СОВЕТ ТРУДА И ОБОРОНЫ Р.С.Ф.С.Р.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 ноября 1920 года
О ВОСПРЕЩЕНИИ СОВЕТСКИМ УЧРЕЖДЕНИЯМ И ПРЕДПРИЯТИЯМ
И ОБЩЕСТВЕННЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ ПРИГЛАШАТЬ КОНТР-АГЕНТОВ,
УПОЛНОМОЧЕННЫХ И ПОДРЯДЧИКОВ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА
КАКИХ-ЛИБО РАБОТ И ЗАДАНИЙ
Во изменение всех предыдущих декретов и
постановлений Совета Народных Комиссаров и Совета
Труда и Обороны о допущении контр-агентов,
уполномоченных и других лиц к участию в разного рода восстановительных,
строительных, заготовительных и других работах Совет Народных Комиссаров
постановил:
1. Всем Советским учреждениям и
предприятиям, а также и общественным организациям воспрещается приглашение контр-агентов, уполномоченных и
подрядчиков к производству тех или иных заготовительных, восстановительных,
строительных и вообще каких-либо работ и заданий. Все вышеуказанные работы
должны производиться обязательно хозяйственным способом соответствующими
хозяйственными органами Советской власти и общественными организациями по
принадлежности.
2. Все договоры, заключенные с Советскими
учреждениями, предприятиями, а также и общественными организациями с
уполномоченными, контр-агентами,
подрядчиками и другими лицами, 1-го января 1921 г. считаются аннулированными.
3. Для проведения в жизнь настоящего
Постановления и выработки подробной инструкции образовать при Совете Народных
Комиссаров Комиссию в составе представителей: Народного Комиссариата
Рабоче-Крестьянской Инспекции, Высшего Совета Народного Хозяйства,
Всероссийского Центрального Совета Профессиональных Союзов, Народного
Комиссариата Путей Сообщения и Главного Комитета по всеобщей трудовой
повинности, которой поручить в недельный срок выработать все необходимые
инструкции и положения.
4. На Комиссию возложить обязанность не
позднее месяца при обязательном участии заинтересованных ведомств установить
точные сроки и порядок перехода отдельных работ от подрядной системы к
хозяйственному способу. В случае необходимости продления срока тех или иных
работ после 1 января 1921 года вопрос вносится на утверждение Совета Народных
Комиссаров.
5. Все уполномоченные, подрядчики и т.п.
агенты, а также все служащие и технический персонал, занятые у контр-агентов на этих работах к 15
ноября 1920 г., берутся на учет Главным Комитетом по всеобщей трудовой повинности
не позднее 1 января 1921 г. через органы, в которых они в настоящее время
заняты. Все вышеуказанные лица считаются мобилизованными и остаются на своих
местах впредь до особого распоряжения Главного Комитета по всеобщей трудовой
повинности.
Примечание 1. Порядок и форма учета
вышеуказанных лиц определяются Главным Комитетом по всеобщей трудовой
повинности особой инструкцией.
Примечание 2. В случае расчета или
окончания работ до издания инструкции Главным Комитетом по всеобщей трудовой
повинности все вышеуказанные лица передаются органами, в которых они были
заняты, в распоряжение Комитета по всеобщей трудовой повинности для
использования их по специальности.
6. Не позже 2 недель со
дня издания инструкции Главным Комитетом по всеобщей трудовой повинности
хозяйственным органам предоставляется право возбуждать ходатайства перед
Комитетом по всеобщей трудовой повинности об оставлении и зачислении в штат
вышеуказанных лиц, причем преимущественное право на этот аппарат с личным
составом принадлежит тому хозяйственному органу, где ими производятся
главнейшие работы.
7. Все уполномоченные,
подрядчики и т.п. агенты обязаны под личную ответственность или их доверенных
дать согласно правил, установленных декретом Совета Народных Комиссаров от 16
апреля о реквизиции и конфискации (Собр. Узак., 1920,
N 29, ст. 143) весь имеющийся у них инвентарь, а также и материалы в те органы,
в коих они производили те или иные работы, причем на последних возлагаются
обязанности проверки правильности сдачи этого имущества, а также привлечение к
ответственности лиц, скрывших часть имущества. Весь вышеуказанный инвентарь, а
также и материалы поступают в полное распоряжение данного учреждения, причем
если они имеются в излишке, то оно обязано немедленно сдать их в
соответствующие распределительные органы. На Рабоче-Крестьянскую Инспекцию
возлагается обязанность проверки рационального использования принятого от
уполномоченных и т.п. лиц имущества.
