24 декабря
1958 года
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
ЗАКОН
ОБ УКРЕПЛЕНИИ СВЯЗИ ШКОЛЫ С ЖИЗНЬЮ И О ДАЛЬНЕЙШЕМ
РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В
СССР
Верховный Совет Союза Советских
Социалистических Республик отмечает, что внесенный Центральным Комитетом
Коммунистической партии Советского Союза и Советом Министров СССР на
рассмотрение Верховного Совета СССР вопрос об укреплении связи школы с жизнью и
о дальнейшем развитии системы народного образования в стране имеет
исключительно важное значение для успешного решения
задач коммунистического строительства.
Всенародное обсуждение этого вопроса
показало, что разработанная Центральным Комитетом КПСС и Советом Министров СССР
программа дальнейшего развития системы народного образования встретила
единодушное одобрение и поддержку трудящихся.
Советский народ, сплоченный вокруг
Коммунистической партии, добился новых исторических побед в развитии
промышленности и сельского хозяйства, науки и культуры, в подъеме материального
благосостояния трудящихся, осуществил такие грандиозные преобразования, которые
дают возможность нашей стране вступить в новый, важнейший период своего
развития - период развернутого строительства коммунистического общества.
В СССР осуществлена подлинная культурная
революция. Советская школа сыграла в ней решающую роль, способствовала подъему
культуры народов нашей многонациональной Родины. В результате последовательного
осуществления ленинской национальной политики все народы в Советской стране
имеют школу на родном языке, для всех открыт широкий доступ к просвещению и
культуре, осуществлено всеобщее семилетнее обучение, широкое развитие получило
среднее, профессионально-техническое и высшее образование, небывалыми темпами
развиваются наука, литература, искусство.
Одним из главных пороков старого общества
была пропасть между физическим и умственным трудом. Столетиями культура была
запретным плодом для миллионов простых людей. Старое общество так строило
школу, чтобы она была по существу недоступной для широких масс трудящихся.
Марксистско-ленинское
учение, подтвержденное всей практикой коммунистического строительства в СССР, а
также опытом развития других социалистических стран, развеяло буржуазную
легенду о том, что будто бы неизбежно вечное существование, с одной стороны,
серой массы людей, удел которых - подчинение и тяжелый физический труд, а с
другой - горстки людей, якобы самой природой призванных мыслить, управлять,
развивать науку, технику, литературу и искусство.
В социалистическом обществе, где
постепенно ликвидируются существенные различия между трудом физическим и умственным и утверждается единение умственного и физического
труда, в гигантской степени ускоряется развитие всех сторон не только
материального производства, но и духовной деятельности широчайших трудящихся
масс, открывается неограниченный простор для всестороннего развития личности.
Все достижения мировой культуры при социализме становятся достоянием народа.
По мере развертывания коммунистического
строительства, дальнейшего роста производительных сил и увеличения
общественного богатства все более будет сокращаться рабочий день
и увеличиваться у трудящихся свободное время, которое они могут использовать
для расширения своего кругозора и удовлетворения духовных потребностей.
Ускоренное развитие механизации,
автоматизации и химизации производства, широкое применение электроники, счетнорешающих устройств, всемерное развитие электрификации
и другие достижения науки и техники коренным образом изменяют характер труда.
Труд рабочих и колхозников все более приближается по своему существу к труду
инженеров, техников, агрономов и других специалистов. От работников
социалистического производства теперь требуется умение обращаться с совершенными
станками, точнейшими измерительными, контролирующими приборами и аппаратами,
знание сложных технических расчетов и чертежей. Перспективы
технико-экономического развития Советского Союза предъявляют все более высокие
требования ко всем труженикам нашего общества. Разностороннее образование
становится для них насущной потребностью.
Глубочайшим заблуждением является
утверждение, что вместе с автоматизацией производства в коммунистическом
обществе исчезнет и физический труд. Гигантский технический прогресс будет
неизмеримо облегчать физический труд, многие профессии, изнуряющие человека,
исчезают и будут исчезать в дальнейшем. Но физический труд сохранится.
Гармоническое развитие человека немыслимо без физического труда, творческого и
радостного, укрепляющего организм, повышающего его жизненные функции.
