РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ВОЕННЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ
ПРИКАЗ
от 10 мая 1920 г. N 776
О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ "ИНСТРУКЦИИ О СЛУЖБЕ И ПОХОДНЫХ
ДВИЖЕНИЯХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ НА
ФРОНТЕ"
Утвердить и ввести
в действие со дня распубликования прилагаемую при сем
"Инструкцию о службе и походных движениях автомобильных частей на
фронте".
Заместитель Председателя
Революционного Военного
Совета Республики
Э.СКЛЯНСКИЙ
Главнокомандующий всеми
вооруженными силами
Республики
С.КАМЕНЕВ
Член Революционного
Военного Совета
Республики
КУРСКИЙ
Утверждаю
Заместитель Председателя
Революционного Военного
Совета Республики
Э.СКЛЯНСКИЙ
Главнокомандующий всеми
вооруженными силами
Республики
С.КАМЕНЕВ
Член Революционного
Военного Совета
Республики
КУРСКИЙ
10 мая 1920 года
ИНСТРУКЦИЯ
О СЛУЖБЕ И ПОХОДНЫХ ДВИЖЕНИЯХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ
НА ФРОНТЕ
I. Организация
автомобильных частей
1. Для обслуживания транспортных нужд
армий при последних формируются автогрузовые отряды, состоящие из
установленного штатами числа грузовых автомобилей. Санитарные нужды армий
обслуживаются санитарными автомобильными отрядами.
2. Каждый грузовой или санитарный
автомобильный отряд составляется по возможности из однотипных машин с
одинаковым ходом не только одного завода, но и одного типа.
II. Походное
движение
3. Автогрузовые отряды назначаются для
перевозок разного рода грузов преимущественно по шоссейным дорогам. В случае
необходимости движения автоотрядов по грунтовым
дорогам последние должны быть предварительно осмотрены с целью определить
пригодность движения по ним грузовиков.
Примечание. Если представляется
возможность вместо движения по грунтовой дороге сделать кружный обход по
шоссе, то последнему должно быть отдано предпочтение.
4. Включение автомобильных отрядов в
общую обозную колонну или присоединение к ней не допускается.
5. При следовании в одном направлении
войска и обозы дают дорогу автомобильным отрядам, а при скрещивании
автомобильные отряды пропускают войска; обыкновенные же обозы дают дорогу
автомобильным отрядам.
6. Высшая предельная
скорость походного движения по шоссе грузовых и санитарных автомобилей не
должна превосходить 12 - 15 верст в час для отрядов, снабженных 2-тонными
машинами, 20-ти верст - для отрядов, снабженных 1 1/2-тонными автомобилями на
сплошных шинах и 25-ти верст в час - для отрядов, имеющих 1 1/2-тонные
автомобили на пневматических шинах.
Ни один шофер не имеет права увеличивать
указанную выше норму скорости, в особенности же на спусках, имея в виду, что
для обеспечения правильности движения и для сбережения шоссе соблюдение
установленных пределов скорости является существенно
необходимым.
7. Суточный пробег автомобильного отряда
при хорошей дороге определяется в среднем до 150 верст.
III. Порядок
движения
8. При следовании отряда или отдельной
колонны грузовых автомобилей последние ставятся в порядке способности брать
подъемы, причем наиболее быстроходные ставятся во главе отряда. Эти качества
должны быть определены во время формирования отрядов пробным пробегом, после
которого, в зависимости от полученных результатов, грузовики и санитарные
автомобили получают для походного движения соответствующее место в походной
колонне, для чего каждый автомобиль должен иметь свой постоянный номер.
9. Начальники отрядов должны принимать
все меры к тому, чтобы отряды при движении не растягивались вглубь, для чего
устанавливается дистанция между отдельными грузовиками, которая должна быть не
менее 50 шагов при хорошей малопыльной дороге. При
подъемах и спусках, а также в случае, если дорога будет покрыта толстым слоем
пыли или имеет выбоины, определенная выше дистанция между автомобилями, по
указанию Начальника отряда, соответственно увеличивается.