8. Обязать Всероссийский Центральный
Совет Профессиональных Союзов в двухнедельный срок со дня утверждения
настоящего Постановления рассмотреть и в случае необходимости дополнить
положение о сдельных работах и о порядке применения их. Установить премирование
административного и технического персонала за срочность и быстроту исполнения
тех и других работ. Пересмотреть установленные пределы приработка при сдельных
работах при условии обязательного пересмотра норм выработки в смысле их
повышения.
9. На Рабоче-Крестьянскую Инспекцию
возлагается обязанность следить за выполнением и проведением в жизнь настоящего
Постановления и привлекать виновных в несоблюдении или нарушении настоящего
Постановления к суду.
Председатель
Совета Народных Комиссаров
В.УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Управляющий Делами
Совета Народных Комиссаров
В.БОНЧ-БРУЕВИЧ
Секретарь Совета
Народных Комиссаров
Л.ФОТИЕВА
Приложение 1
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ПЕРЕХОДА ОТ ПОДРЯДНОГО СПОСОБА
ПРОИЗВОДСТВА К ХОЗЯЙСТВЕННОМУ
I. С 1 января 21 года
все советские учреждения, предприятия и общественные организации, производящие
разного рода работы подрядным способом через контр-агентов,
подрядчиков, уполномоченных или других лиц, зачисляют последних и всех их
служащих, рабочих и обслуживающий их персонал в свои штаты для безостановочного
производства работ по заданиям соответствующих хозяйственных органов.
Примечание 1. Советские
учреждения, предприятия и общественные организации, коим согласно п. 4
Постановления Совета Народных Комиссаров от 24 ноября 1920 г. разрешено
производство отдельных работ подрядным способом и после 1 января 1921 г. или
коими возбуждено ходатайство перед Комиссией через Центральное Ведомство о
разрешении продолжения производства таких работ подрядным способом после
указанного срока, выполняют в первом случае п. 1 настоящей Инструкции
немедленно по окончании срока, данного им для продолжения работ
подрядным способом, во втором же случае учреждения, возбудившие ходатайства,
подтвержденные центральными ведомствами до 1 января, продолжают производство
работ на прежних основаниях до получения извещения об отклонении Комиссией
ходатайства. Каждое ведомство обязано сообщить в подведомственное учреждение,
возбудившие ходатайство, в санкционировании ходатайства и внесении его на
разрешение Комиссии.
Примечание 2. Мелкие ремесленники,
кустари и их объединения, не пользующиеся наемным трудом и выполняющие задания
под контролем соответствующих законом установленных органов в центре и на
местах, действуют согласно декрета от 7 сентября 1920
года (Собр. Узак., 1920, N 78, ст. 366), раздел 1-й.
II. Одновременно с
зачислением в штаты (§ 1) советские учреждения, предприятия и общественные
организации возбуждают в порядке п. 6 Постановления Совета Народных Комиссаров
от 24 ноября ходатайство перед Губернскими Комитетами по всеобщей трудовой
повинности об оставлении в штатах соответствующих хозяйственных органов,
числившихся за подрядным предприятием, контр-агентов,
подрядчиков, уполномоченных и всех их служащих, рабочих и обслуживающий их
персонал.
III. Все лица, зачисленные согласно § 1 в
штаты, получают с момента зачисления их в штаты заработную плату по тарифным
ставкам повременно или сдельно на основании Постановления от 24 ноября.
IV. Советские
учреждения, предприятия и общественные организации производят расчет с бывшими
подрядчиками, контр-агентами и уполномоченными за
произведенные последними работы до момента прекращения работ подрядным способом
следующим образом:
а) При наличии указаний в договорах и
сметах, в законном порядке утвержденных, стоимости отдельных частей работы -
согласно договорам или сметам.
