ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
ДЕКРЕТ
от 18 марта 1920 года
О РЕВОЛЮЦИОННЫХ ТРИБУНАЛАХ (ПОЛОЖЕНИЕ)
Вводная статья
Во исполнение поручения Февральской
Сессии Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета 7 Созыва Президиум
ВЦИК постановил:
1. В целях объединения
деятельности органов по борьбе с преступными деяниями, направленными против
Рабоче-Крестьянской власти, и устанавливаемого революцией порядка, в видах
достижения единства в применении мер чрезвычайной репрессии по делам о таковых
деяниях и во изменение декрета о революционных Трибуналах от 12 апреля 1919
года (Собр. Узак., 1919, N 13, ст. 132) и декрета о
революционных Военных Трибуналах от 20 ноября 1919 года (Собр. Узак., 1919, N 58, ст. 549) устанавливается впредь, в
качестве основного закона о Революционных Трибуналах Республики следующее о них
Положение.
2. Согласование действующих Положений о
Трибуналах Военных, Военно-Железнодорожных, о Трибуналах Штаба Войск Внутренней
Охраны и иных Трибуналах, кои могут быть впредь организованы, поскольку о них в
законе будет оговорено противное с публикуемым Положением, поручается
соответствующим ведомствам.
Положение о
Революционных Трибуналах
Ст. 1. Революционные Трибуналы Республики
учреждаются со специальной целью рассмотрения дел, направляемых к ним
Чрезвычайными Комиссиями, Особыми Отделами и Комиссиями по борьбе с
дезертирством по делам о дезертирах и принятых Трибуналами к своему
рассмотрению. В соответствии с этим Трибуналам предоставляется, в пределах
действующих декретов, неограниченное ничем право в определении мер репрессии.
Кроме Чрезвычайных Комиссий и Особых Отделов, право направления непосредственно
дел в трибуналы принадлежит в отдельных случаях Народному Комиссару Юстиции,
Народному Комиссару Внутренних Дел, Народному Комиссару Рабоче-Крестьянской
Инспекции, местным Губернским Исполнительным Комитетам и Президиумам местных
Советов Народных Судей по представлении
Народных Судей.
Поводом к начатию дел в Трибуналах могут
быть, сверх того, всякое заявление граждан или сообщения должностных лиц,
административных мест, военных и гражданских судебных властей, явка с повинной,
равно как и постановление самого Трибунала, вынесенное им в судебном заседании
при рассмотрении иного дела. Трибуналы направляют в этих случаях все
поступившие к ним заявления в Чрезвычайные Комиссии для расследования.
Примечание. В изъятие
из ст. 1, в целях борьбы с нарушителями трудовой дисциплины, охранения
революционного порядка и борьбы с паразитическими элементами населения, в
случае, если дознанием не установлено достаточных данных для направления дел о
них в порядке уголовного преследования, за Всероссийской Чрезвычайной Комиссией
и Губернскими Чрезвычайными Комиссиями с утверждения Всероссийской Чрезвычайной
Комиссии, сохраняется право заключения таких лиц в лагерь принудительных работ
на срок не свыше 5-ти лет.
Ст. 2. Ведению Революционных Трибуналов
подлежат дела:
1. О контр-революционных деяниях.
2. Дела о крупной спекуляции товарами и
предметами, взятыми на учет.
3. Дела по крупным должностным
преступлениям лиц, обвиняемых в хищениях, подлогах, неправильной выдаче нарядов
и участии в спекуляции той или иной формы, равно как и об иных более выдающихся
должностных преступлениях, в том числе и взяточничестве.
4. Дела о явном дискредитировании власти
Советскими работниками.
5. Дела о дезертирах, признанных
злостными, и укрывателях дезертиров, поскольку таковые дела Комиссиями по
борьбе с дезертирством будут признаны превышающими их компетенцию, а также о
пособниках и подстрекателях к дезертирству.
Определения Трибунала о принятии или
непринятии к своему производству направляемых по указанным выше признакам к ним
дел окончательны и ни в каком
порядке обжалованью не подлежат. Трибуналы вправе принять к своему производству
из направляемых дел сверх указанных категорий и дела о всяких иных деяниях,
если усмотрят в них признаки опасности для Р.С.Ф.С.Р. или порядков, в нем
установленных.