10. Для исправления моста и на случай
необходимости грузовикам выбраться из песчаного грунта на каждом автомобиле
должны быть теперь по две толстых доски, веревки и запас гвоздей и на одном из
грузовиков в хвосте колонны, кроме того, 5 - 10 шпал.
11. Грузовые автомобили специального
назначения (для хозяйственных нужд, с материалами и запасными частями,
мастерские, цистерны и т.д.) следуют всегда в хвосте отряда.
12. Начальники отрядов
при следовании отряда походным порядком находятся всегда в хвосте колонны,
помещая на передней машине в голове колонны лицо, получившее от них инструкции
по выбору дорог, по времени остановок и по скорости движения и предупреждению сзади
идущих автомобилей о препятствиях в пути: неисправных или ненадежных местах,
больших выбоинах и т.п.
Время от времени
Начальники отрядов должны выезжать вперед и пропускать мимо себя отряд, в
особенно же трудных местах дороги они должны лично руководить безопасным
прохождением каждого отдельного грузовика (напр., на ненадежных местах, по
участкам дороги с вязким или песчаным грунтом, в местах скопления движущихся
войск и обозов, при скрещивании дорог и т.п.).
13. При движении по большим дорогам
автомобильные колонны держатся правой стороны; при движении по шоссе идут
посередине, при встрече принимают вправо; ни под каким предлогом не допускается
походное движение в два ряда.
14. В колонне обгон одним грузовиком
другого, находящегося в ходу, без особого приказания начальника колонны не
допускается. Если же обгон разрешен, то при движении впереди идущие автомобили
предупреждаются частыми гудками.
15. Перед исполнением походного движения
Начальник отряда обязан произвести рекогносцировку дорог, по которым отряду
придется работать, обращая внимание на проходимость их для автомобилей и на
прочность мостов. В том случае, когда заблаговременная рекогносцировка дороги
невозможна, необходимо высылать особого рекогносцера на более легкой машине, который, следуя впереди
колонны в некотором расстоянии, мог бы заблаговременно исследовать дорогу.
IV. Остановки
16. Через полчаса после выхода отряда
необходимо сделать первую остановку для осмотра шоферами своих машин.
В последующее время отряд должен
останавливаться регулярно каждые два часа как для отдыха шоферам, так и для
осмотра машин. Дистанция между остановившимися машинами - 10 шагов.
17. После длинного или трудного подъема
необходимо также давать отряду остановку, дабы осмотреть, не перегрелись ли
машины.
18. При остановке всего отряда на
передовом автомобиле вывешивается красный фонарь (ночью) и все автомобили,
останавливаясь, вывешивают также красные фонари, чем предупреждают сзади едущих.
19. При необходимости остановиться
вследствие поломок или неисправности в машине автомобиль по возможности
съезжает с дороги вправо (на шоссе съезжает на обочину).
20. Следующие сзади автомобили проходят
мимо, не останавливаясь, кроме последнего автомобиля, который останавливается
сзади стоящего, чтобы подать помощь или взять на буксир.
21. Командир отряда выясняет, не
требуется ли помощь мастерской или депо, и при подходе последних останавливает
их красным флагом.
22. Отставший автомобиль по исправлении, догнав свой отряд, должен следовать в хвосте
колонны впредь до общей остановки отряда, после чего занимает определенное для
него место при движении.
23. Если следуют один за другим несколько
отрядов, то автомобиль, имевший надобность остановиться, догнав колонну,
следует в хвосте последнего перед ним отряда, при общей же остановке доходит до
своего отряда и становится на свое место.
24. Если отряду приходится остановиться
на уклоне, необходимо сейчас же принять надлежащие меры против скатывания
автомобиля (тормоза, подкладки под колеса и т.п.).