б) При отсутствии таких указаний - по
определениям губернских специальных комиссий, исходящих из отношения стоимости
произведенных работ к стоимости всей работы, которая должна была быть
произведена согласно договору или смете. На упомянутых комиссиях лежит также
рассмотрение заявлений заинтересованных лиц о произведенных ими необходимых
расходах на организацию работ (расходы по подысканию рабочих и служащих,
инструментов и материалов производства), на меньшую продуктивность труда в
начале работ, на большую стоимость работ в зависимости от времени года, в
которое работа производилась.
Примечание. Губернские специальные
комиссии составляются из представителей Рабоче-Крестьянской Инспекции,
соответствующего Губернского Профессионального Союза, Губернского Совета
Народного Хозяйства с обязательным участием представителей заинтересованных
ведомств с правом совещательного голоса. Все вопросы,
связанные с Народным Комиссариатом Путей Сообщения, вносятся дорогами на
разрешение комиссий (по месту нахождения управлений железных дорог), состоящих
из представителей Центрального Комитета Всероссийского Объединенного Союза
работников железнодорожного и водного транспорта, Рабоче-Крестьянской Инспекции
и местного Исполнительного Комитета. Заинтересованные лица допускаются в
комиссии для дачи объяснения и могут обжаловать постановления комиссии в
Народный Комиссариат Рабоче-Крестьянской Инспекции.
в) Уплата контр-агентам
следуемых им, согласно расчету, сумм в случаях, предусмотренных п.
"б", допускается лишь по утверждении
представленных расчетов Народному Комиссариату Рабоче-Крестьянской Инспекции
или его органам.
г) Инвентарь, инструменты и материалы,
принадлежащие контр-агентам,
подрядчикам или уполномоченным, передаются в распоряжение заинтересованных
учреждений, предприятий или организаций согласно Постановления Совета Народных
Комиссаров от 24 ноября на основании декрета Совета Народных Комиссаров от 16
апреля 1920 года (Собр. Узак., 1920, N 29, ст. 143) о
реквизициях и конфискациях.
д) Следуемые от контр-агентов, подрядчиков или уполномоченных,
согласно расчету, суммы взыскиваются заинтересованными учреждениями всеми
законными способами немедленно после производства расчета комиссией и доводятся
немедленно до сведения Народного Комиссариата Рабоче-Крестьянской Инспекции или
его органов.
Председатель Комиссии
при Совете Народных Комиссаров
В.АВАНЕСОВ
Приложение 2
ТЕЛЕГРАММА
ВСЕМ ГУБЕРНСКИМ КОМИТЕТАМ ПО ВСЕОБЩЕЙ
ТРУДОВОЙ ПОВИННОСТИ, ВСЕМ ГУБЕРНСКИМ ОТДЕЛАМ УЧЕТА И
РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ. КОПИЯ ГУБЕРНСКИМ ОТДЕЛАМ
РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ ИНСПЕКЦИИ
12 января. Приказ N 108. Дополнительно
нашим телеграммам N 3172/1277 от 6 декабря и 3356/1424 от 14 декабря примите к
сведению и неуклонному исполнению. На основании Постановления
Совета Народных Комиссаров от 24 ноября 1920 г. все договоры, заключенные
государственными учреждениями, предприятиями всякого рода и контр-агентами
на предмет производства разных работ подрядным способом, аннулируются первого
января с тем, чтобы, начиная с этого срока, работы производились
соответствующим учреждением или предприятием хозяйственным способом, и вся без
исключения занятая в подрядном предприятии рабочая сила перешла в штаты учреждения
или предприятия (за исключением подрядных предприятий, продолжение работ коих
разрешено Комиссией Совета Народных Комиссаров по ликвидации контр-агентства, о которых будет
сообщено особо Губернским Отделам Рабоче-Крестьянской Инспекции). Немедленно по
получении сего предписать всем учреждениям и предприятиям губернии,
пользующимся подрядным способом работ, представить в 7-дневный срок ходатайства
в Губернские Комитеты по всеобщей трудовой повинности о включении в их штаты
числившейся за подрядным предприятием рабочей силы, каковая должна быть точно
указана по количествам, профессиям и месту работы. Для
рассмотрения ходатайств немедленно образовать при Губернском Комитете по
всеобщей трудовой повинности комиссию под председательством Председателя
Губернского Комитета по всеобщей трудовой повинности или Начальника Губернского
Отдела учета и распределения рабочей силы в составе представителей Губернского
Отдела соответствующего Профессионального Союза, Губернского Отдела
Рабоче-Крестьянской Инспекции, Губернского Совета Народного Хозяйства и, с
правом совещательного голоса, заинтересованного государственного органа.