Великий основатель Советского государства
В.И. Ленин учил, что молодежи необходимо связывать свое учение с трудом, с
борьбой за переустройство промышленности и сельского хозяйства, с борьбой за
культуру и просвещение народа.
Коммунистическое преобразование общества
неразрывно связано с воспитанием нового человека, в котором должны гармонически
сочетаться духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство.
Социалистическое государство строит свою
школу так, чтобы она служила народу, давала знания трудящимся, содействовала
развитию всех народных талантов. Советская школа воспитывает подрастающее
поколение в духе самых прогрессивных идей, идей коммунизма, формирует у
молодежи материалистическое мировоззрение - основу подлинно научного познания
мира.
В советском обществе воспитано
замечательное поколение молодежи, отдающей все свои знания и силы, способности
и дарования строительству коммунизма. Высокие моральные
качества советской молодежи ярко проявились на трудовых фронтах строительства
социализма в годы первых пятилеток, в Великой Отечественной войне, в
героических делах по освоению целинных и залежных земель, в сооружении крупных
электростанций, шахт, доменных печей, в строительстве новых промышленных
центров на Востоке и Севере нашей страны и во многих других трудовых подвигах
сегодняшних дней.
В осуществлении великих побед советского
народа важную роль сыграла советская высшая школа и средние специальные учебные
заведения. В настоящее время в народном хозяйстве работает около семи с
половиной миллионов специалистов с высшим и средним специальным образованием.
Создание многочисленных кадров специалистов является одним из крупнейших
достижений Коммунистической партии и Советского государства.
Советский Союз выдвинулся на одно из
первых мест в мире по развитию науки и техники, превзошел наиболее развитые
капиталистические страны по темпам и качеству подготовки специалистов.
Советские специалисты своим самоотверженным трудом в промышленности,
строительстве, на транспорте, в совхозах и колхозах, во всех областях хозяйства
и культуры успешно решают задачи коммунистического строительства.
Предстоящее семилетие в развитии
Советского Союза будет характеризоваться дальнейшим подъемом социалистической
культуры, ростом духовного богатства советского общества, повышением уровня
сознательности трудящихся - активных строителей коммунизма. Поэтому вопросы
коммунистического воспитания трудящихся, особенно подрастающего поколения,
приобретают в современных условиях исключительно важное
значение, становятся центральным вопросом в деятельности государственных
и общественных организаций.
Несмотря на выдающиеся достижения в
развитии советской школы и в подготовке кадров специалистов для всех отраслей
народного хозяйства и культуры, наша общеобразовательная, средняя специальная и
высшая школы отстают от требований коммунистического строительства, имеют
серьезные недостатки. Главным из них является известный отрыв обучения от
жизни, слабая подготовленность оканчивающих школы к практической деятельности.
На современном этапе коммунистического строительства этот недостаток системы
народного образования тем более не может быть терпим.
Необходимо провести
перестройку народного образования с тем, чтобы советская средняя,
профессионально-техническая и высшая школы играли более активную роль во всей
созидательной деятельности советского народа.
Советская средняя школа призвана готовить
образованных людей, хорошо знающих основы наук и, вместе с тем, способных к
систематическому физическому труду, воспитывать у молодежи стремление быть
полезной обществу, активно участвовать в производстве ценностей, необходимых
для общества. Масштабы среднего образования должны быть значительно увеличены прежде всего путем широкого развития сети школ для
молодежи, работающей в народном хозяйстве. Решение этой задачи явится важным
условием дальнейшего повышения культурно-технического уровня трудящихся, роста
производительности труда и успешного строительства коммунизма.
Дальнейший технический прогресс во всех
отраслях народного хозяйства все больше повышает требования к квалификации
основной массы рабочих. Недостаточный профессионально-технический уровень части
рабочих уже сейчас в некоторых случаях сдерживает рост производства. Поэтому
особо важное значение приобретает развитие
профессионально-технического обучения молодежи и улучшение качества подготовки
рабочих кадров.
Новые задачи коммунистического
строительства требуют устранения недостатков, имеющихся и в постановке высшего
и среднего специального образования.
