НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ЮСТИЦИИ Р.С.Ф.С.Р.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 февраля 1921 года
ОБ УСИЛЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СОВЕРШАЕМЫЕ ПРИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ РАБОТЕ
Циркулярным письмом Президиума
Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета всем Губернским
Продовольственным Комитетам (Губпродкомам) от 23-го
сего февраля уже заклеймены все те позорные явления, какие допускаются
некоторыми малосознательными, а нередко прямо шкурническими
и саботажными элементами, проникшими в учреждения и организации, выполняющие
ответственное дело продовольственного снабжения Республики. С лицами,
забывающими свой долг, занимающимися преступным самоснабжением, допускающими
хищения народного достояния - продовольственных продуктов, предназначенных для
голодающего городского пролетариата и беднейшего крестьянства, применяющими при
проведении разверстки насильственные действия, противные намерениям и
руководящим указаниям Рабоче-Крестьянской Власти, - с этими лицами необходима
самая решительная, скорая и беспощадная борьба. По предложению Президиума
Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, Народные Комиссариаты
Юстиции и Продовольствия и Всероссийская Чрезвычайная Комиссия выработали
нижеприводимые меры усиленной наказуемости совершивших преступные действия
"продовольственников" и ускорения
производства подобного рода дел. Эти меры предлагается принять к немедленному
руководству и неуклонному исполнению.
1. Усиленная наказуемость применяется к
преступным действиям, учиненным в районе продовольственных заготовок и на путях
сообщения лицами, принадлежащими к нижеследующим служебным категориям:
а) уполномоченные и
агенты продорганов, занятые заготовками и
продовольственным контролем на путях сообщения ("Положение о местных
продовольственных органах" - Собр. Узак., 1918,
N 38, ст. 498; "О районных продовольственных органах" - Собр. Узак., 1919, N 21, ст. 253; "Положение о
заградительных постах Народного Комиссариата Продовольствия и его местных
органов" - Собр. Узак., 1920, N 63, ст. 281).
б) рабочие продовольственные отряды
(Собр. Узак., 1918, N 57, ст. 633 и 1919, N 10 - 11,
ст. 106) и
в) воинские отряды, предоставляемые в
распоряжение Военного Отдела Народного Комиссариата Продовольствия и его
местных органов распоряжением Штаба Красной Армии.
2. Привлечение к
ответственности всех категорий лиц, поименованных в п. 1, за преступные
действия, совершенные при исполнении служебных обязанностей, возлагается на
местных Губернских, Уездных и Районных Продовольственных Комиссаров; то же в
отношении воинских команд - на Комиссаров и Командиров соответственных частей,
а в отношении продотрядов Военно-Продовольственного Бюро - на Комиссаров
отдельных отрядов, Райбюро, Ураббюро
и Губраббюро.
Примечание. Все должностные или частные
лица, коим стали известны достоверные факты преступных действий, совершенных продорганами, продотрядами и пр., обязаны сообщить о них в
подлежащие судебные и следственные органы.
3. Расследование по делам о преступных
действиях продагентов, продотрядов и пр. в тех
случаях, когда таковое необходимо, производится органами судебно-следственными
и Чрезвычайными Комиссиями по принадлежности. Срок для окончания следствия
назначается не более двух недель.
4. Подсудность подобных
дел определяется общими нормами подсудности Народному Суду и Революционному
Трибуналу (ст. 4 "Положения о Народном Суде Р.С.Ф.С.Р." - Собр. Узак., 1920, N 83, ст. 407, и ст. 2 "Положения о
Революционных Трибуналах" - Собр. Узак., 1920, N
22 - 23, ст. 115), но обязательному направлению в Революционные Трибуналы
подлежат все дела:
а) о превышении власти продагентами с явно корыстной целью,
б) о превышении власти, хотя бы и без
корыстной цели, но сопровождавшемся дискредитированием Советской власти и имевшем
важные последствия,
в) о применении истязаний и вообще
насильственных действий при выполнении разверстки,
г) о преступном нерадении или
бесхозяйственности, имевших последствием порчу или гибель значительного
количества заготовленных продуктов, и
д) о других, не перечисленных в
предыдущих пунктах преступных деяниях, если совершение таковых обусловливалось
совокупным действием нескольких лиц, а также если они
носили организованный или систематический характер.
5. Дела, подсудные
Революционному Трибуналу, рассматриваются в Губернских Революционных Трибуналах
и их выездных Сессиях, организованных согласно циркуляру Народного Комиссариата
Юстиции N 28 1920 г. От Революционных Трибуналов зависит непринятые к своему
производству дела направлять в подлежащие Уездные Бюро Юстиции или Губернские
Советы Народных Судей (прим. к ст. 2 "Положения о Революционных
Трибуналах").
6. Поступившие в Губернские Советы
Народных Судей и Уездные Бюро Юстиции подобного рода дела обязательно
направляются для рассмотрения в Особые Сессии с ударным составом Народных
Заседателей (циркуляры Народного Комиссариата Юстиции N 21 и N 34 1920 г. - Собр.
Узак., 1920, N 100).
7. Дела в Особых Сессиях Народного Суда и
Революционных Трибуналах назначаются к слушанию в ближайшее заседание и во всяком случае не позже двухнедельного срока со дня
поступления к ним дела.
8. По поступлении дел в
судебные или следственные органы, они обязаны обсудить вопрос о мерах
пресечения и в частности о немедленном устранении или смещении привлеченных лиц
с занимаемых ими должностей (декрет Совета Народных Комиссаров "Об
ограничении права на вознаграждение лиц, привлеченных к следствию или
Суду" - Собр. Узак., 1919, N 38, ст. 376).
Народный Комиссар Юстиции
КУРСКИЙ