Ст. 3. Революционные Трибуналы
учреждаются во всех губернских городах Республики по одному на губернию. Такие
же Трибуналы могут быть учреждены местными Советами по соглашению с Народным
Комиссариатом Юстиции в городах, насчитывающих не менее 200000 населения.
Ст. 4. В отношении Военно-Революционных
Трибуналов на фронтах и Трибуналов, учрежденных в тылу, но подчиненных
Революционному Военному Трибуналу Республики, как равно и
Военно-Железнодорожных Трибуналов, учреждаемых в порядке охраны железных дорог,
по случаю введения на них военного Положения, действуют особые о таковых
Трибуналах Положения, с изменениями, кои непосредственно оговорены в настоящем
Положении.
Ст. 5. С опубликованием настоящего
Положения Постановление Президиума ВЦИК о внесудебных полномочиях Чрезвычайной
Комиссии от 20 июня 1919 года (Собр. Узак., 1919, N
27, ст. 301), декрет об Особом Трибунале при Всероссийской Чрезвычайной Комиссии
от 21 октября 1919 г. (Собр. Узак., 1919, N 53, ст.
504) отменяются. Все существующие Чрезвычайные Военные Суды и иные учреждения
чрезвычайного характера с судебными функциями, равно как Революционные
Трибуналы, учрежденные в ином порядке или действующие не на основании правил,
изложенных в настоящем Положении, упраздняются.
Организация
Трибунала
Ст. 6. Революционные Трибуналы избираются
местными Советами и Губернскими Исполнительными Комитетами в составе одного
Председателя Трибунала и двух членов Трибунала, в том числе один из состава
местной Коллегии Губернской Чрезвычайной Комиссии. Об избрании или изменении
состава Трибунала местный Совет сообщает в Кассационный Трибунал, которому
принадлежит право мотивированного отвода Председателя Трибунала. Губернские
Исполнительные Комитеты могут, в пределах штатов Трибуналов и в зависимости от
местных потребностей, как равно для выездных сессий Трибунала, образовывать тем
же порядком второй и третий составы Трибуналов из 3-х членов, которые работают согласно настоящего Положения по указанию Председателя
Трибунала, который назначает и председательствующего для этих составов.
Примечание. Входящий в состав Трибуналов
член местной Коллегии Губернской Чрезвычайной Комиссии для Военных и
Военно-Железнодорожных Трибуналов, соответственно правилам и порядкам,
изложенным в Положении о таковых Трибуналах, заменяется в Военных Трибуналах
членом, назначаемым по представлению начальника Особого Отдела, а для
Железнодорожных Трибуналов - членом по представлению местной Районной
Транспортной Чрезвычайной Комиссии.
Ст. 7. Члены Трибунала избираются сроком
на 3 месяца. Каждый член Трибунала может быть как
переизбран, так и отозван до срока постановлением тех же Советов и Губернских
Исполнительных Комитетов.
О предварительном
следствии по делам, поступающим
в Трибуналы, и следователях-докладчиках
при Трибуналах
Ст. 8. Предварительное расследование по
делам, долженствующим согласно ст. 2 настоящего Положения поступить на
рассмотрение Трибунала, производится Чрезвычайными Комиссиями, Особыми Отделами
и иными органами, коим принадлежит право направления дел в Трибуналы. В случае
если дела, поступившие в Трибуналы, требуют дополнительного следствия, они
передаются Трибуналом для доследования, равным образом, в Чрезвычайные Комиссии,
Особые Отделы, Транспортные Чрезвычайные Комиссии, Комиссии по борьбе с
дезертирством, или в те органы, от коих данное дело поступило. В случае если
дело направляется в Трибунал, в силу ст. 1 настоящего Положения, не из
Чрезвычайных Комиссий, от Трибунала зависит признать произведенное
расследование достаточно полным, с немедленным назначением его к слушанию.
