СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ Р.С.Ф.С.Р.
ДЕКРЕТ
от 30 мая 1921 года
О МОРСКОМ ТРАНСПОРТЕ
В целях урегулирования морского
транспорта устанавливаются нижеследующие основные положения:
1. Перевозка морем пассажиров, багажа и
грузов возлагается на Народный Комиссариат Путей Сообщения по управлению
морским транспортом, в ведении коего находится морской торговый флот Р.С.Ф.С.Р.
2. Те же операции на ненационализированных
судах производятся по правилам, устанавливаемым Народным Комиссариатом Путей
Сообщения.
3. Означенные в ст. 1-й операции морским
транспортом Р.С.Ф.С.Р. и ненационализированными
судами российских граждан производятся на основании настоящего декрета и
инструкций и постановлений, издаваемых Народным Комиссариатом Путей Сообщения.
4. Движение иностранных
торговых судов в пределах морских территориальных вод Р.С.Ф.С.Р. и союзных с
ней советских Республик, заход их в русские порты, перевозка на них пассажиров
и грузов регулируются особыми правилами, разрабатываемыми Народным
Комиссариатом Путей Сообщения по соглашению с Народным Комиссариатом Внешней
Торговли, Внутренних Дел и Морским и утверждаемыми Высшим Советом по
Перевозкам.
5. Вопросы, касающиеся прямого сообщения
между морским и железнодорожным или речным транспортом по заграничным путям
сообщения, а также объем операций морского транспорта
и список срочных заграничных рейсов российских судов разрешаются Народным
Комиссариатом Путей Сообщения по соглашению с Народным Комиссариатом Внешней
Торговли, утверждаемому Высшим Советом по Перевозкам.
6. Высшему Совету по Перевозкам в
отношении морского транспорта присваиваются все права по разрешению вопросов о
планах и условиях перевозок и руководство ими, предоставленные ему в отношении жел. дор.
7. Народному Комиссариату Путей Сообщения
предоставляется право передавать суда морского транспорта в исключительное
пользование советским учреждениям и предприятиям, а также российским
кооперативным учреждениям на определенные сроки для их транспортных нужд. Передача в тех же целях судов российским гражданам и иностранным
подданным совершается Народным Комиссариатом Путей Сообщения с особого каждый
раз разрешения Совета Народных Комиссаров по специальным договорам (Цертопартиям).
8. Перевозка пассажиров,
багажа и всякого рода грузов на судах, упоминаемых в ст. 1 настоящего декрета,
совершается по соответствующим для каждого рода перевозки документам (билетам,
коносаментам, багажным квитанциям), коими определяются на основании сего
декрета и изданных дополнительно инструкций и постановлений взаимные права и
обязанности сторон, участвующих в перевозке. Формы документов
устанавливаются Народным Комиссариатом Путей Сообщения по соглашению с Народным
Комиссариатом Внутренних Дел и с заинтересованными ведомствами.
9. Перевоз на судах морского транспорта
Р.С.Ф.С.Р. государственных грузов из российских портов в российские
же или заграничные и сдача судов в срочное исключительное пользование советским
учреждениям и предприятиям производится бесплатно.
Примечание: 1. Грузы,
принадлежащие российским гражданам, а также грузы иностранных государств и их
подданных, следующие в пределы или за пределы Р.С.Ф.С.Р. или транзитом через
нее, подлежат оплате по правилам и ставкам, устанавливаемым Народным
Комиссариатом Путей Сообщения по соглашению с Народным Комиссариатом Внешней
Торговли и Народным Комиссариатом Финансов и утверждаемым Высшим Советом по
Перевозкам.
2. Все пассажиры русского подданства как
платные, так и бесплатные имеют право на бесплатный провоз багажа и клади в
пределах норм, устанавливаемых Народным Комиссариатом Путей Сообщения. Правило
это не распространяется на российских граждан, возвращающихся из-за границы, в
тех случаях, когда они не освобождены от проездной платы. Размер платы за багаж
устанавливается Народным Комиссариатом Путей Сообщения.
10. Правом бесплатного
проезда на судах морского торгового флота Р.С.Ф.С.Р. пользуются: а) лица,
следующие по государственным надобностям (перевозка рабочей силы, командировки,
служебные перевозки, перевозки войск и т.п.); б) рабочие и служащие, едущие в
отпуск и обратно; в) советские служащие и рабочие, едущие на работу или службу,
на съезды или обратно; г) участники экскурсий, организуемых
государственными учреждениями и профессиональными союзами; д) дети в возрасте
до 16 лет; е) лица, состоящие на иждивении Народного Комиссариата Социального
Обеспечения или на попечении Народного Комиссариата Здравоохранения; ж)
учащиеся, едущие в учебные заведения и обратно.
11. Правила 10 ст. сего декрета не
распространяются на пассажиров, принимаемых судами морского транспорта в
иностранных портах. Порядок приема в этих портах пассажиров вообще и в
частности условия освобождения от платы за перевозку подлежащих категорий
русских граждан определяется Народным Комиссариатом Путей Сообщения по
соглашению с Народным Комиссариатом Внутренних Дел и Народным Комиссариатом по
Иностранным Делам и утверждается Высшим Советом по Перевозкам.
12. Плата во
всяком случае взимается: а) за перевозку лиц, не предусмотренных в пп. "е" - "ж" ст. 10 декрета; б) за
провоз багажа сверх нормы и хранение его сверх сроков, определяемых Народным
Комиссариатом Путей Сообщения, в размере, устанавливаемом им же.
13. За утрату и повреждение грузов,
принадлежащих кооперативам, частным российским гражданам, а также иностранным
государствам и их поданным, морской транспорт отвечает в размере, определяемом
Судом, если не будет доказано, что утрата или повреждение груза произошли от
действия непреодолимой силы, от свойства самого груза или по вине самого отправителя.
Примечание. В условия перевозки в
настоящей статье грузов могут быть включены по постановлению
Народного Комиссариата Путей Сообщения и другие основания к сложению указанной
в сей ст. ответственности. Эти основания должны быть отмечены на обороте
коносамента.
14. Морской транспорт отвечает за гибель
или порчу багажа в тех же случаях как за гибель и порчу грузов.
15. За гибель и порчу багажа, а также в
случае утраты багажа, сданного к перевозке от и до русских портов, владелец
может требовать от государства в лице Народного Комиссариата Путей Сообщения и
местных органов транспорта возмещения в размере тысячи р. за каждый фунт.
Размер и порядок выдачи вознаграждения за утраченный, погибший или поврежденный
багаж, сданный к перевозке от и до иностранных портов, определяются правилами,
издаваемыми Народным Комиссариатом Путей Сообщения по соглашению с Народным
Комиссариатом Финансов. Правила эти помещаются на обороте выдаваемых в
подлежащем случае багажных квитанций.
16. При порче и утрате всяких грузов и
багажа, виновные в этом сотрудники морского транспорта подлежат законной
ответственности.
17. За безбилетный проезд, а равно за
неподчинение законным распоряжениям капитана, пассажир
может быть подвергнут властью капитана аресту и по прибытии в ближайший порт удалению
с судна.
Председатель
Совета Народных Комиссаров
В.УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Управляющий Делами
Совета Народных Комиссаров
Н.ГОРБУНОВ
Секретарь
Л.ФОТИЕВА