V. Движение ночью
25. При наступлении темноты на
автомобилях должны быть зажжены передние и задние фонари, за исключением
случаев движения в непосредственной близости к противнику; в последнем случае о
запрещении зажигать фонари каждый раз отдается особое распоряжение.
VI. Прохождение топких
и песчаных мест, луговин и мостов
26. При прохождении топких мест или
мокрых луговин, при объезде следует проложить шпалы или доски и пропускать
машины поодиночке.
Если грузовик завяз, следует его по
возможности разгрузить и затем вытаскивать посредством вытягивателя
или же другим грузовиком, стоящим на твердом грунте, с участием людей всего
отряда.
27. Для преодоления песчаных пространств
посылаются вперед легковые автомобили или легкие грузовики, чтобы проложить
путь. Кроме того, перекладываются доски в расстоянии около фута одна от другой,
хворост и т.п.
28. Ненадежный настил мостов при
достаточной прочности устоев усиливается досками.
VII. Движение по
холмистой местности
29. При сильных подъемах и уклонах машины
пускаются поодиночке, а затем колонна подтягивается на определенные дистанции.
VIII. Движение в
зимнее время
30. При снеге глубиной 1 следует для
прокладки пути посылать вперед легковые автомобили или легковые грузовики, при
невозможности это сделать надо разгребать снег.
IX. Передача и
выполнение приказаний
31. Все наряды на перевозку грузов
автогрузовыми отрядами должны передаваться Начальнику Автомобильного Управления
армии и только в крайнем случае, при особой спешности, передаются агенту при
дивизии, если отряд состоит при дивизии. Агент при дивизии, получив наряд,
немедленно доносит Начальнику Автомобильного Управления армии и до получения
указаний делает предварительные распоряжения на перевозку.
32. Начальник грузового автомобильного
отряда, получив от Начальника Автомобильного Управления армии наряд на
перевозку груза, высылает в назначенное время и в указанный пункт необходимое
количество грузовиков.
33. По прибытии в указанный погрузочный
пункт Начальник отряда дает распоряжение о погрузке, наблюдая за тем, чтобы
автомобили не были перегружены сверх указанного предела (причем Начальник
отряда организует нагрузку таким образом, дабы
автомашины не имели долгого простоя, особенно зимой). Обо всех причинах,
препятствующих скорой и правильной погрузке машин, он по исполнении наряда
доносит Начальнику Автомобильного Управления армии (фронта).
34. Подлежащий перевозке груз принимается
Начальником отряда или только счетом (ящики, кипы сена, круги проволоки и
т.п.), или счетом и весом (мешки, кули, буханки хлеба и т.п.). Если принятый
груз отправляется без провожатого от склада, то накладная на этот груз
получается Начальником отряда. Взамен накладной Начальник отряда выдает складу
квитанцию или расписку с указанием в ней: когда, от кого, для кого, какой груз,
в каком количестве им был принят и куда должен быть доставлен. Веревки для
увязки должны быть от склада.
35. По окончании погрузки отряд или часть
его (если для погрузки наряжен не весь отряд) двигается в путь в полном
составе.
Строго воспрещается отправлять отдельные
машины отряда.
36. При возвращении отряда с места
разгрузки машины его, следующие порожняком, должны быть непременно использованы
для перевозки раненых или для доставки в тыл трофеев, негодного, но ценного
имущества, кож убитого скота и т.п.
37. Для передачи приказаний во время
движения пользуются мотоциклистами. Передавая приказание, Начальник отряда
переводит предварительно колонну на тихий ход или останавливает.
38. Во время следования отряда Начальник
его наблюдает за полной сохранностью перевозимого отрядом груза
как в количественном отношении, так и в смысле сохранения его от порчи (дождем,
снегом и т.д.).
39. Перед отправлением с места погрузки
Начальник отряда дает каждому шоферу или старшему на грузовике грузчику (если
таковые следуют с грузом) особую выписку с указанием в ней веса груза или
количества мест, находящихся на данном грузовике.
