НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ЮСТИЦИИ РСФСР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 августа 1920 года
О ЛИКВИДАЦИИ МОЩЕЙ
По почину и настойчивому требованию самих
трудящихся масс в губерниях: Архангельской, Владимирской,
Вологодской, Воронежской, Московской, Новгородской, Олонецкой,
Псковской, Тамбовской, Тверской, Саратовской и Ярославской произведено 58
вскрытий так называемых "нетленных" мощей. Вскрытия эти в
присутствии трудящихся масс, духовенства, экспертов-врачей и представителей
Советской власти раскрыли целый ряд мошеннических действий, при помощи коих
служители культа обманывали народные массы. Серебряные гробницы, блистающие
драгоценными камнями, содержат в себе или истлевшие, превратившиеся в пыль
кости, или имитацию тел с помощью железных каркасов, обмотанных тканями, чулок,
ботинок, перчаток, ваты, окрашенного в телесный цвет картона и т.п. Вот то,
чему архиереи и монахи заставляли поклоняться загипнотизированные массы,
почитать за нетленные (т.е. не разрушенные от времени) тела, и во имя чего
приносить свои трудовые копейки в церковные карманы. Вместо воображаемых мощей
Митрофана Воронежского обнаружен череп с приклеенными волосами, несколько
костей, груда тряпок и ваты, несколько перчаток и мешок, набитый разной трухой.
В гробе Тихона Затонского
обнаружены: череп, истлевшие кости, картон, чулки, ботинки, перчатки; вместо
груди - железный каркас. В Александро-Свирском монастыре Олонецкой г. в серебряной массивной гробнице, весящей более
40 пудов, была обнаружена восковая кукла. В Суздале Владимирской г.
"мощи" так называемой Ефросинии Суздальской оказались матерчатой
куклой с обломками небольшого количества разрозненных костей. В Тамбове в
гробнице Питирима была обнаружена серебряная кукла-футляр, в которой было
заключено незначительное количество костей, причем череп оказался искусно
сделанным восковым слепком. Мощи Артемия Веркольского
в Архангельской г. оказались смесью обыкновенного угля, ржавых гвоздей и
мелкого кирпича. В Шабынской пустыни Тульской г.
массивная серебряная гробница, в которой якобы находилось, по уверениям
церковников, нетленное тело Макария, оказалась
совершенно пуста. В соборе Василия Блаженного в Москве обнаружены
"мощи" отрока Гавриила, оказавшиеся состоящими из воска и небольшой,
размером 1/2 вершка, гнилой кости. Мощи эти были привезены из Польши и открыты
для публичного почитания известным черносотенцем протоиереем Восторговым еще в 1915 г. в целях человеконенавистнической
антисемитской пропаганды, а в 1912 г., находясь еще в Польше, дали царизму в
тех же целях религиозное обоснование к гнусной
инсценировке процесса Бейлиса. В большинстве остальных случаев обнаружены были
обложенные ватой и тканями полуистлевшие, рассыпающиеся в порошок кости,
причем: в одних случаях были найдены лишние кости, по своим размерам,
плотности, свежести, белизне отличные от остальных костей, в других случаях,
наоборот, многих костей от скелетов не хватало; иногда в
раках были обнаружены посторонние, по-видимому, не имеющие никакого отношения к
культу, предметы, как-то: брошки, ломаные серьги, гайки, пуговицы, недавнего
времени денежные марки и т.п.
Эти и золоченые гробницы с
предполагаемыми в них нетленными телами старым правящим классам были необходимы
как аппарат одурманивания на религиозной почве темных гипнотизируемых масс.
Означенные раки и гробницы имели целью также придавать "религиозное
освящение" тем или иным административным, торговым и промышленным центрам.
Такова, например, была роль "мощей" Сергия Радонежского в московский
период России и "мощей" Александра Невского в период петербургский.