Примечание. В отношении Военных
Трибуналов и Военно-Железнодорожных Трибуналов впредь до полного слияния
существующих при них самостоятельных следственных органов с соответствующими
аппаратами Особых Отделов и Транспортной Чрезвычайной Комиссии следственные
аппараты означенных Трибуналов временно сохраняются.
Ст. 9. Для подготовки докладов по
поступающим делам и составления заключений по ним при Трибуналах состоят особые
следователи-докладчики, при чем Председатель Трибунала
назначает одного из членов Трибунала наблюдающим за их действиями. В исключительных случаях Трибуналы могут возлагать на этих
следователей производство дополнительных следственных действий по принятым к
своему производству делам, без особого направления таких дел в Чрезвычайную
Комиссию или Особые Отделы для доследования. Докладчиками по делам в
Распорядительных заседаниях Трибунала могут быть как члены самого трибунала по
назначению Председателя, так и следователи-докладчики за ответственностью,
однако, члена Трибунала, наблюдающего за их действиями. Трибуналам принадлежит
право проверки следственных действий по всем, уже поступившим к ним, как равно
находящимся еще в производстве Чрезвычайных Комиссий и Особых Отделов, делам,
розыскные действия по которым уже закончены.
Ст. 10 Постановление следователей
Трибуналов об арестах, выемках, обысках, освобождении арестованных и изменении
меры пресечения, равно как и привлечении новых лиц в качестве обвиняемых, имеют
силу только за подписью Председателя Трибунала, по докладу того члена
Трибунала, коему поручено наблюдение за производством дополнительных следствий
по данному делу. Вопрос о прекращении дела до судебного разбирательства
разрешается Пленумом Трибунала в Распорядительном заседании.
Ст. 11. Производство следственных действий
в уездах возлагается на Губернскую Чрезвычайную Комиссию.
При назначении дополнительных
следственных действий Трибуналы могут использовать, сверх того, все имеющиеся
на местах следственные и розыскные органы.
Ст. 12. Члены Трибунала, по поручению Трибунала,
имеют право посещения мест заключения и проверки закономерности содержания
арестованных, сообщая через Распорядительное заседание Трибунала о замеченных
нарушениях с предложением изменения меры пресечения тому учреждению, за коим
числится арестованный. Последнее обязано в семидневный срок либо освободить
заключенного, либо представить мотивированное объяснение по возбужденному
Трибуналом поводу.
О подготовительных
к суду действиях Трибуналов
Ст. 13. Все поступающие
дела не позднее 7 дней с момента поступления докладываются соответствующим
членом Трибунала в Распорядительном заседании Трибунала, от коего зависит
постановить либо о немедленном назначении дел к слушанию, при чем в этом случае
Трибунал в том же заседании утверждает следователя и разрешает вопросы о вызове
или невызове на заседание допрошенных на
предварительном следствии свидетелей и экспертов, допущении защиты и обвинения и иные возникающие по делу вопросы и заявленные
ходатайства, либо постановляет о доследовании или производстве отдельных
дополнительных следственных действий, либо о прекращении дел, если не усмотрит
во вменяемом деянии признаков, указанных в ст. 2 настоящего Положения, с
направлением в таком случае дела в соответствующее судебное место, составляя о
сем особое постановление. В случае принятия дела Трибуналом и
утверждения заключения следователя фактическое слушание дел должно иметь место
не позднее одной недели с момента рассмотрения его в Распорядительном
заседании.
Примечание. В случаях скопления большого
количества дел, в особенности дезертирских, и невозможности рассмотрения их с
точным соблюдением сроков, указанных в настоящей статье, обязательно образуется
параллельный состав Трибунала, коему поручается специальное рассмотрение дел
упомянутой категории.
Ст. 14. При разрешении вопроса о вызове к
рассмотрению дела допрошенных ранее свидетелей и экспертов и допущении
обвинителя и защиты Революционный Трибунал сообразуется исключительно со
степенью ясности дел, доказанностью преступления и необходимостью личного опроса
свидетелей, для проверки данных ими на предварительном следствии показаний и
устранения имеющейся в них неполноты, либо противоречивости. При признании
Трибуналом полноты, категоричности, достоверности и совершенной ясности
показаний этих лиц. Трибунал вправе не вызывать их на судебное рассмотрение
дела, независимо от существенности их показаний по делу.