Советская высшая школа призвана готовить
разносторонне образованных людей, глубоко знающих соответствующие области науки
и техники. Особое внимание должно быть уделено дальнейшему повышению качества
подготовки специалистов для промышленности, сельского хозяйства и
строительства. Современное производство, базирующееся на новейших достижениях
науки и техники, требует от выпускников высших и средних специальных учебных
заведений высокого уровня теоретической подготовки и хорошего знания практики.
В новых условиях особое значение
приобретает подготовка специалистов в высших и средних специальных учебных
заведениях путем заочного и вечернего обучения. Заочная и вечерняя система
высшего и среднего специального образования должна строиться таким образом,
чтобы люди, занимаясь полезным трудом в обществе, в свободное от работы время
имели при желании возможность получить высшее или среднее специальное
образование или повысить свою квалификацию.
Необходимо решительное улучшение работы
высшей школы и средних специальных учебных заведений по формированию у
студентов марксистско-ленинского мировоззрения, повышению их коммунистической
сознательности и активности, воспитанию молодых специалистов в духе
коллективизма и трудолюбия, сознания общественного долга, социалистического
интернационализма и патриотизма, соблюдения высоких принципов коммунистической
морали.
Всякий труд на фабрике или в колхозе, на
промышленном предприятии, в совхозе, ремонтно-технической станции или в
учреждении, честный, полезный труд для общества является священной обязанностью
каждого человека, который живет в социалистическом обществе и пользуется его
благами.
Каждый человек, живя в коммунистическом
обществе, должен вносить лепту своим трудом в строительство и дальнейшее
развитие этого общества.
Прогрессивное развитие производительных
сил в процессе строительства коммунистического общества, совершенствование
социалистических общественных отношений, дальнейшее развитие советской
демократии создают благоприятные условия для того, чтобы успешно решить стоящие
перед школой новые задачи коммунистического воспитания и образования молодежи.
Верховный Совет Союза Советских
Социалистических Республик постановляет:
Одобрить тезисы Центрального Комитета
Коммунистической партии Советского Союза и Совета Министров СССР "Об
укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного
образования в стране", получившие всеобщую поддержку в ходе всенародного
обсуждения.
Признать необходимым уже с первых лет
обучения готовить детей к тому, что они должны в дальнейшем принимать участие в
общественно полезном труде. С 15 - 16 лет вся молодежь должна включаться в
посильный общественно полезный труд, и все ее дальнейшее обучение необходимо
связывать с производительным трудом в народном хозяйстве.
Раздел I
О СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Статья 1. Главной
задачей советской школы является подготовка учащихся к жизни, общественно
полезному труду, дальнейшее повышение уровня общего и политехнического
образования, подготовка образованных людей, хорошо знающих основы наук,
воспитание молодежи в духе глубокого уважения к принципам социалистического
общества, в духе идей коммунизма.
Ведущим началом обучения и воспитания в
средней школе должна стать тесная связь обучения с трудом, с практикой
коммунистического строительства.
Статья 2. Ввести в
СССР вместо всеобще-обязательного семилетнего
образования всеобще-обязательное восьмилетнее образование.
Восьмилетняя школа является неполной
средней общеобразовательной трудовой политехнической школой, которая должна
давать учащимся прочные основы общеобразовательных и политехнических знаний,
воспитывать любовь к труду и готовность к общественно полезной деятельности,
осуществлять нравственное, физическое и эстетическое воспитание детей.
Учебно-воспитательная
работа в восьмилетней школе должна быть построена на сочетании изучения основ
наук, политехнического обучения и трудового воспитания, широкого вовлечения
школьников в доступные в их возрасте формы общественно полезного труда.
Статья 3.
Установить, что полное среднее образование молодежи, начиная с 15 - 16-летнего
возраста, осуществляется на основе соединения обучения с производительным
трудом с тем, чтобы вся молодежь в этом возрасте включалась в общественно
полезный труд.
Статья 4.
Установить следующие основные типы учебных заведений, дающих полное среднее
образование:
а) школы рабочей и сельской молодежи -
вечерние (сменные) средние общеобразовательные школы, в которых лица,
окончившие восьмилетнюю школу и работающие в одной из отраслей народного
хозяйства, получают среднее образование и повышают профессиональную
квалификацию. Определить срок обучения в этих школах в 3 года.