По прибытии на место разгрузки груз
сдается приемщику по накладной и по указанным выше запискам. В сдаче
перевезенного груза Начальник отряда получает квитанцию и хранит ее как
оправдательный документ в делах отряда.
40. При погрузке
имущества следует иметь в виду вес некоторых наиболее часто подлежащих
перевозке предметов интендантского и артиллерийского довольствия, указанных в
прилагаемой к сему ведомости (Приложение).
X. Отражение
нападения
41. При нападении небольших разъездов или
партий противника движение по возможности не приостанавливается, а пассажиры
(если таковые есть) и помощники шоферов отстреливаются на ходу.
Если дорога представляет удобства, то
увеличивается скорость движения.
42. При появлении противника более или
менее значительной численностью и при невозможности продолжать движение все,
кроме шоферов, собираются к Начальнику отряда. Если представляется
возможность, то по направлению противника высылается цепь или же все
отстреливаются из-за машин.
43. При отражении противника его не преследуют,
а возможно скорее продолжают движение.
XI. Расположение на
отдых
44. Автоотряды
располагаются на отдых преимущественно квартиробиваками
в селениях у дороги.
45. Парк автомобилей располагается на
открытом месте вне селений или в самом селении на площади.
Обязательные условия расположения:
твердый грунт и близость воды.
46. В парке автомобили становятся в
развернутом строю в одну или несколько линий. Интервалы между автомобилями - 5
шагов друг от друга, считая от конца оси одного до начала оси другого.
Дистанция от зада одного автомобиля до радиатора другого - 20 шагов.
47. Автомобиль командира отряда и
мотоциклетки ставятся правее флангового автомобиля. Цистерны, депо, мастерские
становятся на одном из флангов.
48. При необходимости больших работ по
ремонту автомобили-мастерские размещаются в стороне от парка.
49. Кухни (на автомобилях) располагаются
не ближе 100 шагов от парка.
50. Санитарные автомобили, если в них
остаются на ночь больные, помещаются в непосредственней близости с жилыми
помещениями.
51. Денежный ящик в автомобиле помещается
в задней линии колонны.
XII. Охранение
52. Для охранения парка ставится караул,
высылающий один или несколько постов (для окарауливания
машин, к денежному ящику и т.д.).
53. Если автомобильный
отряд располагается на ночлег вдали от своих войск под угрозой нападения
противника, то для охраны расположения выставляются несколько полевых караулов
(§ 237 - 242 Полев. Устава Раб.-Крест. Кр. Армии).
XIII. Внутренний
порядок
54. В каждом отряде 1 автомобиль
назначается дежурным, он всегда должен быть готов к отправлению. Шофер и
помощник остаются в помещении, но не должны раздеваться или отлучаться.
55. Ни один автомобиль не может выехать
без ведома дежурного, возвратившийся откуда-нибудь
автомобиль ставится на место также в присутствии дежурного.
XIV. Занятие бивака
56. Для выбора или отвода бивака или квартиробивака высылается вперед на легковом автомобиле
один из сотрудников автоотряда; в крайнем случае высылается мотоциклист.
57. По прибытии отряда на место ночлега,
если в пункте ночлега расположены Управление или Штаб, при которых
отряд состоит, то немедленно по прибытии командир отряда является к
соответствующему Начальнику и устанавливает связь, по возможности телефоном.
58. На ночь у всех автомобилей должны
быть подняты верхи на случай дождя, у фланговых машин должны быть оставлены
фонари, все остальные фонари тушатся.