Ст. 15. В случае обращения дела к
доследованию либо назначения отдельных дополнительных действий производство
таковых и заключение следствия должно последовать в течение одного месяца. Для
продления срока обязательно постановление Трибунала.
Ст. 16. В Трибуналах всех категорий, в
том числе Военных и Военно-Железнодорожных, утвержденное Трибуналом заключение
следователя и определение Трибунала о вызове свидетелей, экспертов и допущении
обвинителя и защиты сообщаются обвиняемому. При чем, в случае его просьбы о
том, обвиняемому должна быть предоставлена возможность ознакомиться со всем
производством по делу. Рассмотрение дела не может иметь место ранее чем через 24 часа с момента вручения копии заключения.
Обвиняемый имеет право возбуждать ходатайства и жалобы по поводу произведенного
следствия. Все эти ходатайства приобщаются к делу и разрешаются непосредственно
в судебном заседании, если по существу этих ходатайств (допущение защиты и
иные) уже не состоялось определение Трибунала при назначении дела к слушанию
или в особом Распределительном заседании.
Обвинение и защита
в Трибуналах
Ст. 17. Допущение к участию в деле
обвинения и защиты всецело зависит от Трибунала и разрешается в
Распорядительном заседании. Защитниками, кроме членов Коллегии Защитников и
Обвинителей при Советах, образуемой порядком, указанным в Положении о Народном
Суде (Собр. Узак., 1918, N 85, ст. 889), могут быть
только близкие или родственники подсудимого или лица, пользующиеся полным
доверием Трибунала. В случае допущения Трибуналом по какому-либо делу
обвинителя Трибунал обязан допустить или назначить защитника.
О порядке
рассмотрения дел в Трибуналах
Ст. 18. Заседания Трибунала публичны и
имеют место в присутствии обвиняемого. Отсутствие обвиняемого не может служить
препятствием к слушанию дела в случае согласия на то обвиняемого, или если
доказано уклонение обвиняемого от суда, или если обвиняемый находится вне
пределов Р.С.Ф.С.Р. Трибунал вправе постановить в этих случаях
как о выделении дела, так и о его заочном слушании по своему усмотрению.
Ст. 19. Во всех Трибуналах, в том числе
Военных и Военно-Железнодорожных, порядок допроса вызванных на заседание
свидетелей и экспертов зависит от Трибунала. Трибунал вправе прекратить допрос
и не допрашивать остальных свидетелей, если признает дело и обстоятельства, для
проверки которых свидетели вызывались, достаточно выясненными. Допущение новых
свидетелей, не допрошенных ранее на предварительном следствии и приведенных в
заседание средствами сторон, также зависит от Трибунала. Оглашение показаний
свидетелей, не вызванных на заседание, в порядке ст. 14 настоящего Положения,
либо вызванных, но не явившихся, оглашение и предъявление имеющихся по делу
документов, приобщение новых документов также зависит от Трибунала и
разрешается им как по собственной инициативе, так и по ходатайству обвинителя и
защиты по своему усмотрению. Показания подсудимого, данные им на предварительном
следствии, равным образом могут быть оглашены.
Ст. 20. В Трибуналах всех категорий
обвинение и защита, если они допущены, имеют право ссылаться на все без
исключения документы и показания, приобщенные к делу, независимо от их
оглашения или неоглашения в судебном заседании.
Трибунал вправе постановить о недопущении прений сторон после заключения
судебного следствия, если признает дело в достаточной степени
судебным следствием выясненным.
Ст. 21. В Трибуналах всех категорий
подсудимый имеет право задавать вопросы свидетелям и давать объяснения
как по существу всего дела, так и по поводу каждого документа или показания в
любой момент судебного следствия. Трибунал может, однако, устранить вопрос,
если признает его не относящимся к делу. Подсудимому всегда принадлежит
последнее слово.
Ст. 22. Обращение дела к доследованию
может иметь место только в случае признания Трибуналом такой неполноты
следствия, которая не может быть восполнена на заседании Трибунала. Трибунал
составляет о сем особое мотивированное постановление.