Комиссии ходатайства рассмотреть отдельно по каждому
предприятию, строго сличая представленные штаты с имеющимися в Губернских
Комитетах по всеобщей трудовой повинности на основании нашей телеграммы N
3356/1424 учетными данными, в целях проверки полности
полученных данных. При рассмотрении следует исходить из возможности для
государственного учреждения, предприятия полного использования передаваемой
рабочей силы, в частности продовольственных и жилищных условий и наличия
инструментов. В отношении персонала, обслуживающего несколько подрядных работ,
принадлежащих различным органам, передавать государственному органу, но по
признаку наибольшей важности работы и преимущественности
услуг, оказывавшихся каждой из работ, применяя в случае необходимости
обязательное совместительство. В случаях необходимости перераспределения
производить таковое постановлением комиссии с немедленным донесением в каждом
случае Центральному Отделу Учета и Распределения Рабочей Силы, с точным
указанием профессии и количества подвергшихся
перераспределению, название и род, а также местонахождение предприятий, между
которыми произведено перераспределение. Всю работу окончить в двухнедельный
срок, о результатах донести. Впредь в отношении подрядных работ и
государственных органов, на которые они производятся, действовать в смысле
снабжения рабочей силой согласованно с Рабоче-Крестьянской Инспекцией, строго придерживаться имеющих быть опубликованными в ближайшие дни
инструкций. N 97/4.
Заместитель Председателя
Главного Комитета по всеобщей
трудовой повинности
и Член Коллегии Народного
Комиссариата Труда
АНИКСТ
Приложение 3
ОБ УЧЕТЕ КОНТР-АГЕНТСКОГО
ПЕРСОНАЛА
СОВЕТСКИХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ
1. Обязать все
советские и общественные предприятия и учреждения, пользующиеся контр-агентами, уполномоченными и прочими видами подрядного
труда для производства разных хозяйственных работ (восстановительных,
строительных, заготовительных и др.), в 2-недельный срок со дня опубликования
настоящего Постановления представить сведения в форме именных списков как на
занятых у них контр-агентов, так и работающий при них
на подрядных предприятиях технический и обслуживающий персонал и рабочих.
2. Сведения об указанных в п. 1
категориях лиц должны быть представлены, согласно п. 3-го настоящего
Постановления, по предприятиям, начиная от наличия штатов, имевшихся на 15
ноября 1920 г. Списки должны содержать следующие графы: 1) фамилия, имя и
отчество; 2) возраст; 3) основная специальность; 4) какую выполняет работу и
сколько времени; 5) место постоянного жительства; 6) количество занятого у
данного контр-агента
персонала (технический, обслуживающий, рабочие).
3. Учетные списки должны отставляться в
2-х экземплярах, из которых один ответственным руководителем предприятия
направляется в губернский орган того ведомства, на которое производятся работы,
а другой вместе с платежными ведомостями на 15-е ноября и 1-е декабря в Губернский
Отдел учета и распределения рабочей силы. Исполнительные местные
железнодорожные органы представляют учетные списки в ближайший Губернский Отдел
учета и распределения рабочей силы.
Примечание. Контр-агенты,
числящиеся непосредственно за центральными
хозяйственными органами, берутся на учет последними в порядке, указанном в п.
п. 2, 3. Один экземпляр учетных списков должен направляться в Центральный Отдел
учета и распределения рабочей силы Народного Комиссариата Труда.
4. Все лица, взятые на учет, считаются
мобилизованными по месту работы и остаются на своих местах до особого
распоряжения Главного Комитета по всеобщей трудовой повинности.
5. За неправильное сообщение учетных
данных или за укрывательство лиц, подлежащих учету, ответственные руководители
государственных учреждений и подрядных предприятий отвечают как за
укрывательство военных дезертиров, а лица, взятые на учет, как за военное
дезертирство.
Заместитель Председателя
Главного Комитета по всеобщей
трудовой повинности
АНИКСТ