ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
ДЕКРЕТ
от 8 февраля 1920 года
О РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ ИНСПЕКЦИИ (ПОЛОЖЕНИЕ)
С расширением
хозяйственно-экономических и административных задач, вставших перед Советской
Республикой, на государственный контроль возложена декретом от 9 апреля 1919
года (Собр. Узак., 1919, N 12, ст. 122) крайне
ответственная, сложная задача по наблюдению и контролю, обеспечивающему быстрое
и целесообразное осуществление декретов и постановлений Советской власти во
всех областях хозяйства и государственного управления.
Эта задача может быть выполнена только
при условии привлечения к делу государственного контроля широких
рабоче-крестьянских масс, что одновременно создаст возможность подготовить и
приучить их к управлению государственным аппаратом.
В этих целях Всероссийский Центральный
Исполнительный Комитет постановляет:
1) Реорганизовать государственный контроль как в центре, так и на местах в единый орган
социалистического контроля на основе привлечения в органы бывшего
государственного контроля рабочих и крестьян и присвоить ему наименование
"Рабоче-Крестьянская Инспекция".
2) Рабоче-Крестьянская Инспекция
действует на основании декрета от 9 апреля 1919 года. Рабоче-Крестьянской
Инспекции присваиваются все права и обязанности Народного Комиссариата. Во
главе Рабоче-Крестьянской Инспекции стоит Народный Комиссар, и под его
председательством образуется коллегия, члены которой утверждаются Советом
Народных Комиссаров.
На местах коллегии Рабоче-Крестянской Инспекции образуются на общих основаниях
согласно Постановлению 7-го Съезда Советов Рабочих, Крестьянских,
Красноармейских и Казачьих Депутатов об отделах Исполнительных Комитетов (Собр.
Узак., 1919, N 64, ст. 578).
3) Дополнительно ко всем правам,
обязанностям и заданиям, которые были возложены на бывший государственный
контроль декретами и постановлениями Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров,
на Рабоче-Крестьянскую Инспекцию возлагаются следующие задачи:
а) немедленный приступ к реорганизации
всех органов бывшего государственного контроля на основе привлечения широких
масс трудящихся к осуществлению ими контроля над всеми органами
государственного управления, хозяйства и общественных организаций;
б) борьба с бюрократизмом и волокитой в
советских учреждениях, усиление фактического контроля путем летучих ревизий и
обследования всех органов Советской власти как в области
административного управления, так и в области хозяйственной, а также
общественных организаций, наблюдение за проведением в жизнь всех декретов и
постановлений Советской власти, как в центре, так и на местах, и за
целесообразным их применением в условиях переживаемого времени и проверка
деятельности всех органов Советской власти с точки зрения
достигнутых на деле результатов;
в) наблюдение за точным исполнением
декрета 6-го Всероссийского Съезда Советов о законности (Собр. Узак., 1918, N 90, ст. 908);
г) наблюдение за организацией во всех
учреждениях приема всякого рода жалоб и заявлений и за правильным их движением,
а также образование при Рабоче-Крестьянской Инспекции особого бюро для приема
заявлений о неправильных действиях, злоупотреблениях и правонарушениях
должностных лиц;
д) представление на рассмотрение
центральной и местной властей конкретных предложений, выработанных на основе
наблюдений и обследований, об упрощении аппарата Советской власти, упразднении
параллелизма в работе, бесхозяйственности, канцелярской волокиты, а также и о
преобразованиях всей системы управления в тех или иных областях
государственного строительства.
4) Для
осуществления возложенных на нее обязанностей Рабоче-Крестьянская Инспекция
имеет право участия во всех совещаниях и заседаниях органов Советской власти и
общественных организаций, в целях как ревизионных, так и осведомительных, с
совещательным голосом, а также право командировать членов Рабоче-Крестьянской
Инспекции для участия в качестве практикантов в повседневной работе всех
советских учреждений, не исключая приемов Народных Комиссаров, и вообще все
права, которые
предоставлены органам бывшего государственного контроля.
