СОВЕТ ТРУДА И ОБОРОНЫ РСФСР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 мая 1920 года
ОБ ОХРАНЕ И ОБОРОНЕ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ,
КРОМЕ ПРИФРОНТОВОЙ ПОЛОСЫ
В отмену Постановления Совобороны от 23 января 1920 г., в дополнение к
Постановлению Совета Труда и Обороны от 21 апреля 1920 г. и в отмену примечания
к Постановлению Совета Труда и Обороны от 21 апреля 1920 г. постановляется:
1. Охрана и оборона
сооружений на путях сообщения Республики, охрана военных имуществ и грузов, а
также обеспечение полного порядка на станциях и пристанях, в поездах и судах,
кроме прифронтовой полосы, возлагается на начальника войск ВОХР, который и
командует всеми войсками охраны и обороны путей сообщения, выделяемыми из войск
ВОХР, а также всеми вооруженными силами желдормилиции
и водмилиции.
Примечание 1. Охрана
товарных станций, входов и выходов из всевозможных складов запасов и товаров
(кроме военно-санитарных), пакгаузов, дровяных складов и перевозимых по путям
сообщения грузов (кроме стратегических) и т.п. производится институтом сторожей
Наркомпути, вооруженных и невооруженных, состоящих на
всех видах красноармейского довольствия и комплектуемых как по вольному найму,
так и на основании особого соглашения с Военным ведомством.
Примечание 2. Охрана и оборона путей
сообщения прифронтовой полосы лежит на Военном ведомстве.
Примечание 3. Границы прифронтовой полосы
определяются соглашением Наркомвоен и Наркомпути.
2. Непосредственная охрана и оборона
отдельных желдорузлов, участков поручается комбригам,
комбатам, которые и являются ответственными начальниками охраны и обороны
порученных их ведению узлов, участков и т.д.
3. Управление войсками
охраны и обороны путей сообщения (не исключая милиции) строится по линейному
принципу, как наиболее отвечающему конструкции управления Наркомпути,
для чего на каждую отдельную дорогу или бассейн, округ путей сообщения и другое
объединение путей сообщения назначается по соглашению Наркомпуть
и начвойск ВОХР один начальник охраны и обороны,
которому подчинены все войска ВОХР и милиции, выделенные на охрану данной
дороги или бассейна, округа или другого объединения путей сообщения, и который находится в полном подчинении начвойска
ВОХР.
4. Начвойск ВОХР
представляет наркому путей сообщения по его требованию отчеты по поводу
использования частей ВОХР для охраны и обороны путей сообщения, а также дает
объяснения по отдельным случаям.
5. Главное управление путей сообщения
совместно с начальником войск ВОХР и начальниками желдормилиции
и водмилиции разрабатывает общий план и порядок
охраны и обороны путей сообщения. Разработанный план через начвойск
ВОХР передается к исполнению на места.
6. Администрация путей сообщения дает
задания непосредственно начальникам охраны и обороны к обязательному
исполнению. За невыполнение задания администрация путей сообщения в зависимости
от важности дела или передает дела соответствующему ревтрибуналу, или обжалует
неисполнение высшему строевому начальству охраны.
Примечание. Реввоентрибуналу
Республики установить категорию дел, подсудных Реввоентрибуналу
ВОХР и Реввоенжелдор трибуналу, и категории лиц,
имеющих право предавать суду трибуналов.
7. Главный контроль и надзор за
правильностью несения службы войсками охраны осуществляется в центре Наркомпуть, а на местах - соответствующей местной и
линейной администрацией путей сообщения. О всех
замеченных упущениях администрация путей сообщения немедленно сообщает
соответствующим начальникам охраны для устранения, а в важных случаях
привлекает к ответственности в порядке пункта 6.
Примечание. Взаимоотношения охраны путей
сообщения с ЦУПВОСО определяются особой инструкцией.
8. В отношении комиссарского состава
частей ВОХР и командного и комиссарского состава милиции, выделенных для охраны
и обороны путей сообщения, Народный комиссариат путей сообщения имеет право
мотивированного отвода.
9. Политическо-просветительная
работа в частях ВОХР и милиции, выделенных на охрану путей сообщения,
возлагается на соответствующие дорполиты
по особой инструкции, разрабатываемой совместно Политуправлением, ВОХРа и Главполитпуть.
10. Установление
надзора за исполнением гражданами правил, существующих на путях сообщения для
совершения различных юридических актов в пределах полосы отчуждения, бичевника в связи с работой железнодорожного и водного
транспорта и для охраны порядка на станциях и поездах, судах, пристанях,
возлагается на железнодорожную милицию и водмилицию,
организуемую по линейному и областному принципу и находящуюся в ведении Наркомвнудел.
11. Начальники охраны выделяют во
временное распоряжение транспортных чрезвычайных комиссий особые отряды,
которые во время откомандирования в порядке несения службы находятся в полном
подчинении транспортных чрезвычайных комиссий.
12. Начальники охраны не вмешиваются в
управления железнодорожным и водным транспортом, а также не вмешиваются в
специальную службу милиции путей сообщения, транспортных чрезвычайных комиссий.
13. Численность войск
ВОХР (выделяемых для охраны и обороны путей сообщения) определяется по
взаимному соглашению начвойск ВОХР и Наркомпуть, и ни одна из войсковых частей, назначенных для
обслуживания задания Наркомпути, не может быть
отвлечена на какие-либо другие задания без согласия Наркомпути,
кроме исключительных случаев (восстания), когда строевые начальники частей
могут временно снимать части с охраны путей под свою личную ответственность.
14. Части войск ВОХР, состоящие на охране
и обороне путей сообщения, не входят в состав местных гарнизонов и никаких
нарядов по гарнизону не несут.
15. Начальники охраны, в случае
надобностей по требованию соответствующих начальников милиции и транспортных
чрезвычайных комиссий, предоставляют в распоряжение последних под их личную
ответственность необходимую вооруженную силу из войск охраны без особого ущерба
для дела охраны.
16. Детальное разграничение функций и
установление взаимоотношений между Наркомпуть, начвойск ВОХР, желдормилицией, водмилицией и транспортных отделом Всероссийской
чрезвычайной комиссии устанавливается особой совместно выработанной
инструкцией.
Председатель
Совета Труда и Обороны
В.УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Секретарь
Совета Труда и Обороны
Л.ФОТИЕВА