В целях создания необходимых условий
учащимся вечерних (сменных) средних общеобразовательных школ Совету Министров
СССР установить для успешно обучающихся без отрыва от
производства сокращенный рабочий день или сокращенную рабочую неделю;
б) средние общеобразовательные трудовые
политехнические школы с производственным обучением, в которых лица, окончившие
восьмилетнюю школу, получают в течение 3 лет среднее образование и
профессиональную подготовку для работы в одной из отраслей народного хозяйства
или культуры.
Соотношение теории и практики в
производственном обучении и чередование периодов обучения и труда
устанавливаются в зависимости от профиля специальной подготовки учащихся и от
местных условий. В сельских школах учебный год следует строить с учетом
сезонности сельскохозяйственных работ.
Производственное
обучение и общественно полезный труд могут проводиться в учебных и
производственных цехах ближайших предприятий, в ученических бригадах колхозов и
совхозов, в учебно-опытных хозяйствах, в школьных и межшкольных
учебно-производственных мастерских;
в) техникумы и другие средние специальные
учебные заведения, в которых лица, окончившие восьмилетнюю школу, получают
среднее общее и среднее специальное образование.
Статья 5. В целях
усиления роли общества и оказания помощи семье в воспитании детей расширить
сеть школ-интернатов, а также школ и групп продленного дня. Установить, что
школы-интернаты организуются по типу восьмилетних школ или средних
общеобразовательных трудовых политехнических школ с производственным обучением.
Статья 6. Признать необходимым серьезно улучшить постановку
воспитательной работы в школе с тем, чтобы школа прививала учащимся любовь к
знаниям, к труду, уважение к людям труда, формировала коммунистическое
мировоззрение учащихся, воспитывала их в духе беззаветной преданности Родине и
народу, в духе пролетарского интернационализма. Важнейшей задачей учителей,
родителей и общественных организаций является дальнейшее улучшение работы по
воспитанию навыков культурного поведения учащихся в школе, семье, на улице.
Статья 7. Признать
необходимым преобразование существующих десятилетних школ (их старших классов)
в различные типы городских и сельских средних общеобразовательных школ.
Перестройку системы народного образования
осуществлять планомерно и организованно, с максимальным учетом местных
особенностей, ни в коем случае не допуская какого-либо ухудшения обслуживания
населения школами. Обратить внимание на необходимость дальнейшего увеличения
контингентов девушек коренных национальностей в старших классах школ союзных и
автономных республик Востока.
План перехода на новую систему школьного
образования должен быть разработан в каждой союзной республике, применительно к
особенностям ее экономического и культурного развития. При этом необходимо
перевод школ с 7-летнего на 8-летнее обязательное обучение, а также организацию
различных типов полных средних школ начать с 1959/60 учебного года и закончить
в течение 3 - 5 лет. Учащимся нынешних VIII - X классов обеспечить возможность
окончания средней школы по действующим учебным планам и программам, усилив
трудовую их подготовку.
При разработке планов реорганизации
средних школ должно быть предусмотрено обеспечение вузов
достаточным числом выпускников средних школ, имея в виду недопустимость
перерыва в пополнении народного хозяйства кадрами молодых специалистов высшей
квалификации. В этих целях в каждой союзной республике в случаях необходимости
должно быть на переходный период сохранено некоторое количество ныне
действующих средних школ.
Статья 8. Положения
об обязательной восьмилетней школе, о вечерней (сменной) средней
общеобразовательной школе и средней общеобразовательной трудовой
политехнической школе с производственным обучением утверждаются Советами
Министров союзных республик.
Статья 9. Начало и
окончание учебного года и время каникул в восьмилетних
и в средних общеобразовательных школах устанавливаются законодательством
союзных республик.
Статья 10. Совету
Министров Союза ССР и Советам Министров союзных республик осуществить мероприятия
по укреплению материальной базы школ, ликвидации многосменности
занятий, организации производственного обучения, а также мероприятия по
предоставлению для учащихся старших классов средних школ учебных мест для
прохождения профессионального обучения и производственной практики.
Статья 11. Советам
Министров союзных республик осуществить мероприятия по переподготовке
учительских кадров и укомплектованию школ учителями с необходимым образованием
в соответствии с новыми задачами общеобразовательной школы, а также по
дальнейшему улучшению условий труда и быта учителей и повышению их
идейно-теоретического уровня.