Постановление
приговора
Ст. 23. Приговоры постановляются
большинством голосов. Приговоры постановляются в письменном виде за подписью
всех членов Трибунала, участвовавших на заседании. В приговоре должны быть
указаны: состав суда, время слушания дела, имя, отчество, фамилия, лета,
классовая принадлежность обвиняемого, место, время и существо преступного
деяния, определение меры репрессии или постановление об оправдании. О ходе
заседания ведется протокол, где отмечаются главные моменты рассмотрения дела,
порядок допроса и существо показаний свидетелей и подсудимых, оглашение или
предъявление документов, все частные постановления Трибунала, вынесенные им по
тому или иному поводу при рассмотрении дела, и все заявления сторон по специальному
их о том ходатайству. Содержание прений сторон в протокол не заносится.
Ст. 24. Трибунал выносит приговоры,
руководствуясь исключительно оценкой обстоятельств дела и интересами
пролетарской революции.
Ст. 25. Никто не может присутствовать в
совещательной комнате, кроме членов Трибунала, участвующих в заседании.
Ст. 26. Приговоры Революционных
Трибуналов являются окончательными и обжалованию в аппеляционном
порядке не подлежат. Копия приговора вручается осужденным не позднее 24-х часов
после вынесения приговора. В кассационном порядке приговоры могут быть
обжалованы, кроме приговоров Верховного Трибунала при ВЦИК и приговоров Военных Трибуналов и Трибуналов,
приравненных к ним, в том числе военно-железнодорожных.
Ст. 27. На подачу кассационных жалоб и
протестов Трибуналов предоставляется 48 часов с момента вручения приговора
осужденным. Право принесения в тот же срок кассационных протестов на мягкость
приговора или оправдательный приговор принадлежит всякому гражданину
Республики.
О Кассационном Трибунале
Ст. 28. Для
установления единообразия в деятельности всех Революционных Трибуналов, надзора
за таковой деятельностью, разрешения процессуальных или иных вопросов, как
равно рассмотрения кассационных жалоб и протестов по делам, разбираемым в
Трибуналах, учреждается Кассационный трибунал при ВЦИК в составе Председателя
Кассационного Трибунала, избираемого ВЦИК из состава членов Коллегии Народного
Комиссариата Юстиции, двух членов его - Председателя Верховного Трибунала и
Председателя Революционного Военного Трибунала Республики, входящих в
состав Кассационного Трибунала по должности, и члена - докладчика Кассационного
Трибунала, назначаемого ВЦИК.
Ст. 29. Кассационные жалобы и протесты на
обжалованные приговоры Революционный Трибунал в 24 часа с момента поступления
жалобы обязан направить вместе со всем делом в Кассационный Трибунал, при чем приостанавливает исполнение приговора до разрешения
дела в кассационной инстанции с принятием мер пресечения.
Ст. 30. Член - докладчик Кассационного
трибунала дает заключение по жалобам и протестам и не присутствует в
совещательной комнате.
Ст. 31. Поступившие в Кассационный
Трибунал жалобы и протесты должны быть рассмотрены не позднее недельного срока
со дня поступления жалобы.
Ст. 32. Допущение жалобщиков и их
представителей к поддержанию жалобы в заседании Кассационного Трибунала
разрешается трибуналом по своему усмотрению и объявляется им при опубликовании списка
дел, назначенных к слушанию.
Ст. 33. Поводом для кассации является: 1)
признание Кассационным Трибуналом существенным нарушение Трибуналом, вынесшим
приговор, форм и порядка рассмотрения дел, установленных настоящим Положением,
и 2) определение меры репрессии, явно не соответствующей деянию осужденного.
Ст. 34. Дела, приговоры по которым
кассируются за силою п. 1 ст. 33, передаются Кассационным Трибуналом для нового
рассмотрения в другой или тот же Трибунал, но в новом составе.
Ст. 35. В случае признания меры репрессии
явно не соответствующей деянию осужденного от Кассационного Трибунала зависит
изменить меру репрессии без вторичного направления дела к слушанию, направляя
свои определения об изменении меры репрессии в Президиум ВЦИК для утверждения.
