку
разрешение отдельных вопросов (как, например, общегигиенические условия
промышленного заведения, состояние жилищ и питание рабочих, борьба с
эпидемиями) стоит в теснейшей связи с общими санитарными условиями данной
местности, санитарный инспектор, сам не обладая распорядительными функциями,
сносится с общесанитарным надзором, жилищной
инспекцией и т.п. и выдвигает в санитарных советах местных органов
Здравоохранения соответствующие требования с точки зрения санитарной охраны
труда.
§ 24. Обследование предприятий и
производств санитарные инспекторы производят по однообразным основным и
повторным ревизионным картам, вырабатываемым Отделом Охраны Труда Народного
Комиссариата Труда и Социального Обеспечения. В развитие этих примерных
программ и карт соответственно местным условиям могут быть вырабатываемы при
участии представителей местной врачебной санитарной организации, инспекции
труда и технической более подробные карты, утверждаемые П/Отделом
Охраны Труда Губернского Отдела Труда и Социального Обеспечения.
§ 25. Исследование воды, воздуха, пыли,
пищевых продуктов должно быть производимо по возможности лабораторным путем
(через соответствующие учреждения Народного Комиссариата Здравоохранения) и
вообще научными методами, причем в случае необходимости для производства
специальных исследований санитарный инспектор имеет право приглашать в качестве
консультантов соответствующих специалистов в данной области.
§ 26. Санитарный инспектор имеет право на
содействие ему со стороны местных фабрично-заводских и других рабочих
организаций и органов администрации: 1) по сообщению всех необходимых сведений
и предъявлению документов, относящихся как к производству данного обследования,
так и вообще имеющих отношение к санитарной инспекции труда; 2) по обеспечению
его необходимыми сотрудниками при выполнении технических работ по санитарным
обследованиям (например, для измерения помещений и т.п.), по отводу помещений
для занятий, ночлега и проч.
Примечание. Ни одно лицо не вправе
отказать санитарному инспектору в каких бы то ни было
справках и разъяснениях, ссылаясь на промышленную тайну или секреты
производства.
§ 27. Все намеченные при обследовании
предприятия недостатки и упущения, а также меры, необходимые к их устранению,
санитарный инспектор обсуждает на месте с местной рабочей организацией
(фабрично-заводской комитет, комиссия по охране труда профессионального союза)
и разъясняет им необходимость и способы проведения в жизнь тех или иных
мероприятий.
§ 28. Результаты обследования санитарный
инспектор записывает в имеющуюся при каждом предприятии ревизионную книгу для
записи посещений и предписаний инспектора труда, причем указывает время своего
посещения, где и какие замечены нарушения в области санитарии и гигиены, каким
путем необходимо их устранить и какой для этого устанавливается срок.
§ 29. Если санитарный инспектор
усматривает по характеру наличных упущений и нарушений необходимость
привлечения отдельных лиц или организаций к судебной ответственности, он
сообщает об этом инспектору труда для передания
виновных суду.
§ 30. В случаях особо серьезных,
требующих неотложного вмешательства, санитарный инспектор имеет право совместно
с фабрично-заводским комитетом принять соответствующие экстренные меры вплоть до
остановки работ и закрытия предприятий, однако вслед за тем он немедленно
сообщает о предпринятых действиях местному инспектору труда.
§ 31. В случае если санитарный инспектор
находит действия или распоряжения инспектора труда и технического
нецелесообразными с точки зрения санитарной инспекции, он сообщает об этом в
Губернский П/Отдел Охраны Труда.
§ 32. Каждый санитарный инспектор получает
от Отдела Охраны Труда Народного Комиссариата Труда и Социального Обеспечения
открытый лист на право самостоятельного посещения и обследования всех
предприятий и учреждений своего региона, каковой он должен предъявить при
посещениях владельцу или администрации предприятия.
Отчетность
§ 33. Санитарный инспектор ежемесячно
должен представлять в Губернский П/Отдел Охраны Труда
заполненные им за этот срок копии ревизионных карт первичных и повторных
обследований, прилагая к ним месячный отчет о своей деятельности.
§ 34. Кроме того, ежемесячно санитарный
инспектор представляет отчет о своей деятельности в Отдел Охраны Труда
Народного Комиссариата Труда и Социального Обеспечения. Туда же он представляет
два раза в год полный отчет о своей деятельности по установленной форме.
Заместитель Народного Комиссара
Труда и Социального Обеспечения
ВИНОКУРОВ
Заведующий Отделом
Социальной Охраны Труда
КАПЛУН