Приложение
к Инструкции о службе
и походных движениях
автомобильн. частей на фронте
Утверждаю
Заместитель Председателя
Революционного Военного
Совета Республики
Э.СКЛЯНСКИЙ
Главнокомандующий всеми
вооруженными силами
Республики
С.КАМЕНЕВ
Член Революционного
Военного Совета
Республики
КУРСКИЙ
10 мая 1920 года
ВЕДОМОСТЬ
О ВЕСЕ НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ПОДЛЕЖАЩИХ ПЕРЕВОЗКЕ АВТОГРУЗОВЫМИ
ОТРЯДАМИ ПРЕДМЕТОВ РАЗЛИЧНОГО РОДА ДОВОЛЬСТВИЯ
1. Вес интендантского и инженерного
имущества:
а) круг колючей
проволоки
3 п.
б) ящик скоб для
проволоки
1 "
в) четыре кирко-мотыги 1 "
г) девять лопат
с черенками
1 "
д) восемь кирко-мотыг
легких 1
"
е) тринадцать кирко-мотыг
малых 1 "
ж) двенадцать
топоров легких
1 "
з) девять
топоров тяжелых 1 "
и) двадцать один
топор малый 1
"
к) мешок
муки
4 "
л) мешок крупы
(овса)
3 1/2 п.
м) куль крупы
(овса)
7 п.
н) ящик
консервов 2 п. 12 ф.
о) буханок
хлеба 11
" 15 "
п) мешок
сухарей
2 " 30 "
2. Вес артиллерийского груза в укупорке:
1) десять
шрапнелей 3" или десять гранат 3" снаряженных 4
п. 20 ф.
2) десять
шрапнелей 3" или десять гранат 3" неснаряженных 4 п.
3) десять
шрапнелей 42" или десять фугасных гранат 42"
снаряженных
11 п.
4) десять
шрапнелей 42" или десять фугасных гранат
неснаряженных
10 п. 20 ф.
5) десять
шрапнелей 48" или десять стальных фугасных бомб
48" вполне
снаряженных 15 п. 20
ф.
6) то же неснаряженных 14
" 20 "
7) десять
чугунных фугасных бомб 48" вполне снаряженных 15 "
8) то же неснаряженных 14
"
9) десять
шрапнелей для 6" гаубиц или десять стальных
фугасных бомб
для 6" гаубиц вполне снаряженных 26 "
10) десять
шрапнелей для гаубиц 6" неснаряженных 25 п. 20 ф.
11) десять
стальных фугасных бомб для 6" гаубиц не вполне
снаряженных
19 п. 20 ф.
12) десять
6" чугунных фугасных бомб для гаубиц
снаряженных
26 п. 20 ф.
13) то же неснаряженных 22 п.
14) десять
6" шрапнелей к пушкам Шнейдера и для 6" пушки
в 200 п. весом
вполне снаряжен. 26 п.
15) то же неснаряженных 25 п. 20
ф.
16) десять
6" стальных фугасных бомб к пушкам Шнейдера и
к 6" пушкам
в 200 п. весом вполне снаряженных 26 п.
17) то же неснаряженных 21 п.
18) шестьдесят
22-х сек. трубок дистанционных в укупорке
2 п. 10 ф.
19) шестьдесят
34-х сек. трубок дистанционных в укупорке
2 п.
20) шестьдесят
45-х сек. трубок дистанционных в укупорке
4 п.
21) шестьдесят
взрывателей 3 Г. Т. в укупорке
2 п.
22) шестьдесят
взрывателей 13 Г. М. в укупорке
2 п.
23) шестьдесят
детонаторов к ним в укупорке
1 п.
24) пятьдесят
взрывателей 6 Г. Т. в укупорке
4 п. 20 ф.
25) пятьдесят
взрывателей 4 Г. Т. в укупорке
4 п.
26) пятьдесят
трубок 1915 г. в укупорке
2 п.
27) двадцать
гильз 3" полевых в укупорке 2 п. 20 ф.
28) двадцать
гильз 3" горных в укупорке 1 п. 20 ф.
29) двадцать
гильз 42" пушки 4 "
20 "
30) двадцать
гильз 48" гаубиц 3 "
31) десять гильз
к 6" гаубицам полевым 2
" 20 ф.