Об отчетности
Трибуналов и правах Кассационного
Трибунала по надзору
Ст. 36. Все
Революционные Трибуналы, в том числе Военные и Военно-Железнодорожные, обязаны
представлять отчетность и копии своих приговоров в Кассационный Трибунал
периодически и в сроки, указанные Кассационным Трибуналом, при чем Военные
Трибуналы, подчиненные Трибуналу Республики, представляют копии своих
приговоров и отчетность предварительно в Революционный трибунал Республики, а
Железнодорожные - в Главный Военный Железнодорожный Трибунал и через них
порядком, определенным ниже, в Кассационный Трибунал.
Ст. 37. Член -
докладчик Кассационного Трибунала представляет в Кассационный Трибунал сводки о
деятельности всех Трибуналов, как равно докладывает ему обо всех замеченных им
нарушениях, предлагая применение тех или иных дисциплинарных мер по отношению к
председательствующему в заседании до отстранения от должности и предания суду
включительно, при чем независимо от наличия или отсутствия кассационной жалобы,
если найдет нужным, истребует от Трибунала все дело для осмотра его в
ревизионном порядке. От Кассационного Трибунала будет в этом случае зависеть,
признав допущенные нарушения существенными, отменить приговор и передать его на
новое рассмотрение в Трибунал в ином составе либо изменить меру репрессии в
порядке ст. 35 настоящего Положения. О своей собственной деятельности
Кассационный Трибунал представляет отчетность в Президиум ВЦИК и Народному
Комиссару Юстиции.
Примечание. В отношении
Военных Трибуналов и Трибуналов, подчиненных ему, в том числе и
Военно-Железнодорожных Трибуналов, обязанности члена-докладчика по
представлению отчетности в Кассационный Трибунал исполняет председатель
Революционного Военного Совета Республики, при чем член - докладчик
Кассационного Трибунала дает свое заключение по его докладам, указанные в ст.
37 права Кассационного Трибунала по надзору целиком распространяются на все
Военные и Военно-Железнодорожные Трибуналы.
Ст. 38. Разрешение возникающих в порядке Трибунального производства вопросов процессуального характера как по кассационным жалобам, так и в результате
ревизионной деятельности Кассационного Трибунала, если разрешение их требует
принципиального истолкования статей закона и преподания
определенных указаний всем Трибуналам для исполнения, осуществляется
Кассационным Трибуналом путем инструкций, циркуляров и разъяснений, по
предварительному докладу члена-докладчика и после утверждения таковых Народным
Комиссариатом Юстиции. Тот же порядок относится и к циркулярам, рассылаемым
Революционным Трибуналом Республики, Военным Трибуналам, Трибуналам,
подчиненным ему, и Военно-Железнодорожным Трибуналам.
О Верховном
Революционном Трибунале
Ст. 39. Верховный Революционный Трибунал
избирается Президиумом ВЦИК в составе Председателя и двух членов и принимает к
своему производству дела по определению Президиума ВЦИК, Народного Комиссариата
Юстиции и Председателя Всероссийской Чрезвычайной Комиссии. Порядок
рассмотрения дел, установленный в настоящем Положении, распространяется на
Верховный Трибунал. Функции Особого Трибунала при Всероссийской Чрезвычайной
Комиссии полностью переходят к Верховному Трибуналу ВЦИК.
Ст. 40. Для производства предварительного
следствия по делам, передаваемым на рассмотрение Верховного Трибунала,
учреждается Следственная Комиссия, председательствующий коей назначается
Президиумом ВЦИК, с возложением на него обязанностей члена-докладчика в
Распорядительном заседании Трибунала и иных, определенных настоящим Положением.
Особое
постановление
Настоящее Положение входит в силу через
14 дней после его опубликования. Ведомства: Военное, Железнодорожное,
Внутренних Дел и Центральная Комиссия по борьбе с дезертирством обязываются в
14-дневный срок со дня опубликования настоящего Положения согласовать с ним
действующие Положения о Трибуналах, подчиненных вышепереименованным
ведомствам.
За Председателя
Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета
Ю.ЛУТОВИНОВ
Секретарь
Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета
А.ЕНУКИДЗЕ