Раздел II
О ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Статья 12.
Перспективы технико-экономического развития Советского Союза предъявляют все более
высокие требования к производственной квалификации рабочих кадров всех отраслей
народного хозяйства. В этих условиях широкое развитие
профессионально-технического образования молодежи приобретает особо важное значение.
Основной задачей профессионально-технического
образования молодежи является планомерная и организованная подготовка для всех
отраслей народного хозяйства культурных и технически образованных
квалифицированных рабочих и тружеников сельского хозяйства, коммунистическое
воспитание учащихся, их идейная закалка, формирование у учащейся молодежи
коммунистического отношения к труду.
Статья 13. Для
профессионально-технического обучения молодежи, идущей на производство после
окончания восьмилетней школы, образовать городские и сельские профессионально-технические
училища.
Профессионально-технические училища
специализируются по отраслям производства и проводят учебно-воспитательную
работу на основе активного и систематического участия молодежи в
производительном труде и в тесной связи с предприятиями, стройками, совхозами и
колхозами.
Статья 14. Преобразовать школы фабрично-заводского обучения, ремесленные,
железнодорожные, горнопромышленные, строительные училища и училища механизации
сельского хозяйства трудовых резервов, профтехшколы, школы фабрично-заводского
ученичества и другие профессиональные учебные заведения совнархозов и ведомств
- в дневные и вечерние городские профессионально-технические училища со сроком
обучения от одного года до трех лет и в сельские профессионально-технические
училища со сроком обучения один - два года.
Реорганизацию существующих
профессиональных учебных заведений в городские и сельские
профессионально-технические училища провести в течение трех - пяти лет с учетом
особенностей экономических административных районов.
Статья 15. В целях
постепенного перевода профессионально-технических училищ на частичную
самоокупаемость Совету Министров Союза ССР и Советам Министров союзных
республик разработать и последовательно осуществлять мероприятия по расширению
и повышению доходности от производственной деятельности учебных заведений.
В связи с ростом материальной
обеспеченности трудящихся, для повышения заинтересованности учащихся
в лучшем овладении изучаемой профессией, целесообразно изменить существующие
условия материального обеспечения учащихся, введя выплату ученической
заработной платы вместо бесплатного обмундирования и питания.
Полное государственное обеспечение
следует сохранить для учащихся-сирот, воспитанников детских домов и детей
многодетных родителей.
Рекомендовать колхозам рассмотреть вопрос
о выделении соответствующих средств на обучение колхозной молодежи в
профессионально-технических училищах.
Статья 16.
Министерствам, ведомствам, советам народного хозяйства, предприятиям,
учреждениям и организациям обеспечивать профессионально-технические училища
производственным оборудованием для учебных мастерских, оплачиваемыми рабочими
местами на предприятиях для производственной практики учащихся, а также
создавать условия для успешного проведения учебного процесса и освоения
молодежью новой техники, передовой технологии и высокопроизводительных способов
труда.
Статья 17. Совету
Министров СССР и Советам Министров союзных республик осуществлять разработку
перспективных и годовых планов профессионального обучения и трудоустройства
молодежи, оканчивающей восьмилетнюю общеобразовательную школу,
профессионально-технические училища и среднюю школу с производственным
обучением, имея в виду установление на предприятиях брони приема молодежи на
работу и строгое соблюдение охраны труда и техники безопасности.
Статья 18.
Перестройка системы профессионально-технического образования предъявляет новые
повышенные требования к уровню технической, идейно-политической и
педагогической подготовки мастеров производственного обучения и преподавателей
профессионально-технических училищ. Развитие сети этих училищ вызовет
увеличение потребности в мастерах и преподавателях. Поэтому необходимо уделить
больше внимания подготовке этих кадров в техникумах и высших учебных
заведениях.
Нужно улучшить качество и увеличить
выпуск учебников и наглядных пособий, расширить производство учебно-технических
и научно-популярных кинофильмов, а также широко использовать в
профессионально-техническом образовании радио и телевидение.
Статья 19.
Положение о профессионально-технических училищах утверждается Советом Министров
СССР.
Статья 20. Совету
Министров СССР и Советам Министров союзных республик разработать мероприятия по
коренному улучшению подготовки рабочих путем индивидуально-бригадного и
курсового обучения и повышения квалификации рабочих кадров, занятых на
производстве.