32) десять гильз
к 6" гаубицам крепостным
2 " 20 "
33) десять гильз
к 6" осадным пушкам
2 " 20 "
34) триста штук
капсюльных втулок к гильзам
2 "
35) восемьдесят
гранат ручных 1914 года в укупорке
4 " 10 "
36) двадцать
пять гранат ручных 1912 г. в укупорке
4 " 10 "
37) сто гранат
французских в укупорке
4 "
38) восемьдесят
гранат германских в укупорке 4 "
20 "
39) сто гранат
ружейных 1915 г. в укупорке
4 "
40) восемьдесят
гранат Зеленского в укупорке
4 " 20 ф.
41) сто гранат Миброва в укупорке 3 "
20 "
42) сто гранат к
ружейной мортирке 4 "
43) пулемет 40
м/м Виккерса 15 "
44) ящик 3"
винтовок (20 штук)
6 п. 20 ф.
45) ящик
винтовок иностранных (20 штук) 6 "
20 "
46) триста
патронов 3" с тупой пулей - "
30 "
47) триста
патронов 3" с острой пулей - п. 30 фун.
48) десять
револьверов - "
30 "
49) патроны
револьверные 3" в укупорке (2184 шт.) 2
" 20 "
50) лента с 25
патронами к пулемету Виккерса 2 "
51) вся
установка пулемета Виккерса 31 "
52) пулемет
Максима 3" тяжелый 2 "
53) то же облегченный 1 "
54) то же легкий
1 "
55) станок
Соколова
2 "
56) станок
Колесникова 2 "
57) тренога Виккерса 2 "
58) то же
образца 1904 года 1 п. 20 фун.
59) пулемет
Кольта
1 "
60) станок и
пулемет Кольта
1 " 20 фун.
61) пять
ружей-пулеметов Льюиса в укупорке 4 "
20 "
62) пять станков
к ружьям-пулеметам Льюиса в укупорке
4 " 20 "
63) пять
ружей-пулеметов Модсена в укупорке 3 "
20 "
64) бомбомет 9
с/м
4 " 20 "
65) к нему
десять снарядов боевых 3 "
66) то же десять
светящих
1 " 20 фун.
67) бомбомет
8" 2 "
68) к нему
десять снарядов 2 "
69) миномет 47
м/м
5 " 20 фун.
70) к нему
десять мин в укупорке (десять мест) 16 "
71) миномет 58
м/м 10
" 20 фун.
72) к нему
десять мин в укупорке (десять мест) 17 " 20 "
73) траншейная
пушка 37 м/м Розенберга
11 "
74) десять
гранат к ней в укупорке (десять мест) -
" 20 фун.
75) десять
картечей к ней в укупорке (десять мест) 1
"
76) сто гильз к
ним в укупорке
1 "
77) сто патронов
с гранатой к 37 м/м пушкам
5 "
78) сто патронов
с картечью для 37 м/м пушек 8
"
79) десять шестнадцатилинейных мортирок 1 "
80) порох дымный
и трубочный в укупорке по
4 "
81) порох
бездымный в укупорке по 5 "
82) тротил,
тетрил, мелинит, аммонал в укупорке по
5 "
83) подковы
100 штук N 1 2 "
20 фун.
-"-
100 -"- N 2 2 "
30 "
-"-
100 -"- N 3 3 "
-"-
100 -"- N 4 3 "
10 фун.
-"-
100 -"- N 5 3 "
20 "
-"-
100 -"- N 6 4 "
84) гвозд. 10000 -"-
N 5
1 " 20 фун.
N 6 2 "
N 7 2 "
20 фун.
N 8 3 "
N 9 4 "
N 10 4 "
20 фун.
Примечания: 1) полуторные грузовики
грузятся не более 75-ти пудов, двухтонные не более 100 пуд. и трехтонные не более
150-ти пуд.;
2) вес одного человека определяется в 4
1/2 пуда.