По плану представителей низвергнутой династии тиранов Романовых
"мощи" должны были отвлекать народ от "внутренних настроений",
почему в последнее царствование Николая Романова были инсценированы одно за
другим прославления мощей: Феодосия Углицкого,
Серафима Саровского, Анны Кашинской, Иосифа
Белгородского, Питирима Тамбовского и Иоанна
Тобольского. Произведенное Народным Комиссариатом Юстиции судебное
расследование по делу игумении Алевтины, купчихи Лабзиной и др. застало инсценировку культа мощей в самом
лабораторном процессе. Группа московских миллионеров (Лабзиных,
Грязновых и др.) совместно с синодскими чиновниками фабриковала мощи и
подготовляла канонизацию известного бандита с большой дороги, а за сим купца 1 гильдии Василия Ивановича Грязнова, даже
невзирая на то, что он, как показало расследование, принадлежал к секте
скопцов.
Судебное
расследование по делу иеромонаха московского донского монастыря Досифея и др. показало, что мощи так наз. виленских угодников Иоанна, Антония и Евстафия,
пересланные гр. Белавиным (в монашестве патриархом Тихоном) из Вильно в Москву
при царизме, представляют из себя мумифицированные трупы, в чем ныне может
удостовериться всякий, осмотрев эти мумии в музее Народного Комиссариата
Здравоохранения (Москва, Петровка, д. 14).
Уже после октябрьской революции в 1918 г.
церковники в целях политического воздействия на отсталые массы канонизировали
митрополита Иосифа астраханского, одного из видных деятелей по подавлению
восстания эпохи Степана Разина.
В недрах теперешней патриаршей канцелярии
подготовляется инсценировка канонизации сибирских церковных сановников Сафрония и Павла, а также Василия Мангазейского.
Государственная власть и правящие классы поручали церковникам
приспособлять "мощи" как надежный, рекомендованный еще Иоанном
Златоустом аппарат для затемнения сознания народа, для укрепления в нем
религиозных предрассудков, а вместе с сим и своего влияния на темные массы.
Кроме того: сооружение драгоценных гробниц и культ вокруг них для церковников,
в свою очередь, служат средством извлечения последними для себя огромных
доходов путем сборов денег, продажи свечей, "цельбоносного"
масла, воды, служения молебнов, акафистов и иных манипуляций, имеющих
магическое значение в глазах темных людей.
Революционное сознание трудящихся масс
протестует против того, чтобы мумифицированные трупы, или останки трупов, или
имитация трупов в Советской России могли быть представляемы для эксплоатации масс церковным организациям в их свободное
распоряжение в нарушение самых элементарных порядков общежития и к оскорблению
чувств всех сознательных граждан. Мероприятия
местных Исполнительных Комитетов, в некоторых случаях выразившиеся только в
акте вскрытия, и не доведших дело уничтожения обмана до полной ликвидации
варварского пережитка старины, каким является культ мертвых тел и кукол, дают
церковникам возможность дальнейшей эксплоатации,
которая продолжается и до настоящего времени даже у вскрытых гробниц, принеся,
например, патриарху Тихону и монахам Троице-Сергиевой Лавры за 9 месяцев 1919
г. хотя и меньший сравнительно с прошлым временем, но все же
значительный доход от служения молебнов и продажи свечей (более 1400000 р., по
признанию самих церковников).
Помещение мощей в музеи является наиболее
рациональным способом ликвидации дальнейшей эксплоатации
предрассудков и суеверий. Подобные реликвии, относящиеся к другим религиям
(например, египетские мумии), уже давно находятся в музеях на
ряду с другими остатками старых культур, что, конечно, не является ни
оскорблением религиозной совести, ни гонением на ту или иную веру.
Посему Народный Комиссариат Юстиции
предлагает к исполнению следующее: 1) Местные исполкомы при соответствующей
агитации последовательно и планомерно проводят полную ликвидацию мощей,
опираясь на революционное сознание трудящихся масс, избегая при этом всякой
нерешительности и половинчатости при проведении своих мероприятий.
2) Ликвидация названного культа мертвых
тел, кукол и т.п. осуществляется путем передачи их в музеи.
3) Во всех случаях
обнаружения шарлатанства, фокусничества, фальсификаций и иных уголовных деяний,
направленных к эксплоатации темноты, как со стороны
отдельных служителей культа, так равно и организаций бывших официальных
вероисповедных ведомств, отделы юстиции возбуждают судебное преследование
против всех виновных лиц, при чем ведение следствия поручается следователям по
важнейшим делам при отделах юстиции или Народном Комиссариате Юстиции и самое
дело разбирается при условиях
широкой гласности.
Народный Комиссар Юстиции
КУРСКИЙ