Раздел III
О СРЕДНЕМ СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Статья 21. В
промышленном, сельскохозяйственном производстве, а также в учреждениях
культуры, просвещения и здравоохранения важное место принадлежит техникам, как
непосредственным организаторам производства, и другим работникам со средним
специальным образованием.
Интересы современного производства,
базирующегося на новейших достижениях науки и техники, требуют от выпускников
техникумов высокого уровня теоретической подготовки и хорошего знания практики.
В соответствии с этим признать
необходимым дальнейшее совершенствование системы среднего специального
образования и улучшение подготовки специалистов средней квалификации на основе
тесной связи обучения с общественно полезным трудом и широкого развития
вечернего и заочного обучения.
Статья 22.
Подготовку специалистов в средних специальных учебных заведениях осуществлять
на базе восьмилетней школы, а по отдельным специальностям - на базе полного
среднего образования.
В зависимости от отрасли народного
хозяйства, для которой готовятся специалисты, а также условий труда на
предприятиях, стройках и в других организациях общие сроки обучения и
продолжительность отдельных периодов обучения с отрывом и без отрыва от производства
могут быть различными.
Статья 23.
Установить, что обучение в средних специальных учебных заведениях должно
обеспечить учащимся наряду с общеобразовательными знаниями в объеме средней
школы получение необходимой теоретической и практической подготовки по
специальности, а в технических и сельскохозяйственных средних специальных
учебных заведениях - также получение учащимися квалификации с присвоением
разряда по одной из рабочих профессий.
Статья 24. Признать
целесообразным организацию при индустриальных техникумах цехов и мастерских,
выпускающих промышленную продукцию силами учащихся, а при сельскохозяйственных
техникумах - крупных хозяйств, в которых все основные работы должны выполняться
самими учащимися.
Статья 25.
Дальнейшее развитие сети средних специальных учебных заведений осуществлять в
направлении приближения их к производству с учетом потребности в кадрах
экономических районов, широко практикуя кооперирование совнархозов, министерств
и ведомств в подготовке специалистов со средним образованием.
Расширение и улучшение заочного и
вечернего образования, как основной формы подготовки специалистов со средним
специальным образованием, проводить путем укрепления заочных и вечерних
техникумов, а также организации заочных и вечерних отделений при стационарных
учебных заведениях, имеющих квалифицированные кадры преподавателей и
соответствующую учебно-материальную базу.
На вечернее и заочное обучение принимать
преимущественно лиц, работающих по профессиям, родственным избранной
специальности.
Статья 26. Положение
о средних специальных учебных заведениях утверждается Советом Министров СССР.
Раздел IV
О ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Статья 27. Задачи
коммунистического строительства требуют приближения высшей школы к жизни, к
производству, повышения теоретического уровня подготовки специалистов в
соответствии с новейшими достижениями науки и техники.
Дальнейшее развитие и совершенствование
системы высшего образования в нашей стране должно обеспечить лучшую
практическую и теоретическую подготовку специалистов, значительное усиление
коммунистического воспитания молодежи, активное участие всех преподавателей в
воспитании студенчества.
Главными задачами высшей школы являются:
подготовка высококвалифицированных
специалистов, воспитанных на основе марксистско-ленинского учения, овладевших
новейшими достижениями отечественной и зарубежной науки и техники, хорошо
знающих практику дела, способных не только полностью использовать современную
технику, но и создавать технику будущего;
выполнение научно-исследовательских
работ, способствующих решению задач коммунистического строительства;
подготовка научно-педагогических кадров;
повышение квалификации специалистов,
занятых в различных отраслях народного хозяйства, культуры и просвещения;
распространение научных и политических
знаний среди трудящихся.
Статья 28.
Подготовку специалистов в высших учебных заведениях проводить на базе полного
среднего образования на основе соединения обучения с
общественно полезным трудом. Конкретные формы соединения обучения с практикой,
с трудом должны определяться в зависимости от профиля вуза, от состава
студентов, а также от национальных и местных особенностей.