5) Возложить на Рабоче-Крестьянскую
Инспекцию обязанность выработать порядок проверки того, насколько действительно
участие рабочих и крестьян в Инспекции и каковы результаты этого участия с
точки зрения обучения рабочих и крестьян делу государственного управления.
6) Членом Рабоче-Крестьянской Инспекции
может быть всякий трудящийся, пользующийся правом выбора по
Конституции Р.С.Ф.С.Р. Особое внимание должно быть обращено на
привлечение к работам Рабоче-Крестьянской Инспекции женщин.
Примечание. Лица, занимающие
ответственные должности по управлению предприятиями или высшие административные
должности, не должны быть избираемы в качестве членов Рабоче-Крестьянской
Инспекции.
7) Количество членов Рабоче-Крестьянской
Инспекции не ограничено. Состав Рабоче-Крестьянской Инспекции должен быть
текучим, и выборы членов Инспекции должны производиться с таким расчетом, чтобы
постепенно все рабочие и работницы данного предприятия или все крестьяне были
вовлечены в работы Инспекции.
Примечание. Участие рабочих в Инспекции
не должно ослабить работу предприятия, и интересы производства должны быть
соблюдены полностью. Ответственность за это возлагается на фабрично-заводские
комитеты.
8) Выборы в члены Рабоче-Крестьянской
Инспекции происходят по фабрикам, заводам, предприятиям и т.п., а в волостях и
поселках на сельских и волостных собраниях избирателей и на беспартийных
рабоче-крестьянских конференциях.
Примечание 1-е. Подробные инструкции об
участии крестьян в Рабоче-Крестьянской Инспекции устанавливаются по соглашению
Рабоче-Крестьянской Инспекции с Народным Комиссариатом Внутренних Дел.
Примечание 2-е. Кандидатами могут быть
рабочие не только данного, но и других предприятий, а
также и иные представители, выдвигаемые самим общим собранием избирателей.
9) Все
делегированные для участия в Рабоче-Крестьянской Инспекции подразделяются на
категории постоянных сотрудников Рабоче-Крестьянской Инспекции, фактических
контролеров, исполняющих те или иные поручения Народного Комиссариата, и
заведующих отделами в центре и на местах, ведущих самостоятельные обследования,
на практикантов, обозревающих и наблюдающих за ходом работ в советских
учреждениях, а в особенности в общественных столовых, банях и т.п., и группы
содействия Рабоче-Крестьянской Инспекции.
10) На фабриках, заводах и мастерских и в
селах должны быть организованы ячейки для содействия Рабоче-Крестьянской
Инспекции.
11) Для участия трудящихся рабочих и
крестьян в работах центральных органов Советской власти Рабоче-Крестьянской
Инспекции поручается выработать особую инструкцию о вызове с мест крестьян и
рабочих из губерний, уездов, волостей и т.п.
12) Делегированные для работ в
Рабоче-Крестьянскую Инспекцию члены, как в центре, так и на местах, обязаны не
реже одного раза в месяц представлять отчеты в устной или письменной форме о
своих работах делегировавшему их собранию избирателей.
13) Профессиональным союзам
предоставляется право входить в Рабоче-Крестьянскую Инспекцию с мотивированным
заявлением об отозвании по тем или иным причинам делегированных кандидатов или
о замене их другими лицами.
14) Все временно делегируемые
представители в Рабоче-Крестьянскую Инспекцию сохраняют за собою должности,
средний заработок и льготы того учреждения или предприятия, откуда они посланы.
Примечание 1-е. Точные правила оплаты
вырабатываются Рабоче-Крестьянской Инспекцией по соглашению с Народным
Комиссариатом Труда.
Примечание 2-е. Порядок выплаты
работникам Рабоче-Крестьянской Инспекции суточных, а также содержания
крестьянам определяется особой инструкцией.
15) С изданием декрета о Рабочей
Инспекции на нее возлагается обязанность объединить все существующие рабочие
инспекции на основах настоящего Положения.
16) Средства, необходимые
Рабоче-Крестьянской Инспекции, получаются по сметам в общем порядке.
Председатель Центрального
Исполнительного Комитета Совета
М.КАЛИНИН
Секретарь
А.ЕНУКИДЗЕ