В высшие учебные заведения принимать на
основе характеристик, выдаваемых партийными, профсоюзными, комсомольскими и
другими общественными организациями, руководителями промышленных предприятий и
правлениями колхозов с тем, чтобы путем конкурсного отбора зачислять в вузы
наиболее достойных, проявивших себя на производстве, подготовленных и способных
людей. При зачислении в высшие учебные заведения предоставлять преимущества
лицам, имеющим стаж практической работы.
Статья 29. Признать
необходимым всемерное улучшение и расширение вечернего и заочного образования
путем укрепления заочных и вечерних вузов, развития сети вечернего и заочного
образования на базе стационарных вузов, организации вечерней и заочной
подготовки специалистов непосредственно при крупных промышленных и
сельскохозяйственных предприятиях.
Статья 30. При
подготовке инженеров сочетание обучения с трудом должно быть организовано таким
образом, чтобы производственный труд студентов способствовал лучшему овладению
их будущей специальностью и давал студентам возможность последовательно изучить
технологический процесс производства. В большинстве технических вузов наиболее
целесообразно сочетание обучения с работой на производстве по системе вечернего
или заочного образования на первых двух курсах.
Для ряда специальностей, где студенты
вначале изучают цикл сложных теоретических дисциплин, а также проходят большую
лабораторную практику, целесообразно первые 2 - 3 года проводить обучение с
отрывом от производства. После этого для студентов следует предусмотреть
практическую работу в течение года на штатных должностях непосредственно на
производстве, в лабораториях и конструкторских бюро.
Совершенствуя систему высшего
образования, большое внимание нужно уделить подготовке инженерных кадров для
отраслей новой техники, для дальнейшего развития научной и
проектно-конструкторской работы.
Статья 31. При
подготовке специалистов сельского хозяйства обучение должно проводиться в
институтах, организованных на базе крупных совхозов и имеющих мощные образцовые
учебные хозяйства, где сельскохозяйственные работы производятся силами
студентов. Подготовка специалистов должна иметь известную направленность
применительно к отдельным зонам страны, а сочетание обучения с производительным
трудом должно строиться с учетом сезонности производства.
Статья 32. Признать необходимым дальнейшее развитие университетского образования,
в частности, значительно увеличить выпуск специалистов по новым разделам
математических, биологических, физических, химических наук, усилить
теоретическую и практическую подготовку студентов, значительно поднять роль
университетов в решении важнейших проблем естественных и гуманитарных наук.
Комплектование университетов и сочетание в них обучения с трудом должны быть
организованы таким образом, чтобы студенты в процессе обучения получали навыки
работы по специальности, а специалисты по гуманитарным наукам (экономисты,
философы, юристы и др.), кроме того, имели бы определенный опыт общественно
полезного труда.
Статья 33. Признать необходимым улучшить подготовку учителей в
педагогических институтах и университетах; расширить подготовку учителей для начальных
школ, имея в виду в дальнейшем полностью завершить переход на комплектование
всех школ учителями с высшим образованием; организовать подготовку учителей по
агрономии, животноводству, технике и другим специальным дисциплинам; повысить
научно-теоретический уровень преподавания в педагогических институтах; усилить
значение производственной и педагогической практики в подготовке учителей.
Статья 34. При
подготовке врачей в медицинских вузах учитывать специфические требования
врачебной профессии; комплектовать медицинские институты по преимуществу из
числа молодежи, имеющей практический стаж работы в качестве младшего
обслуживающего персонала в медицинских и лечебно-профилактических учреждениях;
обучение студентов сочетать с непрерывной практикой в лечебно-профилактических
и санитарно-гигиенических учреждениях.
Для лиц, имеющих среднее медицинское
образование и стаж практической работы по специальности, организовать обучение
в медицинских вузах без отрыва от работы.
Статья 35. При
подготовке специалистов с высшим и средним образованием в области музыки,
живописи, театрального и других видов искусства большее распространение должна
получить система обучения без отрыва от производства с тем, чтобы обеспечить
возможности для получения этого образования широкими кругами трудящихся и
выявления талантов из народа.
Статья 36. Считать необходимым усилить идейно-политическое воспитание
студентов, улучшить преподавание марксистско-ленинской теории, воспитывать
молодежь в духе высоких принципов коммунистической морали, любви к труду,
непримиримости к буржуазной идеологии. При подготовке специалистов с высшим
образованием серьезное внимание должно быть обращено на формирование у
студентов научного метода познания, творческого подхода к овладению науками,
ответственного отношения к учению, самостоятельности в работе. Лица, окончившие
советскую высшую школу, должны являться образцом выполнения государственного и
общественного долга.
Статья 37. Считать целесообразным шире привлекать к преподавательской
работе в высших учебных заведениях наиболее квалифицированных
инженерно-технических работников предприятий, строек, конструкторских бюро и
научно-исследовательских институтов, агрономов, врачей и других практических
работников, способных вести преподавание с использованием передовых методов
производства и современных достижений науки и техники.
Статья 38. Исходя
из того, что научная работа должна являться неотъемлемой частью деятельности
каждого высшего учебного заведения, признать необходимым повысить роль высших
учебных заведений в проведении научных исследований, имеющих высокий
теоретический уровень и важное значение для развития
народного хозяйства, науки и культуры.
Считать целесообразным организацию при
вузах научно-исследовательских институтов, лабораторий и объединение с вузами
некоторых научно-исследовательских учреждений.
Советам народного хозяйства,
министерствам, ведомствам и органам управления сельским хозяйством оказывать
помощь высшим учебным заведениям в реализации результатов научных исследований
и постановке производственных опытов.
Статья 39. Советам
народного хозяйства, предприятиям, учреждениям и организациям предоставлять
высшим и средним специальным учебным заведениям оплачиваемые штатные рабочие
места и технические должности для замещения их студентами, обеспечивать
производственное обучение студентов, необходимые для них жилищные условия и
спецодежду.
Статья 40.
Положение о высших учебных заведениях утверждается Советом Министров СССР.
Статья 41. Совету
Министров СССР и Советам Министров союзных республик разработать и осуществить
мероприятия по развитию высшего образования в стране, вытекающие из настоящего
Закона, предусмотрев при этом:
а) упорядочение сети высших учебных
заведений в стране, имея в виду увеличение числа вузов в новых промышленных
районах, приближение вузов к производству и объединение однопрофильных вузов;
б) расширение и укрепление
материально-технической базы высших учебных заведений, оснащение лабораторий
университетов и технических вузов электронными машинами, ускорителями и другим
новейшим оборудованием;
в) организацию заводов-втузов, а также
промышленных предприятий и цехов при вузах, выпускающих продукцию силами
студентов;
г) создание специализированных
издательств и полиграфической базы для полного обеспечения потребностей в
учебной литературе студентов высших и средних специальных учебных заведений,
особенно обучающихся без отрыва от производства;
д) предоставление дополнительных льгот
для студентов старших курсов вузов и техникумов, обучающихся без отрыва от
производства;
е) укрепление материально-технической
базы вечернего и заочного высшего и среднего специального образования,
обеспечивающее широкое использование кино, радио, телевидения и других
современных научно-технических средств.
Статья 42.
Перестройку высшего и среднего специального образования осуществить в течение
трех - пяти лет, начиная с 1959/60 учебного года, с учетом национальных и
местных особенностей и таким образом, чтобы количество выпускаемых ежегодно
специалистов для народного хозяйства, науки и культуры неуклонно повышалось в
соответствии с растущими потребностями в них.
* * *
Советам Министров союзных республик
внести на рассмотрение Верховных Советов союзных республик вытекающие из
настоящего Закона предложения, обеспечивающие укрепление связи школы с жизнью,
осуществление всеобщего обязательного восьмилетнего образования и дальнейшее
развитие общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и
высшего образования в республиках.
Верховный Совет Союза Советских
Социалистических Республик считает, что приближение школы к жизни создаст
необходимые условия для лучшего воспитания подрастающего поколения, которое
будет жить и трудиться при коммунизме. Перестройка системы народного
образования будет иметь огромное значение для дальнейшего материального и
духовного развития советского общества, повысит роль советской школы в
образовании и воспитании молодежи, лучше обеспечит подготовку
высококвалифицированных кадров для всех отраслей народного хозяйства, науки и
культуры и в еще большей степени будет способствовать росту могущества
Советского Союза.
Председатель Президиума
Верховного Совета СССР
К.ВОРОШИЛОВ
Секретарь Президиума
Верховного Совета СССР
М.ГЕОРГАДЗЕ
Москва,
Кремль
24 декабря
1958 года